Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве
статья (подготовительная группа)
Болотова О.И., Гурьева О.А. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве
Болотова Ольга Ивановна воспитатель ГБОУ г.Москва Школа 1503 Sofka22.06@mail.ru
Гурьева Ольга Анатольевна воспитатель
ГБОУ г.Москва Школа 1503
Анатация: в статье идет речь о развитии у ребенка наблюдательности. Основной задачей авторы выделяют привлечение внимания детей к объекту, с использованием различных сюрпризных моментов. Наглядно демонстрируется, как организовать процесс наблюдательности на прогулке и в помещении группы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Болотова О.И., Гурьева О.А. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве
Болотова Ольга Ивановна воспитатель ГБОУ г.Москва Школа 1503 Sofka22.06@mail.ru
Гурьева Ольга Анатольевна воспитатель
ГБОУ г.Москва Школа 1503
gurjeva.olga@mail.ru
Анатация: в статье идет речь о развитии у ребенка наблюдательности. Основной задачей авторы выделяют привлечение внимания детей к объекту, с использованием различных сюрпризных моментов. Наглядно демонстрируется, как организовать процесс наблюдательности на прогулке и в помещении группы дошкольников.
Ключевые слова: воспитательная работа, природные явления, сюрпризные моменты, эксперименты, наблюдательность, исследования объектов.
От умения ребенка наблюдать зависит в будущем успех его обучения в школе. Зарождаясь еще в раннем детстве, наблюдение на протяжении дошкольного возраста проходит большой путь развития и постепенно становится самостоятельной деятельностью, направленной на познание окружающего. И чем раньше развивать умение наблюдать, тем более положительное влияние оно окажет на общее развитие ребенка.
Особенностью наблюдения является то, что оно базируется на широкой сенсорной основе. Сочетание сенсорных и мыслительных процессов в наблюдательности позволяет постепенно переводить детей от познания конкретных предметов к познанию предметов и явления в их объективных существенных связях и отношениях.
Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе, и развивается благодаря непосредственному общению с ней.
Природа покажет яснейшее влияние на развитие ребенка только тогда, когда у него получится ее наблюдать. Наблюдение окружающей природы ставит перед ребенком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, напряжение мысли, использование начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения. Сравнивая реальные объекты, явления, ребенок способен под руководством взрослого подводить итоги, выводы, умозаключения, то есть постепенно овладевает логическим мышлением. Именно поэтому для правильной организации наблюдения необходимо знать и учитывать возрастные особенности.
В первые месяцы жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители. Интерес к окружающим его предметам проявляется в три месяца, а в 5-7 месяцев ребенок способен подробно исследовать предмет (осязание, вкус, обоняние, зрение).
К концу первого года жизни проявляются зачатки произвольного внимания. Он начинает наблюдать за предметами, причем способен самостоятельно найти объект для осмотра. В целом восприятие в раннем возрасте во многом несовершенно, нецеленаправленно и мало организовано.
К младшей группе детского сада у ребенка формируются первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы. В этом возрасте ребёнок способен отличить животного по внешнему виду, обратить внимание на некоторые части тела, удержать внимание на ослепительных цветущих растениях.
Продумывая организацию и помощь в формировании наблюдательного процесса у детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Лучше всего первые наблюдения проводить за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
Прежде всего в наблюдении основной задачей для воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Использовать можно разные сюрпризные моменты: например, сказать детям, что их в гости позвала морская черепашка, или можно заинтересовать малышей с помощью сказочных героев перчаточной куклы, игрушек, наблюдение за птицами во время прогулок, а также за мелкими насекомыми.
Исследования и эксперименты имеют огромное значение. Исследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. «Как ребёнку узнать, какая шерсть у котёнка?» В этом примере мы предлагаем, чтобы малыши с осторожностью его погладили и назвали, лохматая или гладкая она. Воспитателю можно использовать подражание движением, звуком. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их.
Что важного в исследовательском процессе? Благодаря чувственному опыту, исследованию многочисленного количества предметов, манипулированию с игрушками и другими объектами развивается непроизвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок способен уже концентрировать внимание на изучаемом объекте в течение длительного времен.
В средней группе дети знакомятся с новыми предметами, их свойствами и качествами, с окружающей природой и явлениями повседневной жизни. Детское внимание в эти годы становится более устойчивым. Уже понимают простейшие связи в наблюдаемых явлениях.
Помощь в формировании наблюдательного процесса: исходя из целей наблюдения воспитатель учит ребят видеть в предметах характерные отличительные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Весь объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. На данном этапе воспитатель формирует не только наблюдения за животными, как они передвигаются, чем питаются, где обитают, но обобщает представления о временах года. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающему миру.
Развитие наблюдательности достигается в процессе наблюдений и ухода за растениями и животными. На экскурсиях воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на качества тех или иных объектов. Для закрепления и уточнения знаний используются картины, фотографии и видеоматериалы с изображением природы.
Так, в процессе ухода за растениями и животными:
- дети получают понятие о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как же развиваются и растут растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.
Полученные умения и знания дети используют на практике: ребята мочат водой песок, поливают водой снег, чтоб постройка не сломалась, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка проявляется положительное влияние на труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат.
В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, делать добрые дела и совершать приятные поступки, когда это необходимо, а этому знания детей способствуют тому, как ухаживать за животным и растительным миром, как создать им благоприятные условия для роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Формирование личности и деятельности характеризуется возникновением новых нужд: знания о явлениях и предметах, которые ребенок не наблюдал напрямую, расширяются. Детей интересуют конкретные связи, существующие между предметами и явлениями. Старший дошкольник в состоянии самостоятельно организовывать свое внимание и искать объекты для наблюдения. Но концентрированность внимания в данном возрасте недостаточно большая, так как любой другой предмет может его отвлечь от изучаемого объекта. Именно поэтому основой внимания становятся чётко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования.
К 5-6 годам у детей уже сформированы представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают сезоны, способны выделять отдельные признаки по характеристикам («листья опадают, солнце не пригревает так, как летом»). С помощью воспитателя дошкольники способны анализировать воспринимаемые явления, выделять существенные признаки, оценивать полученные результаты.
Непосредственное понимания окружающего мира проходит в процессе наблюдения; виртуальных экскурсий, презентаций, изучения объектов, рассматривание иллюстраций и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Затруднение происходит в расширении окружающих предметов, с которыми знакомят ребят, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Наблюдение становится все более планомерными. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения ("Сначала рассмотрим, какой кот, потом что и как он ест, как передвигается") и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники находят в объектах характерные и существенные признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Для наблюдения свойственно и то, что дети смогут рассмотреть объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, усложняются у детей знания, навыки и умения.
Детям старшей группы позволяется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае сложности вопросами, использует схемы, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети передают в своих высказываниях, а также используют в различной деятельности.
Важную роль в развитии наблюдательности у ребенка играет взрослый. Выполнение требований взрослого требует умения управлять своим вниманием. Знакомя ребенка с новым предметом, взрослый заостряет внимание на его качествах, особенностях, тем самым формируя у малыша наблюдательность: прививается привычка сравнивать уже изведанное с новым; информируя ребенка о новых, еще не известных свойствах и качествах нового предмета; помощь в обретении навыка формировании вопросов и определения ответов о новом и т.д.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Новые ситуации, с которыми сталкивается дошкольник, заставляют ребенка непроизвольно сосредотачивать внимание на важных и нужных вещах. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания. Обращать внимание на красоту окружающего мира. Прослушивание музыки способствует описанию целостной картины мира.
Список литературы:
1.Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство: МПГУ: Прометей. 2013.
2.Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. — 1993. — №12.
3.Лабутина Е. Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения сезонных изменений в природе.
4.Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей дошкольного
Особенности развития речи детей дошкольного возраста Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.Для нормального становления речевой деятельности необходимы:· ...
Развитие эмоций в дошкольном детстве
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. (А.Н. Леонтьев)....
Статья на тему : " Роль развития памяти в дошкольном детстве"
В данной статье говорится о роли развития памяти, как важнейшем виде умственной деятельности....
Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...
Презентация "Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном детстве"
Общие закономерности развития детей в период дошкольного детства сформулированы благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других ученых. В частности, ведущей закономер...
Консультация «Особенности развития ребенка в раннем детстве»
Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка....