Образовательная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аркашева Светлана Анатольевна

Конспект ООД в старшей  группе по ознакомлению с окружающим с элементами \экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_starshaya_gruppa_svoystva_vozduha.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

на тему «Свойства воздуха»

 Цель:  Развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования с воздухом.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; о способах его обнаружения и использования.

Формировать навыки проведения простейших опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Развивать умение взаимодействовать в группе сверстников,  устанавливать партнёрские отношения.

Формировать умение формулировать и высказывать свою мысль.

Содействовать формированию бережного отношения к  воздуху.

Оборудование: глобус; карточки со схемами; стаканчики с водой и трубочки, ёмкость с водой; полиэтиленовые пакеты; вертушки, воздушные шарики, дудочки, веер.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Ход

         Ребята, сегодня к нам пришла посылка, как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей).  Я сейчас загадаю загадку, отгадав ее вы узнаете, что там находится.

На столе передо мной

Закрутился шар земной.

Артика, Экватор, Полюс,-

Уместил всю Землю… (Глобус).

Что изображает глобус? (Планету)

Как называется наша планета? (Земля)

Какие цвета есть на глобусе и что они обозначают?

Чего больше на Земле, суши или воды? (Воды)

         Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны.

 Какие океаны вы знаете (Тихий океан, Индийский океан), а какие моря? (Черное море, Азовское море…)

Молодцы, правильно!

 А есть еще один огромный океан.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. Догадались? ( Воздушный).

         Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле        

Ребята, а эта посылка к нам пришла из исследовательского института. Они нас приглашают к себе в гости.

         Я буду научным сотрудником института, а вам предлагаю стать  моими «коллегами».  Согласны?

Сегодня мы не только узнаем, чем занимаются в исследовательском институте,  но и сами проведем исследования. А какие, вы узнаете, отгадав загадку:

 Через нос проходит в грудь,

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, но все же

 Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Правильно, молодцы. Мы будем проводить опыты с воздухом, выясним свойства воздуха, для чего нам необходим воздух, как воздух нужно беречь.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, одевать специальную одежду .

        Коллеги, я предлагаю вам пройти за свои рабочие места и надеть халаты. (дети садятся за столы).

Воздух невидимка, волшебник. Как вы думаете, почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него всё видно, бесцветный).

 А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (Мы можем его почувствовать).

Подуйте на ладошку, что вы чувствуете? (ответы детей).   Но как же тогда нам его обнаружить? (ответы детей).

Опыт «Наполни пакет воздухом»

Я предлагаю вам проверить. Возьмите пакет и  скрутите его с открытого края. Каждый ребёнок «надувает» пакет.

 Что происходит с пакетом? (Пакет наполняется воздухом).

Почему это происходит? (ответы детей).

         Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

Итак можно сделать о воздухе какой вывод? (Воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место.)         

Итак, давайте выясним, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? (ответы детей).

         Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Дети зажимают рот и нос). Как вы себя чувствуете? (ответы детей).

 Значит, для чего нужен воздух? (Воздух нужен, чтобы дышать).

Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт «Воздушные пузырьки»

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. Предлагаю подуть в стакан с водой  через соломинку. Что вы увидели в стакане? (Пузырьки воздуха).

Что происходит с пузырьками? (Пузырьки поднимаются вверх). А почему? (потому что они легкие).

 Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

 Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась).

Что в это время происходит с легкими? (наполняются воздухом).

         А при выдохе, что происходит с грудной клеткой и лёгкими?( Она опускается, из лёгких выходит воздух). Сделайте вывод.        

         Итак, коллеги можно сделать вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Дыхательная гимнастика

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Ребята, давайте ещё раз воздух вдохнём носом.

У чистого воздуха нет запаха. А в каком случае воздух пахнет?  

Игра «Угадай запах».

Уважаемые коллеги, как вы считаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (ответы детей).  Сейчас мы это проверим.

Опыт. Дети самостоятельно экспериментируют.

Потрогайте салфетку, она сухая. Переворачивая стакан   вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя  стакан до дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем   воде стечь, не переворачивая стакан.  Попала ли вода в стакан? Объясните, почему. (Потому что там есть воздух, и он не пускает воду).

Правильно, можно сделать вывод: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом        

Коллеги, давайте подведём итог.  Дети по схемам подводят итог вместе с воспитателем.

1) Итак, мы с вами выяснили, что воздух - не жидкость, это газ.

 2) Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

 3) Воздух можно ощущать, он занимает место.

 4) Мы дышим воздухом и выдыхаем воздух.        

         Игра «Хорошо – плохо»

 Ребята, воздух  хорошо – почему?(ответы детей).

Воздух  плохо – почему? (ответы детей).

Правильно, воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

 Господа учёные! Чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья.)

Воздух нужен не только живым существам, он используют и в быту, и на производстве. А вы, знаете, где работает воздух?

Игра «Где работает воздух»

        А теперь нам пора возвращаться в детский сад.  Где мы побывали? Что нового узнали?

        Я вас приглашаю порисовать, необычным способом – мыльными цветными пузырями. (дети рисуют под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....

Организованная образовательная деятельность познавательное развитие «Воздух и его свойства» (Старшая группа)

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. -  способствовать обогащению и закреплению знани...