Образовательная деятельность на тему: «Рассказ об экологических пирамидах»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_rasskaz_ob_ekologicheskih_piramidkah.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»
Образовательная деятельность на тему: «Рассказ об экологических пирамидах»
Подготовила: воспитатель
Галкина Елена Михайловна
г. Арзамас.
Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Способы:
- Игра «Живая природа».
- Игровой момент со сказочным персонажем «Старичком – лесовичком».
- Вопрос – ответ.
- Физкультминутка.
Средства: разные полоски из бумаги, комплект из пирамидок Н. Рыжовой, набор игрушек: заяц, волк.
Содержание образовательной деятельности
В гости к детям приходит старичок – лесовичок, он предлагает вспомнить, каких животных называют «хищники» и каких «травоядных», почему? Просит детей привести пример. Затем рассказывает детям, что в природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются – «экологические пирамиды» (например, пирамиды численности).
Сначала дети просто складывают пирамиды из полосок бумаги, затем – экологические пирамиды из комплекта Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы». В основание кладется самая длинная полоска –колоски, выше – более короткая – мыши , далее – еще более короткая – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамидка: травы – зайцы - волк. Получились изображения пирамидок.
Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамидку и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамидка выстроена именно в таком порядке.
Рассматривается вторая пирамидка.
Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик – одну или много? Много. Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц – много травы.
Подводим итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.
Воспитатель просит детей высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.
Вопросы:
- Кто любит колоски? (мыши).
- Много или мало колосков съедает каждая мышка? (много).
- Значит, кого должно быть больше? (колосков должно быть больше, чем мышей).
- А чем питается сова? (ловит мышей на обед).
- Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.
- Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (много).
- Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (конечно, сов, чтобы им хватило мышек на обед).
Подводим итог: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.
Физкультминутка
Зайцы скачут скок-скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают –
Не идет ли волк?
Раз – согнулся, разогнулся,
Два – нагнулся, потянулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Старичок-лесовичок предлагает детям построить «живую пирамиду».
Дети, изображающие морковки, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» станут рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле (пирамиды дети строят самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты). Обсуждает с детьми, почему они построили именно такую пирамидку.
Можно попросить детей самостоятельно придумать и построить пищевую пирамиду.
Литература:
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва.
- Рыжова Н.А. « я и природа», Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие по экологической тропе"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познание" на тему : "Путешествие по экологической тропе" в средней группе. Цель: Формировать умение самосто...
Конспект образовательной деятельности на тему "Составление описательных рассказов по тематическому циклу. Игрушки" /занятие № 1/
Формирование связной описательной речи у дошкольников с речевыми нарушениями....
Конспект образовательной деятельности на тему "Составление описательных рассказов по тематическому циклу. Игрушки" /занятие № 2/
Формирование связной описательной речи у дошкольников с речевыми нарушениями....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности (занятия). Тема: «Составление описательных рассказов об овощах».
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах по схеме....
План конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" с опорой на мнемотаблицу....
Непосредственно образовательная деятельность, составление описательного рассказа с использованием наглядного моделирования по теме "Транспорт", для детей старшего дошкольного возраста.
Материал може быть использован на занятиях по развитию речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы...