Конспект НОД по коммуникативному развитию. Тема: «Югра - мой край родной»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Усольцева Ольга Петровна

Материал предназначен для детей  старшего возраста.Дети знакомятся с национальными терминами, узнают о богатствах Югорского края,народных промыслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по коммуникативному развитию.

Область: развитие речи.

Тема: «Югра -  мой край родной»

Цель: Расширение словарного запаса за счёт употребления в своей речи национальных  слов.

Задачи:

Учить употреблять в своей речи национальные термины.

Развивать связную речь.

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края, уважение к жителям коренных народов  Севера,

Оборудование: карандаши, бумага, карта ХМАО -Югры, России, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Северный край», чтение хантыйских сказок и рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера.

 Словарная работа: ягушка, малица, тундра, чум, дикоросы, коренное население, стойбище. 

Ход НОД:

№ п/п

Этап.

Длительность

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

- Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать,  я не скажу, предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин.

В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их.

-И так, путешествие начинается.

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это макет нашей Земли)

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6-10 мин.

- Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

(Это разные государства на планете Земля).

- А какие государства вы можете назвать?

 (Америка, Турция, Китай и т. д).

- А как же называется наша страна?

(Наша страна - Россия, Российская Федерация).

- Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

( Город Москва).

-Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.  (Дети показывают Россию на глобусе)

- Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

(Родной край)

- Это большая или малая Родина?

- Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

(Наша малая Родина называется – Югра)

- А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

(- Ханты – Мансийский автономный округ – Югра).

- А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

( Он находится на севере нашей страны)

- Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?

(Город Ханты – Мансийск).

- Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе. Назовите какие вы знаете?

- Ребята, чем  богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе?

(Здесь добывают нефть, газ)

- Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по

всей нашей стране, а также и в другие государства.

- Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

- Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои…

Ребята, назовите коренных жителей нашего края?

- Чем  занимается коренное население?

( Охотой, оленеводством, сбором дикоросов, рыболовством).

- Что такое дикоросы?

- Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

( Потому что грибы и ягоды никто не сажает и не ухаживает за ними, они сами вырастают).

- Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

- Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

- А какие деревья и кусты растут на севере?

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?».

Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

( Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)

- Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод,

растущих на севере и юге нашей страны.

Первой команде- необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа.

Второй команде- необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севера

( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Воспитатель вносит чум.

- Что это за сооружение? (показывает чум)

- А что такое чум?

(Это жилище ненцев и хантов).

 - Я не видела в нашем селе  чума. В нашем городе построены кирпичные и панельные дома, а кто и где строит чум?

(Чумы собираются в стойбищах, в тайге).

- А кто в них живет?

(Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы).

- А почему они живут в чумах?

( Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить).

- А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

А из чего сделан чум?

- Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

( Холодно, но люди тепло одеты)

- Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

(Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу).

- А ноги во что обуты?

(Кисы и бурки).

- Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

(Одежда вышита орнаментом).

- Орнаменты бывают разные. Что они означают?

( Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы).

- Да, узоры взяты из природы.

5.

Динамическая пауза

1 мин.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает

слово «хэйро»? Слово «хэйро» означает «солнце».

6.

Практическая работа

5-12 мин.

Дети зарисовывают орнаменты.

7.

Открытый выход из деятельности

3 мин.

О чём мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали?

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"

Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»Цель: знакомство детей старш...

НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"

НОД по познавательному развитию на тему "Югра  - мой край родной"...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей от 5 до 6 лет по теме: «Югра – мой край родной»

Конспект ООД  по познавательному развитию для детей от 5 до 6 лет по теме:  «Югра – мой край родной»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.Задачи:-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси,...