Кружковая работа по экологии в средней группе «В гостях у природы»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лукашенко Екатерина Юрьевна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_ekologii.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа

по экологии в средней группе

 «В гостях у природы»

МАДОУ детский сад 22

На 2017-2018год

Руководитель: Лукашенко Е.Ю.

                         Кружковая работа по экологии в средней группе

 «В гостях у природы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Материально-технические условия.

В средней группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего детского сада отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.  

Создание условий для реализации кружковой работы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

учитывать социальный опыт ребенка учитывать его возможности, способности, интересы строить педагогический процесс как диалоговый.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – пятница, во вторую половину дня.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «В гостях у природы» призвана решать следующие задачи:

  • Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  • Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  • Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  • Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  • Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов планируем проводит открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.

Перспективный план работы кружка «В гостях у природы»

2017 – 2018 учебный год

Дата

Тема

Задачи

Содержание

«Воробьишка»        

«Синичкин праздник »        

«Дикие звери зимой»        

«Снежинка»        

Акция «Защитите ель и сосну»        

«Плыли по небу тучки»

«Снежный хоровод»        

«Зимняя красавица - ель»        

«Почему растаяла Снегурочка?»        

«Жизнь птиц зимой»

«Мороз – удивительный художник»        

        

«Выращиваем лук на окошке»

«Дикие животные в лесу зимой»

«Лаборатория добрых дел»        

        

        

«Наблюдение за сезонными изменениями»

«К нам весна шагает быстрыми шагами»        

        

«Наши четвероногие друзья – собака»        

«Забота о здоровье»        

«Первые цветы в природе»        

«Божья коровка»        

«Белая березка»        

Праздник

«Пернатые гости»

«Весенний пейзаж»

«Солнышко на травке»        

        

«Что такое облака, дождь, гроза?»        

«Песочные фантазии»        

«Экологическая тропа»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.        

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.        

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.        

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.         

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.        

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.

Развитие наблюдательности.

Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.        

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.        

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

 Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.        

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта        

        

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.        

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей        

Формировать представления об изменениях в природе;

 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.        

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.        

«Наши четвероногие друзья – собака»        

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

        

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

        

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.        

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.        

Формировать представления у детей о березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.        

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.        

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.        

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей        

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.        

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подвижная игра «Лиса и птицы»

Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа.

Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу.

Беседа, игра «Накорми птицу», дидактическая игра «Улетают – не улетают».

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа

Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания; игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Чтение стихотворения «Весна », д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

Наблюдение, подвижные игры  

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, экспериментирование «Тепло – холодно».

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение.

Чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», экспериментирование: «Почему песок сыплется».

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения, беседы, продуктивная деятельность.

                                            Список литературы:

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группа

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. В данном кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное...

Кружковая работа по экологии в средней группе «В гостях у природы»

Кружковая работа по экологии в средней группе «В гостях у природы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ...

Сценарий образовательная деятельность с использованием ИКТ по экологии в средней группе «Живая и неживая природа»

Сценарий образовательная деятельность с использованием ИКТ по экологии в средней группе ...

Кружковая работа по экологии в старшей группе «Рябинка»

Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях....

ОД по экологии для средней группы «Сортируем мусор, бережем природу»

Знакомство детей с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов, решение проблемы отходов в повседневной жизни....

ОД по экологии для средней группы «Сортируем мусор, бережем природу».

Знакомство детей с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов, решение проблемы отходов в повседневной жизни...