Проект в подготовительной группе «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект:
«Зимующие птицы»
Паспорт проекта:
Проект может быть использован при работе МКДОУ по примерной основной общеобразовательной программе МКДОУ Девицкий Детский сад «Улыбка». Соответствует ФГОС.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: «Развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие».
Актуальность: в холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Цели проекта:
Ø Развитие познавательных и творческих способностей детей;
Ø Формировать отзывчивость, любовь к природе, птицам, желание помогать им;
Ø Формировать самооценку своих поступков;
Ø Формировать экологическую культуру у детей;
Ø Убедить родителей принять участие в создании кормушек, выборе места расположения кормушек на участке ДОУ.
Задачи проекта:
Развивающие:
Ø вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Ø совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
Ø воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Ø вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Образовательные:
Ø уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
Ø формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование:
Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; пластилин, бумажные силуэты птиц; аудиозаписи пения зимующих птиц; презентация «Зимующие птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-zimuyushchie_ptitsy.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Зимующие птицы»
Паспорт проекта:
Проект может быть использован при работе МКДОУ по примерной основной общеобразовательной программе МКДОУ Девицкий Детский сад «Улыбка». Соответствует ФГОС.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: «Развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие».
Актуальность: в холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Цели проекта:
- Развитие познавательных и творческих способностей детей;
- Формировать отзывчивость, любовь к природе, птицам, желание помогать им;
- Формировать самооценку своих поступков;
- Формировать экологическую культуру у детей;
- Убедить родителей принять участие в создании кормушек, выборе места расположения кормушек на участке ДОУ.
Задачи проекта:
Развивающие:
- вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Образовательные:
- уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование:
Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; пластилин, бумажные силуэты птиц; аудиозаписи пения зимующих птиц; презентация «Зимующие птицы».
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап;
II. Основной этап;
III. Заключительный этап.
I этап – подготовительный:
1) Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2) Чтение стихотворений и рассказов о зимующих птицах;
3) Создание необходимых условий для реализации проекта;
4) Перспективное планирование проекта;
5) Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»; «Разрезные картинки»; «Лабиринт».
Групповая работа: аппликация из пластилина «Снегирь».
Беседа на тему: «Зимующие птицы».
Подвижная игра: «Птички».
Домашние задание родителям:
1) Рекомендации на совместные прогулки;
2) Совместно с ребенком сделать кормушку;
3) Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;
4) Отгадывание загадок про зимующих птиц;
5) Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Вступительная часть. Звучит аудиозапись пения птицы.
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года? – ЗИМА
Воспитатель: Представьте, что мы оказались с вами в зимнем лесу. Утро, очень тихо. Деревья стоят голые, только на зеленых лапах сосен и елей лежит белый пушистый снег. И вдруг…. (Звучит аудиозапись пение птиц.)
- Чьи голоса мы услышали? А разве птицы не улетели в теплые края?
- Какие птицы улетают? - перелетные.
- Назовите перелетных птиц.
- Как называются птицы, которые остаются на зиму? - зимующие.
- Назовите зимующих птиц?
- Какие птицы живут зимой в лесу? Какие рядом с человеком в городе, деревне?
- А какие птицы прилетают к нам зимовать? - свиристель, клест.
- Подумайте, почему они летят зимой к человеку?
- Правильно, птицы летят в города и деревни, чтобы прокормиться. Но и в лесу тоже остаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки? Я вам сейчас буду загадывать, а вы будете отгадывать.
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица
И в скворечнике на ветке
Первый гость… СИНИЦА.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. - СНЕГИРЬ
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... СОРОКА
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо
В пышной кроне за листвой,
Крик да перепалка,
Кто же там базар устроил,
И шумит, и каркает? ВОРОНА
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны
Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Ворона – важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. ДЯТЕЛ
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску
Воспитатель: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. ВОРОБЕЙ
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
Гимнастика для глаз (Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)
1) Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. (Повторить 5-6 раз.)
2) Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. (Повторить 3-4 раза в каждую сторону.)
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?». (На доске – пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»).
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам;
В красных майках снегири – 4 наклона головы;
Распушили пёрышки – частые потряхивания руками, опущенными вниз;
Головой вертят, улететь хотят – 2 поворота головы на каждую сторону;
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.
Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби).
Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок.
Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг, берутся за руки;
Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,
воробей пытается «вылететь», а голуби его не пускают
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – мухи – это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – макароны – это продукты.
Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – куницы – это животные.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – комары – это насекомые
Игра - Стихотворение «На Кормушке»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на доску - кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушку и насыплем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится.
Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза; овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи. (Дети насыпают в кормушку корм для птиц, после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами.)
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
Повторить с детьми пройденный материал, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
- Индивидуальные беседы: «Обсуждали ли вы дома с ребенком тему дня?».
III этап – заключительный
1) Оформление результата проекта в виде презентации;
Результаты реализации проекта:
1) Расширен кругозор детей о зимующих птицах;
2)0Улучшилась предметно–развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
3) У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста., О.А. Воронкевич., Детство-Пресс, 2015;
- Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Соответствует ФГОС ДО., И.А. Лыкова., ООО ИД Цветной мир, 2013;
- Картотека предметных картинок. Домашние, перелётные, зимующие птицы, выпуск №9., - СПб.: Детство-Пресс, 2013;
- Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада, образовательная область «Художественное творчество»., Т.М. Бондаренко., Воронеж: Метода, 2013;
- Птицы. Полная энциклопедия., Ю.К. Школьник., М.: Эксмо, 2006;
- Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ., Н.Н. Леонова., СПб.: Детство-Пресс, 2015;
- Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий., Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина., Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенка проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В эт...
Краткосрочный проект в подготовительной группе : «Зимующие птицы»
Вид проекта: информационно-творческий.Продолжительность проекта:краткосрочный (2 недели).Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.Охватываемые образ...
Познавательный проект в подготовительной группе «Зимующие птицы — наши друзья».
краткосрочный проект...
Информационно - творческий проект в подготовительной группе "Зимующие птицы".
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.Задачи:1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.2. Пополнить развивающую среду группы материалами...
Проект в подготовительной группе "Зимующие птицы"
В холодное время годазимующим птицам жизненно важно прокормиться.Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступ...
Проект для подготовительной группы "Зимующие птицы"
Информационно-творческий проект для подготовительной группы "Зимующие птицы"...
Проект в подготовительной группе «Зимующие птицы»
В современных условиях проблема экологического воспитаниядошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в периоддошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры...