Проект на тему:"Югра-мой край родной"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Югра-мой край родной" | 739.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Югра - мой край родной»
Тема: ««Югра - мой край родной»
По срокам: долгосрочный: 2 года (2016-2018г.).
По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность проекта
Цель проекта: создание условий для формирования знаний о родном крае.
Задачи по проекту:
Изучить методическую литературу по данной теме;
Создать материальную среду для работы по проекту:
-Создать Музей родного края на базе МБОУ СШ №12;
-Пополнять музейными атрибутами посредством проведения Акций, Дней открытых дверей;
-Создать Центр в группе по знакомству с родным краем;
Найти наиболее эффективные формы работы с детьми, определит формы совместной деятельности с детьми;
Создать кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
Альбом детского творчества «Люблю тебя, мой край родимый!»;
Создать фотоальбом «Фотовернисаж «Сургут-мой город!»;
Организовать экскурсии: в Музей НП «Центра временного пребывания детей», Музей «Русскинские», «Историко-культурный центр г. Сургута»;
Осуществить личную поездку в г. Тобольск, Ханты-Мансийск, п. Русскинские;
Повысить личное самообразование по реализации проектов путем посещений мастер-классов, экскурсий.
Задачи по работе с детьми:
- Сформировать знания о природном богатстве родного края;
- Формировать знания о культуре, быте коренных народов Севера.
- Расширить знания детей о родном городе Сургуте, его особенностях, людях, его населяющих;
- Учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;
- Формировать уважение к людям, к их труду,
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Согласно стратегии развития образования г. Сургута до 2020 года одной из задач является - создание условий для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компетентностей. Данная задача очень актуальнана на сегодняшний день, так подтверждает дефицит развития у людей таких качеств как: любовь к родному городу, краю, Родине. В связи с миграцией людей в наш округ из других регионов, городов, стран, происходит “стирание” культуры, которая присуща нашему округу. Необходима работа по приобщению людей разных национальностей и культур к культуре именно нашего края –ХМАО-Югры, знакомству с традициями и обычаями коренных народов, формирванию любви к краю и его природным сообществам.
Сегодня ХМАО-Югра признана туристическим центром края, куда приезжают люди для знакомства с разнообразием и культурой. Открытые музеи позволяют людей более эффективно решать данные задачи.
Работу по приобщению детей к культуре и традициям нашего края неободимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Данный проект соответсрвует Стратегии развития нашего округа.
Данный проект рассчитан на один год и охватывает детей старшего дошкольного возраста (5-7л.).
Описание проекта
1. Основные сведения о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра
Что такое ХМАО-Югра?
УРАЛЬСКИЙ федеральный округ. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Площадь 534,8 тыс.кв.км.. Образована 10 декабря 1930 года. Административный центр федерального округа — г. Ханты-Мансийск Города: Белоярский, Когалым, Лангепас, Лянтор, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Советский, Сургут, Урай, Югорск. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа, расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Согласно уставу Тюменской области, Югра входит в состав Тюменской области, но при этом является равноправным субъектом Российской Федерации. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в Западно-Сибирский экономический район.
Важнейшим негативным фактором являются суровые природно-климатические условия и неразвитость транспортной инфраструктуры. В Ханты-Мансийском автономном округе добывается россыпное золото, жильный кварц . Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. В Югре добывается 60% российской нефти.
Основные отрасли промышленности: добыча нефти и газа, газопереработка, электроэнергетика, деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов.
В сельском хозяйстве преобладает животноводство молочно-мясного направления, оленеводство.
Развиты звероводство (серебристо-черная лисица, голубой песец, норка), охота на пушного зверя, в пригородных районах — овощеводство и картофелеводство.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра был образован 10 декабря 1930 года как Остяко-Вогульский национальный округ, переименованный 23 октября 1940 года в Ханты-Мансийский национальный округ.
С 1978 — Ханты-Мансийский автономный округ, в 2003 округ получил своё нынешнее название Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Городские округа Ханты-Мансийского автономного округа - Югра: «Город Ханты-Мансийск», «Город Когалым», «Город Лангепас», «Город Мегион», «Город Нефтеюганск», «Город Нижневартовск», «Город Нягань», «Город Покачи», «Город Пыть-Ях», «Город Радужный», «Город Сургут», «Город Урай», «Город Югорск».
Муниципальные районы: Белоярский, Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский.
Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.
С 1993 ХМАО является субъектом РФ. В 1990-х гг. происходил рост новых городов, модернизация инфраструктуры, благодаря чему ХМАО стал одним из наиболее современных в бытовом отношении регионов. В настоящее время это наиболее важный в ресурсном отношении регион, основа топливно-энергетической пром-сти России.
2. Население ХМАО-Югра
В этническом составе (перепись 2002) преобладают русские (66,1%),украинцы (8,6%), татары (7,5%), башкиры(2,5%). Доля коренных народов (ханты,манси, ненцы) составляет 1,5%. В округе проживают около 17 тыс. хантов, 10 тыс. манси (80% их общего числа) и менее 2 тыс. лесных ненцев. Наличие коренных народов определяет особенности региона в отношении социальной политики и других аспектов общественной жизни.
3. Коренные жители округа
Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.
Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.
Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.
Культура манси и хантов - весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.
Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.
Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.
Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.
Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
4. Природные богатства края
Основное богатство региона – месторождения углеводородов: нефти (Самотлорское, Фёдоровское, Красноленинское,Покачевское), газа (Игримское, Берёзовское). В округе добывается россыпное золото, жильный кварц. Открыты, но не разрабатываются месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения минерально-строительного сырья.
Регион имеет особый тип растительн о с т и – лесоболотный. Таёжные леса (зона средней тайги) распространены вусловиях сильной заболоченности терр. На возвышенных участках – тундровый тип растительности, на Урале – лесотундровый. Основные породы – ель, кедр, пихта,сосна, лиственница, берёза, ольха. На С. – светлые лишайниковые боры. На высоких поймах рек растительность паркового типа представлена ивняками, ивово-берёзовыми и ивово-берёзово-осиновыми лесами. В лесах и на болотах произрастает клюква,брусника, черника, морошка и др. кустарнички. Общая лесистость – 54%, запасыдревесины на корню – 3225 млн м3.
Животный мир характеризуется наличием ценных промысловых видов – 28 из 60 видов млекопитающих (соболь, горностай, норка, лисица, песец и др.). В Красную книгу занесены росомаха и зап.-сибирский речной бобр. Всего фауна позвоночных представлена 369 видами. Орнитофауна насчитывает 256 видов. К охотничьим видам относятся гуси, глухари, тетерева, рябчики, куропатки и др.
В озёрах и реках – 42 вида рыб, 19 из которых являются промысловыми (стерлядь, нельма, муксун, чир, налим, щука).
5. Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо создать познавательный Центр, в котором будут находиться наглядный и дидактический материал, необходимый для знакомства детей с родным краем:
- Картинки о родном крае: природе (птицы, животные, насекомые, рептилии, деревья, кустарники, растения болота, рек, лугов);
- Гербарий, в котором представлены материалы: растения, их описание и прочая информация.
- Природный материал: шишки, мох, веточки, листья, ягоды, грибы;
- Дидактические игры о природе ХМАО-Югры;
- Картинки и фотографии с коренными жителями: ханты и манси;
- Атрибуты, связанные с жизнью коренных жителей;
Следует разработать кейс мультимедийных презентаций, которые будут раскрывать конкретные темы по знакомству с родным краем.
Подобрать видео фильмы, аудиозаписи голосов птиц, животных, населяющих наш край.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд научно-познавательной литературы о родном крае. литературы:
6. Формы работы с детьми по знакомству с родным краем
Для реализации проекта будут использоваться разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми:
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
- подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
Рис. №1. Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем
Рис. №2. Совместная деятельность воспитателя с детьми
Все выше перечисленные формы работы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.
Целевая группа: дети старшего возраста (6-7л.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.
Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками .
Этапы работы по проекту:
Подготовительный этап: подготовительный с 01.09.2016г. по 30.09. 2016г.
- Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для знакомства детей с родным краем;
- Создание предметно-развивающей среды (создание Центра и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
- Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Разработка плана работы с НП «Центром временного пребывания детей».
Основной этап: деятельностный с 01.10.2016г. по 31.05.2017г.
- Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, творческих альбомов;
- Оформление выставок.
- Реализация плана работы с НП «Центром временного пребывания детей».
Заключительный: итоговый с 01.06. 2017г. по 31.07.2017г.
- Подведение итогов по реализации проекту;
- Представление опыта педагогической общественности;
- Публикация материалов;
- Участие в конкурсах;
- Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБОУ СШ №12.
Ожидаемые результаты
Относительно детей:
- Сформируются знания о природном богатстве родного края;
- Сформируются знания о культуре, быте коренных народов Севера.
- Дети будут знать историю происхождения и развития города Сургута.
- Будут любить к родной край, бережно относиться к природе родного края;
- Будет сформировано уважение к людям, к их труду,
- Дети будут уважать жителей коренных национальностей Севера.
- Прочие результаты:
Создан Музей родного края;
Пополнен музейными атрибутами;
Создан кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
Альбом детского творчества «Люблю тебя, мой край родимый!»;
Создан фотоальбом «Фотовернисаж «Сургут-мой город!»;
Организованы экскурсии в Музей НП «Центра временного пребывания детей», Музей «Русскинские», «Историко-культурный центр г. Сургута»;
Осуществлена личная поездка в г. Тобольск, Ханты-Мансийск, п. Русскинские;
Осуществлено личное самообразование по реализации проектов путем посещений мастер-классов, экскурсий.
Перспективный план работы с детьми старшего возраста (5-6л.) по знакомству с родным краем на 2016-2017г.г.
м | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
|
|
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
Ноябрь | 5 |
|
|
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
|
|
10 |
|
| |
11 |
|
| |
12 |
|
| |
Январь | 13 |
|
|
14 |
|
| |
15 |
|
| |
16 |
|
| |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
|
| |
20 |
|
| |
Февраль | 21 |
|
|
22 |
|
| |
23 |
|
| |
24 |
|
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
| |
28 |
|
| |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
|
| |
32 |
|
| |
Май | 33 |
|
|
34 |
|
| |
35 |
|
| |
36 |
|
|
Перспективный план работы с детьми старшего возраста (6-7л.) по знакомству с родным краем на 2017-2018г.г.
№ | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
|
|
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
Ноябрь | 5 |
|
|
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
Югра?».
|
|
10 |
|
| |
11 |
|
| |
12 |
|
| |
Январь | 13 |
|
|
14 |
|
| |
15 |
|
| |
16 |
|
| |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
|
| |
20 |
|
| |
Февраль | 21 |
|
|
22 |
|
| |
23 |
|
| |
24 |
|
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
| |
28 |
|
| |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
|
| |
32 |
|
| |
Май | 33 |
|
|
34 |
|
| |
35 |
|
| |
36 |
|
|
План работы с родителями на 2016-2018г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2016-2017г |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март Апрель |
2017-2018г. |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель |
План работы с воспитателями на 2016-2018г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2016-2017г |
| Ноябрь Октябрь Февраль Март Апрель |
2017-2018г. |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Апрель Май |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление работы в следующих направлениях.
№ п/п | Направления в работе | Проводимые мероприятия |
1. | Работа с педагогами | - ознакомление с особенностями работы по данному проекту; - ознакомление с методическими разработками по данному проекту; -организация мероприятий на базе других МБДОУ города. |
2. | Работа с родителями | - оказание консультативной помощи в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания ребенка; -размещение консультативного материала на сайте МБДОУ, сайтах педагогических сообществ. |
3. | Работа с детьми | - создание условий для дальнейшей работы; -поиск использования новых форм, методов, средств работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению. |
4. | Распространение собственного педагогического опыта | - публикация материалов по данной теме на сайтах ДОУ и педагогических работников; - участие в конкурсах и фестивалях различных уровней; -участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города. |
Заключение
Работа по проекту позволяет увидеть, что усваивая окружающую среду, ребенок не только познает мир, формирует собственную картину мира, но развивает в себе те качества, которые будут характеризовать его в будущем в социальном обществе, как гражданина своего города, края, Родины.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно способствует познавательному и нравственному развитию ребенка. Формируя представления о родном крае, людях, его населяющих, природном окружении, ребенок получает возможность осознать свою принадлежность родному краю, что в свою очередь, формирует любовь к Родине, краю, городу и характеризует его как патриота своей Родины.
.
Использованная литература
http://dsalenka.ucoz.ru/index/sovremennye_formy_raboty_s_detmi/0-46. Современные формы работы с детьми
- http://www.novrosen.ru/Russia/regions/hant.htm ФЕДЕРАЛИЗМ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- http://geografiyahmao.blogspot.ru/2011/10/blog-post_06.htmlПолезные ископаемые Югры.
- http://www.kulturologia.ru/blogs/031013/18947/ Народы ханты и манси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...
Конспект НОД по коммуникативному развитию. Тема: «Югра - мой край родной»
Материал предназначен для детей старшего возраста.Дети знакомятся с национальными терминами, узнают о богатствах Югорского края,народных промыслах....
Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...
Консультация для родителей Тема: «Югра – мой край родной»
Консультация для родителей Тема: «Югра – мой край родной»...
Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"
Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»Цель: знакомство детей старш...
НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"
НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"...