Как все живое растет?
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Коспект заняти по позанвательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по формированию

экологической культуры детей 5-6 лет

                                  «Как все живое растет?»  

Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, тепло, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Демонстрационный:

Фотографии детей группы в ясельном      возрасте;    

 Схемы: этапы развития живых организмов: ребенок – мужчина, котенок – кошка;  яйцо – петух.

Условные  изображения факторов, необходимых для роста человека и его развития.                 Банка с водой, салфетки, целлофановый пакет.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей. 

- Кто изображен на фотографиях?

- А вы сейчас похожи на этих детей?

- Как вы изменились? (Стали большими, носим одежду и обувь большого размера.                      У девочек теперь длинные волосы. Вместо ползунков носим колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, танцуем)

- А чему вы научились еще?

- Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас?

- А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Детей надо поить, кормить…)

-А чем вас кормили?

-А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купаться, закаляться и т.п.)

- Кто все это делал?

- Правильно ребята, самое главное – это любовь и забота ваших близких, она необходима маленьким детям.

Выкладываем на ковре схему № 1

грудной ребенок          дошкольник   школьник     юноша       мужчина

- Ребята, оказывается для роста человека и его развития необходимо …

Выкладываем схему № 2

тепло        питание        вода           воздух          любовь близких

- Посмотрите, какими вы были и какими вы стали и какими вы будете.

- Ребята, а у кого дома живет кошка? Какая она? Большая или маленькая?

- А что нужно, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (ответы детей)

-Давайте подумаем. (Выкладываем схему № 3)

слепой котенок     маленький котенок     подрастающий котенок       кошка    

- Ребята, оказывается, для роста и развития кошки нужно то же самое, что и для человека (возвращаемся к схеме № 2)

- А теперь отгадайте загадку: Встает на заре, поет во дворе,

                                                   На голове гребешок, кто же это?       (петушок)

- Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым? Кто знает, каким петушок был раньше?

- Правильно цыпленок вылупился из яйца и был вот таким.

Выкладываем схему № 4

яйцо       цыпленок         молодой петушок         взрослый петух

- Что надо было для роста цыпленка?

Вывод: Ребята, оказывается , для роста и развития цыпленка необходимо все то же самое, что для человека и для животного. (возвращаемся к схеме № 2)

- А кто заботится о цыпленке? Чья любовь ему нужна больше всего?

- Ребята, посмотрите вокруг, что и кто у нас в группе растет вместе с нами? (черепаха, рыбки, комнатные растения)

- Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения – жители Земли. И всем им необходимо одно и то же для роста и развития. А что нам нужно вспомните сами! (схема № 2)

- А теперь отгадайте, что лежит у меня в коробке. Определите по звуку. (в коробке фасоль). Что это? Живое или неживое? А теперь закройте глаза и потрогайте руками. Что это?

- Какие они? (гладкие, овальные, маленькие)

- Что нужно сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой?(посадить в землю, полить, поставить на окно к солнышку)

- Правильно, если мы хотим, чтобы зернышко росло, мы его оживим, а чтобы оно быстро прорастало его нужно обернуть сырой салфеткой и следить, чтобы она не высыхала, для этого салфетку надо завернуть в целлофановый пакет и положить «на солнышко» - на подоконник.

- А вы хотите быть зернышками?

Психогимнастика «Зернышко»

Представь, что ты маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась,  и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучики коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…

- Ребята, вам понравилось быть живыми зернышками? Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.

Давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать за ними, поливать, удобрять, а они радоваться жизни и радовать нас.

Дети сажают фасоль или замачивают ее перед посадкой.

                      «Родной край - Нижнекамск»

 Цель:   уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижнекамска. Воспитывать уважительное отношение к символике города. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Познакомить детей с краеведческим музеем. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

Обогащение и активизация словаря: государство, символика, знак, герб.

Материал: карта России, глобус, карта Татарстана, разрезанный на части герб Нижнекамска.

Оборудование:   макет химкомбината, шинного завода.

Предварительная работа с детьми: экскурсии по городу и в краеведческий музей города. Рассматривание иллюстраций о г. Нижнекамске и его достопримечательностей. Разучивание стихов о родном городе. Беседы о  г. Нижнекамске.

Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, рисование герба г. Нижнекамска.

Структура занятия:

I.   Вводная часть - 3 мин.                                                                                            

II.  Основная часть -24 мин.

Государство - Россия.

Республика - Татарстан.

Малая Родина - Нижнекамск.

Заводы Нижнекамска.

Герб и флаг Нижнекамска.

III. Заключительная часть - 3 мин.

Стихотворение о Нижнекамске.

Анализ занятия.

     I. Вводная часть.

Обращаю внимание детей на картину России, которую они рассматривали на предыдущих занятиях.

- Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем?

Миша: Россия.

- Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны, России?  (Желающие, обводят указкой границы России).

Говорю детям: Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.

II. Основная часть.

Спрашиваю у детей: В какой республике мы живем?

Надя: В Татарстане.

- Кто знает, как называется главный город нашей республики?

Света: Казань.

Показываю на карте Татарстана, где находится г. Казань.

- У каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Игорь читает стихотворение  Н. Забила "Наша  Родина".

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.    (Пер. с укр. З. Александровой).

Говорю детям: Наша малая Родина - город, в котором мы живем! Как называется наш город?

Артур: Нижнекамск.

Надя читает отрывок из стихотворения В. Черновой о г. Нижнекамске.

Нижнекамск - любимый город,

Нижнекамск - зеленый сад,

Я в любое время года

С Нижнекамском встрече рад!

Спрашиваю у детей: -А как вы думаете, почему он так называется?

Игорь: потому что находится на реке Кама.

Подтверждаю: Да, на реке Каме. На нижней Каме.

Спрашиваю у детей: Чем вам нравится наш город?

Артур: В нем много зелени.

Света: Всегда чисто.

Миша: Стоит на берегу Камы. Летом всегда можно искупаться.

Говорю детям: - Мы с вами любим наш город. Давайте узнаем, как он возник.

- В начале 60-х годов в район деревень Ахтуба и Чабья высадилась первая группа строителей. Они начали строить гигант-завод нефтехимии. И одновременно с этим заводом рос город. Наш с вами город - город Нижнекамск, которым мы сегодня гордимся.

- На Химкомбинате производят - каучук, этилен, стирол, бензины.

- Какой еще крупный завод есть в нашем городе?

Данил: Шинный завод. Мой папа работает на этом заводе.

- Что изготавливают на шинном заводе?

Данил: Колеса.

Поправляю: шины, автопокрышки.

Предлагаю рассмотреть макеты заводов Химкомбината и Шинного.

Читаю отрывок из стихотворения С. Камского:

"Слава химикам, слава шинникам

И строителям слава вовек!

Город строится, город ширится -

Служит Родине наш человек:"

- А теперь приглашаю вас совершить прогулку по нашему городу.

У въезда в Нижнекамск там, где широкий проспект Строителей раскрывает гостям свои объятия, взметнулась ввысь стрела с изображением герба города.

Предлагаю рассмотреть герб и флаг нашего города.

Говорю, что изображения на гербе и флаге отражают историю, географию и культуру нашего края.

Расшифровываю детям цвета, имеющиеся на гербе и флаге нашего города.

Синий цвет символизирует реку Кама. Рекой Камой славится Нижнекамский край. Зеленый цвет означает природу, здоровье. Желтый (золотой) цвет обозначает богатство, урожай.

Далее объясняю, что изображено на гербе и флаге нашего города.

В центре герба изображены сосна и солнце - это особенности нашего края.

Серебряные волны и летящие птицы изображают реку Каму и энергию жизни.

Предлагаю детям собрать герб из частей (по типу разрезных картинок).

Продолжаю "экскурсию" по г. Нижнекамску.

Говорю детям, что Нижнекамцы гордятся своим молодым городом. В нашем городе есть музеи, театры для взрослых и детей. Они радуют жителей города концертами, спектаклями, выставками. Красота и молодость звучит в названиях улиц: Лесная, Тихая Аллея, Корабельная, Школьный бульвар, Сююмбике и др.

Прошу детей назвать улицы, на которых они живут. Дети называют свои улицы.

- В нашем городе много построено и для детей: музыкальные школы, дворцы спорта, аттракцион, много учебных заведений, в которых и вы будете учиться, когда подрастете.

- Вот какой замечательный город, в котором мы живем. В честь нашего города композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов написали песню: "Смелость строит города".

Предлагаю прослушать эту песню в грамзаписи.

III. Заключительная часть.

В заключении Артур читает стихотворение:

"В городе любимом мы живем,

Станем мы большими

Быстро подрастем.

Новыми садами украсим город свой,

Будет он чудесный,

Город твой и мой!"

Спрашиваю у детей, понравилось ли им занятие и чем.

Благодарю за занятие.

34   «Город: растительный и животный мир».

Цель: Обучать умению выделять связь растений и животных со средой обитания.

Демонстрационный материал: картина с изображением городского пейзажа, загадки о городских птицах, деревьях, растениях цветника; насекомых  + картинки = отгадки;  Куклы кукольного театра: Царица мусора, Мусорный монстр.

Раздаточный материал: карточки с условными обозначениями растений, насекомых, птиц, животных, факторов внешней среды. Стрелки.

Для ручного труда: клей, большой лист бумаги, зубочистки, фантики, стаканчики от йогурта, пластилин, палочка от «Чупа – чупса».

Ход занятия:  - Ребята, расскажите о своем городе, в котором вы живете.

Обобщив высказывания детей, воспитатель говорит, что в городе жизнь растений и животных  тесно связана с деятельностью человека:

1 Почва в городе уплотненная: много асфальтированных дорог, площадей, улицы широкие, много переулков, поэтому  мало травы – насекомые научились жить на стенах домов. В городе есть парки, скверы, в которых большое разнообразие животного и растительного мира; яркие и привлекательные цветы манят к себе насекомых к себе. Весной люди высаживают деревья, кустарники, озеленяют город. Для чего они это делают? Загадки.

Деревья:

Рябина:   Весной зазеленела, летом загорела,

                  Осенью надела красные кораллы.

Береза:     Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

                  А в один из теплых дней май сережки дарит ей.

Ива:          Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила,

                  А о чем она грустит, никому не говорит.

Ель:          Зимой и летом одним цветом.

Цветущие растения:

Ирис:        Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.

                  Но переставьте ударение, и превращусь я в конфету.

Одуванчик:       Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.

Гвоздика:           Все знакомы с нами: яркие, как пламя,

                             Мы однофамильцы с мелкими гвоздями.

                             Полюбуйтесь алыми, яркими … гвоздиками

Ромашка:   Белая корзинка – золотое донце,

                     В ней лежит росинка и сверкает солнце.

Птицы не делают запасов, держатся ближе к человеческому жилью:

- Каких городских птиц вы знаете?

- Где они живут? Чем питаются? Где находят корм зимой?

- Для чего нужно подкармливать зимой птиц?

- А перелетные птицы живут в городе? Какие именно? Где они живут?

- Какая из городских птиц самая маленькая? /воробей/,

- А какая самая большая? Расскажите про нее.  /ворона/.

- Вороны - санитары, питаются падалью.

- Чем занимаются городские птицы? Какую пользу приносят?

Птицы:

Скворец: Эту птицу всякий знает: на шесте ее дворец,

Червячков птенцам таскает да трещит весь день ...

Ласточка:  Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.  

Воробей:  Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

 Сорока:  Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья - белобока, а зовут ее ...  

Ворона:  Эта птица у природы как живой: прогноз погоды:

Громче всех она орет, если скоро дождь пойдет.

Голубь сизый:  Собирает он проворно горстью брошенные зерна.

И гнездится под карнизом наш любимый ...

Грач:  Черный, проворный кричит "краг", червякам враг.

Некоторые птицы приспособились жить в городских  парках, скверах; люди подкармливают их, делают скворечники.

- Какая птица держится  поближе к человеческому жилью, особенно зимой? Итак, птицы питаются насекомыми и если не станет насекомых, то, что произойдет?

Насекомые:

Жук: Черен - да не ворон, рогат - да не бык, Шесть ног - да без копыт

Божья коровка:  Я - пятнистая букашка, если в руки попаду,

             Притворюсь больною тяжко, в обморок я упаду.

Пчела:  Золотистая хозяйка над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.        

Светлячок: Не солнце, не огонь, а светит.  

Комар:  Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.  

Муравьи:  Шли плотники без топоров,

Построили избу без углов.    

Паук:  Ниток много- много, а в клубок не смотает,

Одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет.

- Что вы можете сказать о таракане?

В природе тараканы выполняют важную Функцию - они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных.

В городской среде некоторые виды тараканов получают возможность для значительного увеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки / ограниченное число хищников, много пищи, большое количество мест для размножения и т.д./. Тараканы вредны: они не только переносят возбудителей , но и портят пищу,/ в городских условиях /.

 В подобном случае  законы природы действуют, но в ограниченном объеме, поэтому  человек вынужден брать на себя «Функцию регулирования численности некоторых видов», к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши, голуби и др.

А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой системы.

Изменение человеком среды обитания заставило объекты природы приспосабливаться к новым условиям, что и повлекло за собой проявление свойств так называемых "вредителей".

Деятельность человека приносит и вред природе:

 - выхлопные газы машин,

- отходы заводов, Фабрик /см. Энциклопедия для дошкольника/

- бытовой мусор.

Беседа с детьми,  строят "Модель  взаимосвязей в экосистеме: города»

- Ребята, к нам кто-то спешит, наверное, это гости!

Фрагмент кукольного театра: входят царица мусора и мусорный монстр:

Царица:  Я - Царица Мусора, из помойки вышла я,

  Вижу: всюду хлам и грязь, я люблю за это вас!

  Посмотрите, люди, на меня, это вы придумали меня.

  В благодарность же за это жить всегда я буду на планете.

Мусорный монстр:   В мусорном ведре валялся - ниоткуда просто взялся.

                       -    А теперь я здесь хожу, на создателей гляжу,

                       И сказать хочу вам, люди: "Да здравствует мусор!

                       И пусть всегда он будет!"

- Ах, как страшно, если такие Мусорные монстры будут жить на нашей прекрасной планете. Только мы можем с ними справиться, мы и наши добрые дела, ведь добро порождает только добро. Так давайте же, дети, превратим  этот мусор в полезные и красивые вещи.

Творческая работа:

- из газетной Царицы воспитатель вместе с детьми выполняет газетную аппликацию "Совушка" - большая головушка.

- из Мусорного Монстра  - выполняем  "Чудо - дерево" из конфетных Фантиков, /см. газету "Дошкольное образование" 10 - 2005.- 22с.

" Чудо - дерево"

Я не могу остановить заводы,

Чтобы голубое небо не коптили,

Чтобы в реки не сливали все отходы

И чтоб природу нашу не губили,

Я не могу остановить автомобили,

Чтоб не пускали газы выхлопные,

Чтобы здоровье людям не губили

И чтоб дожди кислотные не лили.

Но я могу деревья посадить

И птиц могу зимою покормить,

Могу на землю мусор не бросать,

Цветы полить, у дома хлам убрать.

Могу в игрушки мусор превратить

И чудо - дерево руками смастерить.

Земля прекрасна, но она в беде.

Давайте ей поможем и себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Живая , не живая природа"

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.Задачи:1) Развивающие- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии ...