«Создание предметно – развивающих условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Доклад о познавательно - исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад о познавательно - исследовательской деятельности | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
«Создание предметно – развивающих условий
для формирования познавательных интересов и
познавательных действий ребенка»
Составитель: Аббасова Л.А.
Санкт – Петербург
План:
1. Цель познавательного развития, интереса.
2. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Перечень оборудования в разных возрастных группах.
4. Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.
5. Список литературы.
Цель познавательного развития: сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными требованиями
(ФГОС ДО Приказ№1155 от 17 октября 2013г.), в которых дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно - образовательного процесса.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности.
К познавательному развитию относится:
1) формирование элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира;
2) ознакомление с предметным окружением. Направление формирует восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;
3) ознакомление с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям;
4) ознакомление с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.
5) развитие познавательно – исследовательской деятельности. Целью направления является развитие интересов детей, любознательности и познательной мотивации.
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф Уолдо Эмерсон
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств личности человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем окружающего его мира.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Поэтому познавательно – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
По мнению Н.Н.Подъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности у ребенка активизируются познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, мышление, память, ощущение, речь, представление), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, систематизация, обобщение), устанавливают причинно – следственные связи.
В ходе проведения эксперимента дошкольники ставят перед собой определенные задачи, цели, делают предположения, планируют свою деятельность, формулируют выводы, оценивают свою работу и работу сверстников.
Дети с большим увлечением участвуют в экспериментальной деятельности, испытывают удовольствие от полученных открытий, у них возникает множество вопросов, что говорит о росте их познавательной активности.
Познавательно – исследовательской деятельностью занимаемся в непосредственно – образовательной деятельности (составлено перспективное планирование на год, связанное с тематикой недели), организуем совместную образовательную деятельность в вечернее время (составлено перспективное планирование «волшебные опыты»), знакомим с миром природы, с предметным окружением. Используем наглядно – демонстрационный материал, дидактические и настольно – печатные игры.
К развитию познавательно – исследовательской деятельности относится:
- познавательно – исследовательская деятельность;
- сенсорное развитие;
- дидактические игры;
- проектная деятельность со средней группы.
Этапы работы с детьми по экспериментальной деятельности заключается в следующем:
1-ый этап: перед проведением эксперимента проводится беседа, в процессе которой определяются, какие знания у детей уже имеются, чего они не знают и хотели бы узнать. Это позволяет мотивировать детей на участие в эксперименте.
На 2-ом этапе перед детьми ставится проблема. Воспитатель помогает им осмыслить ее, после чего дети предлагают свои варианты решения этой проблемы, т.е. выдвигают свои предложения, систему действий.
3-ий этап – организация деятельности детей по практической проверке выдвинутых предположений.
На 4-ом – происходит подведение итога деятельности, а именно вспоминаем, какие из них подтвердились, а какие – нет и делаем совместно вывод о нашей деятельности (оценка и самооценка).
Необходимо помнить, что главным условием экспериментирования является практическое участие каждого ребенка.
Очень радует то, что о проведенных экспериментах дети рассказывают своим родителям и с большим удовольствием проводят их дома совместно с родными.
Т.о. познавательно – исследовательская деятельность – одно из направлений в дошкольном образовании, за которым стоит большое будущее. Стоит только начать!
Младший дошкольный возраст.
Компонент оборудования:
1. Песок, глина.
2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
3. Материалы для игр с мыльной пеной.
4. Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
5. Простейшие приборы и приспособления:
- лупы,
- сосуды для воды,
- «ящик ощущений» (чудесный мешочек),
- зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,
- контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
6. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
7. Семена бобов, фасоли, гороха.
Компонент дидактический:
1. Книги познавательного характера для младшего возраста.
2. Тематические альбомы.
3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.
4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани».
Средний дошкольный возраст.
Компонент оборудования:
1. Песок, глина.
2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
3. Материалы для игр с мыльной пеной.
4. Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
5. Семена бобов, фасоли, гороха.
6. Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
7. Простейшие приборы и приспособления:
- лупы,
- сосуды для воды,
- «ящик ощущений» (чудесный мешочек), - зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», - контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
8. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
Компонент дидактический:
1. Книги познавательного характера для среднего возраста.
2. Тематические альбомы.
3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.
4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы».
5. Мини-музей (тематика различна, например, «Камни», «Чудеса из стекла» и др.)
Старший дошкольный возраст.
Компонент оборудования:
Материалы распределены по разделам:
1. «Песок, глина, вода».
2. «Звук».
3. «Магниты».
4. «Бумага» (разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.).
5. «Свет».
6. «Стекло».
7. «Резина».
8. Природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена.
9. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки.
10. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др.
11. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
12. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
13. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, масло, мука, соль, сахар и др.
14. Сито, воронки.
15. Формы для льда, половинки мыльниц.
16. Проборы – помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупа.
17. Измерительные приборы: сантиметр, безмен, рулетка.
18. Клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.
Компонент дидактический:
1. Книги познавательного характера, атласы.
2. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
3. Тематические альбомы.
4. Коллекции.
5. Мини - музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня» и др.).
Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.
- «Двойняшки» (фрукты и ягоды)
- «Осень, зима, весна, лето»
- «Как растет живое»
- «Что происходит в природе»
- «Воздух, земля, вода»
- «Где живет вода?»
- «Путешествие капельки»
- «Что окружает человека»
- «Что где растет»
- «Береги живое»
- «Кто и что?» (живое – неживое)
- «Сенсорное развитие детей: цвет, форма, размер»
- «Формы»
- «Цвет»
- «Цвета и формы»
- «Цвета и краски»
- «Где спрятались зверушки» (смешивание красок)
- «Веселые зайчата», «Радуга», «Разноцветные карандаши» (различие цветов)
- «Из чего мы сделаны»
Литература по познавательно – исследовательской деятельности.
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Москва «Мозаика – Синтез» 2015г.
- О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом»
Москва «Сфера» 2005г.
- И.Э.Куликова, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»
Москва «Пед. общество России» 2003г.
- Н.М.Зубкова «Вкусная наука»
«Научные ответы на детские «Почему»
СПб «Речь» 2013г.
- О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
СПб «Детство – Пресс» 2015г.
- Е.Е.Салмина «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»
СПб «Детство – Пресс» 2015г.
- О.В.Попова «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»
СПб «Детство – Пресс» 2015г.
- С.Болушевский, М.Яковлева «100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче»
Москва «Эксмо» 2015г.
- О.В.Таглина «Чудесные превращения»
«Секреты живой природы»
Харьков «Ранок» 2011г.
- Н.С.Губка «Секреты волшебства»
Харьков «Ранок» 2011г.
- Н.Ганайлюк «Азбука экспериментов профессора Николя»
Москва «АСТ» 2015г.
«Эксперименты профессора Николя»
Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Выступление в рамках секционного заседания городской конференции «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...
Консультация для воспитателей "Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности"
консультация для воспитателей...
"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".
"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
Консультация по вопросу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности....
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...
«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...