Как все живое растет?
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Занятия по формированию
экологической культуры детей 5-6 лет
«Как все живое растет?»
Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, тепло, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Материал: Демонстрационный:
Фотографии детей группы в ясельном возрасте;
Схемы: этапы развития живых организмов: ребенок – мужчина, котенок – кошка; яйцо – петух.
Условные изображения факторов, необходимых для роста человека и его развития. Банка с водой, салфетки, целлофановый пакет.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
- Кто изображен на фотографиях?
- А вы сейчас похожи на этих детей?
- Как вы изменились? (Стали большими, носим одежду и обувь большого размера. У девочек теперь длинные волосы. Вместо ползунков носим колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, танцуем)
- А чему вы научились еще?
- Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас?
- А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Детей надо поить, кормить…)
-А чем вас кормили?
-А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купаться, закаляться и т.п.)
- Кто все это делал?
- Правильно ребята, самое главное – это любовь и забота ваших близких, она необходима маленьким детям.
Выкладываем на ковре схему № 1
грудной ребенок дошкольник школьник юноша мужчина
- Ребята, оказывается для роста человека и его развития необходимо …
Выкладываем схему № 2
тепло питание вода воздух любовь близких
- Посмотрите, какими вы были и какими вы стали и какими вы будете.
- Ребята, а у кого дома живет кошка? Какая она? Большая или маленькая?
- А что нужно, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (ответы детей)
-Давайте подумаем. (Выкладываем схему № 3)
слепой котенок маленький котенок подрастающий котенок кошка
- Ребята, оказывается, для роста и развития кошки нужно то же самое, что и для человека (возвращаемся к схеме № 2)
- А теперь отгадайте загадку: Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (петушок)
- Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым? Кто знает, каким петушок был раньше?
- Правильно цыпленок вылупился из яйца и был вот таким.
Выкладываем схему № 4
яйцо цыпленок молодой петушок взрослый петух
- Что надо было для роста цыпленка?
Вывод: Ребята, оказывается , для роста и развития цыпленка необходимо все то же самое, что для человека и для животного. (возвращаемся к схеме № 2)
- А кто заботится о цыпленке? Чья любовь ему нужна больше всего?
- Ребята, посмотрите вокруг, что и кто у нас в группе растет вместе с нами? (черепаха, рыбки, комнатные растения)
- Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения – жители Земли. И всем им необходимо одно и то же для роста и развития. А что нам нужно вспомните сами! (схема № 2)
- А теперь отгадайте, что лежит у меня в коробке. Определите по звуку. (в коробке фасоль). Что это? Живое или неживое? А теперь закройте глаза и потрогайте руками. Что это?
- Какие они? (гладкие, овальные, маленькие)
- Что нужно сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой?(посадить в землю, полить, поставить на окно к солнышку)
- Правильно, если мы хотим, чтобы зернышко росло, мы его оживим, а чтобы оно быстро прорастало его нужно обернуть сырой салфеткой и следить, чтобы она не высыхала, для этого салфетку надо завернуть в целлофановый пакет и положить «на солнышко» - на подоконник.
- А вы хотите быть зернышками?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучики коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ребята, вам понравилось быть живыми зернышками? Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.
Давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать за ними, поливать, удобрять, а они радоваться жизни и радовать нас.
Дети сажают фасоль или замачивают ее перед посадкой.
«Родной край - Нижнекамск»
Цель: уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижнекамска. Воспитывать уважительное отношение к символике города. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Познакомить детей с краеведческим музеем. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
Обогащение и активизация словаря: государство, символика, знак, герб.
Материал: карта России, глобус, карта Татарстана, разрезанный на части герб Нижнекамска.
Оборудование: макет химкомбината, шинного завода.
Предварительная работа с детьми: экскурсии по городу и в краеведческий музей города. Рассматривание иллюстраций о г. Нижнекамске и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе. Беседы о г. Нижнекамске.
Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, рисование герба г. Нижнекамска.
Структура занятия:
I. Вводная часть - 3 мин.
II. Основная часть -24 мин.
Государство - Россия.
Республика - Татарстан.
Малая Родина - Нижнекамск.
Заводы Нижнекамска.
Герб и флаг Нижнекамска.
III. Заключительная часть - 3 мин.
Стихотворение о Нижнекамске.
Анализ занятия.
I. Вводная часть.
Обращаю внимание детей на картину России, которую они рассматривали на предыдущих занятиях.
- Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем?
Миша: Россия.
- Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны, России? (Желающие, обводят указкой границы России).
Говорю детям: Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.
II. Основная часть.
Спрашиваю у детей: В какой республике мы живем?
Надя: В Татарстане.
- Кто знает, как называется главный город нашей республики?
Света: Казань.
Показываю на карте Татарстана, где находится г. Казань.
- У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Игорь читает стихотворение Н. Забила "Наша Родина".
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга. (Пер. с укр. З. Александровой).
Говорю детям: Наша малая Родина - город, в котором мы живем! Как называется наш город?
Артур: Нижнекамск.
Надя читает отрывок из стихотворения В. Черновой о г. Нижнекамске.
Нижнекамск - любимый город,
Нижнекамск - зеленый сад,
Я в любое время года
С Нижнекамском встрече рад!
Спрашиваю у детей: -А как вы думаете, почему он так называется?
Игорь: потому что находится на реке Кама.
Подтверждаю: Да, на реке Каме. На нижней Каме.
Спрашиваю у детей: Чем вам нравится наш город?
Артур: В нем много зелени.
Света: Всегда чисто.
Миша: Стоит на берегу Камы. Летом всегда можно искупаться.
Говорю детям: - Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник.
- В начале 60-х годов в район деревень Ахтуба и Чабья высадилась первая группа строителей. Они начали строить гигант-завод нефтехимии. И одновременно с этим заводом рос город. Наш с вами город - город Нижнекамск, которым мы сегодня гордимся.
- На Химкомбинате производят - каучук, этилен, стирол, бензины.
- Какой еще крупный завод есть в нашем городе?
Данил: Шинный завод. Мой папа работает на этом заводе.
- Что изготавливают на шинном заводе?
Данил: Колеса.
Поправляю: шины, автопокрышки.
Предлагаю рассмотреть макеты заводов Химкомбината и Шинного.
Читаю отрывок из стихотворения С. Камского:
"Слава химикам, слава шинникам
И строителям слава вовек!
Город строится, город ширится -
Служит Родине наш человек:"
- А теперь приглашаю вас совершить прогулку по нашему городу.
У въезда в Нижнекамск там, где широкий проспект Строителей раскрывает гостям свои объятия, взметнулась ввысь стрела с изображением герба города.
Предлагаю рассмотреть герб и флаг нашего города.
Говорю, что изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего края.
Расшифровываю детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города.
Синий цвет символизирует реку Кама. Рекой Камой славится Нижнекамский край. Зеленый цвет означает природу, здоровье. Желтый (золотой) цвет обозначает богатство, урожай.
Далее объясняю, что изображено на гербе и флаге нашего города.
В центре герба изображены сосна и солнце - это особенности нашего края.
Серебряные волны и летящие птицы изображают реку Каму и энергию жизни.
Предлагаю детям собрать герб из частей (по типу разрезных картинок).
Продолжаю "экскурсию" по г. Нижнекамску.
Говорю детям, что Нижнекамцы гордятся своим молодым городом. В нашем городе есть музеи, театры для взрослых и детей. Они радуют жителей города концертами, спектаклями, выставками. Красота и молодость звучит в названиях улиц: Лесная, Тихая Аллея, Корабельная, Школьный бульвар, Сююмбике и др.
Прошу детей назвать улицы, на которых они живут. Дети называют свои улицы.
- В нашем городе много построено и для детей: музыкальные школы, дворцы спорта, аттракцион, много учебных заведений, в которых и вы будете учиться, когда подрастете.
- Вот какой замечательный город, в котором мы живем. В честь нашего города композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов написали песню: "Смелость строит города".
Предлагаю прослушать эту песню в грамзаписи.
III. Заключительная часть.
В заключении Артур читает стихотворение:
"В городе любимом мы живем,
Станем мы большими
Быстро подрастем.
Новыми садами украсим город свой,
Будет он чудесный,
Город твой и мой!"
Спрашиваю у детей, понравилось ли им занятие и чем.
Благодарю за занятие.
34 «Город: растительный и животный мир».
Цель: Обучать умению выделять связь растений и животных со средой обитания.
Демонстрационный материал: картина с изображением городского пейзажа, загадки о городских птицах, деревьях, растениях цветника; насекомых + картинки = отгадки; Куклы кукольного театра: Царица мусора, Мусорный монстр.
Раздаточный материал: карточки с условными обозначениями растений, насекомых, птиц, животных, факторов внешней среды. Стрелки.
Для ручного труда: клей, большой лист бумаги, зубочистки, фантики, стаканчики от йогурта, пластилин, палочка от «Чупа – чупса».
Ход занятия: - Ребята, расскажите о своем городе, в котором вы живете.
Обобщив высказывания детей, воспитатель говорит, что в городе жизнь растений и животных тесно связана с деятельностью человека:
1 Почва в городе уплотненная: много асфальтированных дорог, площадей, улицы широкие, много переулков, поэтому мало травы – насекомые научились жить на стенах домов. В городе есть парки, скверы, в которых большое разнообразие животного и растительного мира; яркие и привлекательные цветы манят к себе насекомых к себе. Весной люди высаживают деревья, кустарники, озеленяют город. Для чего они это делают? Загадки.
Деревья:
Рябина: Весной зазеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
Береза: Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
Ива: Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит.
Ель: Зимой и летом одним цветом.
Цветущие растения:
Ирис: Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение, и превращусь я в конфету.
Одуванчик: Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.
Гвоздика: Все знакомы с нами: яркие, как пламя,
Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь алыми, яркими … гвоздиками
Ромашка: Белая корзинка – золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Птицы не делают запасов, держатся ближе к человеческому жилью:
- Каких городских птиц вы знаете?
- Где они живут? Чем питаются? Где находят корм зимой?
- Для чего нужно подкармливать зимой птиц?
- А перелетные птицы живут в городе? Какие именно? Где они живут?
- Какая из городских птиц самая маленькая? /воробей/,
- А какая самая большая? Расскажите про нее. /ворона/.
- Вороны - санитары, питаются падалью.
- Чем занимаются городские птицы? Какую пользу приносят?
Птицы:
Скворец: Эту птицу всякий знает: на шесте ее дворец,
Червячков птенцам таскает да трещит весь день ...
Ласточка: Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
Воробей: Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
Сорока: Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья - белобока, а зовут ее ...
Ворона: Эта птица у природы как живой: прогноз погоды:
Громче всех она орет, если скоро дождь пойдет.
Голубь сизый: Собирает он проворно горстью брошенные зерна.
И гнездится под карнизом наш любимый ...
Грач: Черный, проворный кричит "краг", червякам враг.
Некоторые птицы приспособились жить в городских парках, скверах; люди подкармливают их, делают скворечники.
- Какая птица держится поближе к человеческому жилью, особенно зимой? Итак, птицы питаются насекомыми и если не станет насекомых, то, что произойдет?
Насекомые:
Жук: Черен - да не ворон, рогат - да не бык, Шесть ног - да без копыт
Божья коровка: Я - пятнистая букашка, если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко, в обморок я упаду.
Пчела: Золотистая хозяйка над цветком порхает,
Сок душистый пьет, собирает мед.
Светлячок: Не солнце, не огонь, а светит.
Комар: Голос тонок, нос долог,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Муравьи: Шли плотники без топоров,
Построили избу без углов.
Паук: Ниток много- много, а в клубок не смотает,
Одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.
- Что вы можете сказать о таракане?
В природе тараканы выполняют важную Функцию - они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных.
В городской среде некоторые виды тараканов получают возможность для значительного увеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки / ограниченное число хищников, много пищи, большое количество мест для размножения и т.д./. Тараканы вредны: они не только переносят возбудителей , но и портят пищу,/ в городских условиях /.
В подобном случае законы природы действуют, но в ограниченном объеме, поэтому человек вынужден брать на себя «Функцию регулирования численности некоторых видов», к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши, голуби и др.
А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой системы.
Изменение человеком среды обитания заставило объекты природы приспосабливаться к новым условиям, что и повлекло за собой проявление свойств так называемых "вредителей".
Деятельность человека приносит и вред природе:
- выхлопные газы машин,
- отходы заводов, Фабрик /см. Энциклопедия для дошкольника/
- бытовой мусор.
Беседа с детьми, строят "Модель взаимосвязей в экосистеме: города»
- Ребята, к нам кто-то спешит, наверное, это гости!
Фрагмент кукольного театра: входят царица мусора и мусорный монстр:
Царица: Я - Царица Мусора, из помойки вышла я,
Вижу: всюду хлам и грязь, я люблю за это вас!
Посмотрите, люди, на меня, это вы придумали меня.
В благодарность же за это жить всегда я буду на планете.
Мусорный монстр: В мусорном ведре валялся - ниоткуда просто взялся.
- А теперь я здесь хожу, на создателей гляжу,
И сказать хочу вам, люди: "Да здравствует мусор!
И пусть всегда он будет!"
- Ах, как страшно, если такие Мусорные монстры будут жить на нашей прекрасной планете. Только мы можем с ними справиться, мы и наши добрые дела, ведь добро порождает только добро. Так давайте же, дети, превратим этот мусор в полезные и красивые вещи.
Творческая работа:
- из газетной Царицы воспитатель вместе с детьми выполняет газетную аппликацию "Совушка" - большая головушка.
- из Мусорного Монстра - выполняем "Чудо - дерево" из конфетных Фантиков, /см. газету "Дошкольное образование" 10 - 2005.- 22с.
" Чудо - дерево"
Я не могу остановить заводы,
Чтобы голубое небо не коптили,
Чтобы в реки не сливали все отходы
И чтоб природу нашу не губили,
Я не могу остановить автомобили,
Чтоб не пускали газы выхлопные,
Чтобы здоровье людям не губили
И чтоб дожди кислотные не лили.
Но я могу деревья посадить
И птиц могу зимою покормить,
Могу на землю мусор не бросать,
Цветы полить, у дома хлам убрать.
Могу в игрушки мусор превратить
И чудо - дерево руками смастерить.
Земля прекрасна, но она в беде.
Давайте ей поможем и себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...