Особенности процесса наблюдательности детей 6 – 7 лет
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.
Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_protsessa_nablyudatelnosti_detey_6-7_let.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности процесса наблюдательности детей 6 – 7 лет
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.
Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности.
Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество [48]
Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у ребенка запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В ходе наблюдений дети получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей.
Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи ребенка. В практике школы содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику сочинений.
Наблюдая предметы и явления окружающей действительности, ребенок исследует их всеми органами чувств и убеждается, что они реально существуют, а не в нашем сознании.
Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения [28]
Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию ребенка. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.
Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.
Наблюдение характеризуется большой активности личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.
В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.
Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.
Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности [21]
Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир [21].
Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором [29].
Такое качество личности у детей развивается постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это. Тем не менее, не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира.
Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Это качество у школьников можно и нужно развивать, используя различные методы и приемы учебной работы. Исходя из этого, развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности.
Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.
Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность [52]
Итак, в основе наблюдения как психической основы такого качества, как наблюдательность, лежит другой психический процесс – восприятие.
Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
По мнению А.В. Pапорожца, пик развития восприятия у ребенка приходится от раннего к старшему дошкольному возрасту, когда все психические процессы ребенка приобретают определенную степень произвольности.
Развитие восприятия и у здоровых детей, и у детей с нарушениями зрения происходит одинаково, однако у последних отмечается, во-первых, задержка психического развития (то есть определенный уровень развития восприятия ребенка с нарушениями зрения будет соответствовать в возрастном плане уровню развития восприятия здорового ребенка более младшего возраста), а во-вторых, все-таки будут отмечаться определенные отклонения в гармоничности развития (несформированность отдельных компонентов, умений, навыков и т.д.).
Во-первых, операции зрительного анализа и синтеза у слабовидящих детей отличаются фрагментарностью, упущением некоторых деталей и компонентов предмета или явления.
Во-вторых, искажение при первичном анализе и синтезе характеристики предмета искажает и дальнейшие операции по мысленному расчленению воспринимаемого объекта. В результате синтезированный в конечном итоге предмет отличается от первоначально воспринимаемого многими характеристиками.
В дальнейшем, когда от ребенка потребуется способность воспринимать абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы) и объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, а также придавать этому слову конкретное смысловое значение, у слабовидящих детей появляются сложности.
В основе наблюдательности лежит не только такой психический процесс, как восприятие, но и внимание как направленность и сосредоточенность любой психической деятельности.
Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с нарушениями зрения. Однако полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности.
Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.
Наблюдения за детьми с нарушениями зрения свидетельствуют о низком уровне их внимания, что является следствием пассивности и узости интересов к окружающему миру, сведения о котором немногочисленны и разрозненны.
Кроме того, устойчивость внимания при нарушении зрения снижается с уменьшением количества раздражений, т. е. напрямую зависит от их количества. Длительное же воздействие слуховых раздражителей приводит к быстрому утомлению слабовидящих, а следовательно, к рассеиванию внимания.
Итак, внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с детьми с нормальным зрением. Но в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности. Это несколько более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, большая утомляемость [32]
Внешнее проявление внимания характеризуется маскообразным выражением лица, фиксированным положением головы и тела у незрячих и бедностью мимики и пантомимики у слабовидящих.
Для успешного выполнения любого вида деятельности, в том числе и обучения, необходимо развитие наблюдательности. Так, в деятельности важным условием является наличие произвольного внимания, умения наблюдать за действиями педагога и повторять их.
В возрасте 6 – 7 лет у детей нет еще высокого уровня развития произвольности психических процессов, поэтому учебный материал должен быть для детей интересным, насыщенным, ярким, подаваться в игровой форме, форме диалога, загадки, путешествия и т.д. именно в этом случае познавательный интерес ребенка будет сосредоточен на восприятии учебного материала, что будет способствовать развитию его наблюдательности. А к таким методам и можно отнести метод экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией
У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...
Особенности процесса адаптации детей к условиям ДОУ.
Организация сотрудниками ДОУ адаптационного периода. Советы родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка....
Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.
Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....
Основные особенности процесса адаптации детей к ДОУ
Основные особенности нормально текущего процесса адаптации....
Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"
Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве
Болотова О.И., Гурьева О.А. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве...
Особенности процесса познания детей раннего возраста
Особенности процесса познания детей раннего возрастаПомараева Мария Валерьевна, воспитательГБДОУ детский сад № 62По исследованиям специалистов в области детской психологии ведущим видом деятельности д...