"Путешествие на морское дно"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы через опытно-экспериментальную деятельность)
Задачи:
Образовательная:
- расширить представления детей о внешнем виде рыбы (обтекаемая форма), некоторых способах защиты (маскировка, изменение формы тела), способах передвижения рыб (роль хвоста).
Развивающая:
- активизировать и обогащать словарь ребенка;
- развивать умения делать самостоятельные выводы на основе наблюдений, делать обобщения.
Воспитательная:
- прививать бережное отношение к рыбам;
- воспитывать партнерские отношения между детьми, желание помогать друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_dno_morskoe6.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска
Конкурсное мероприятие
«Педагог года - 2018»
Номинация «Педагог дошкольного образования»
Непосредственная образовательная деятельность
"Путешествие на морское дно"
(подготовительная к школе группа)
Разработал
Воспитатель высшей категории
Значкова Татьяна Викторовна
Образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы через опытно-экспериментальную деятельность)
Задачи:
Образовательная:
- расширить представления детей о внешнем виде рыбы (обтекаемая форма), некоторых способах защиты (маскировка, изменение формы тела), способах передвижения рыб (роль хвоста).
Развивающая:
- активизировать и обогащать словарь ребенка;
- развивать умения делать самостоятельные выводы на основе наблюдений, делать обобщения.
Воспитательная:
- прививать бережное отношение к рыбам;
- воспитывать партнерские отношения между детьми, желание помогать друг другу.
Оборудование: емкости с водой (4 штуки на 18л., 2 штуки на 3л.), пластмассовая рыбка (4 штуки), рыбка в форме куба (4 штуки), воздушные шары наполненные воздухом и водой (по 4 штуки), силуэты рыб на шпажке (9 штук), краски для марморирования, модель батискафа, 2 коробки для посылок, письмо от ученых, макет «кубической» и обыкновенной рыб, роборыбка (4 штуки действующих и 4 штуки недействующих), мольберт, магниты, салфетки для вытирания рук, шпажка для рисования на воде, замарморированный лист бумаги для маскировки рыбок, раскраски с изображением рыб, столы (3 штуки - прямоугольных, 1 штука-журнальный), коврик, аудиозапись «звуки моря», колонки, ноутбук, проектор, экран.
Предварительная работа: беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение литературы по теме, выучить физминутку.
Методы и приемы: игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя, использование художественной литературы, экспериментирование.
Словарная работа: батискаф, обтекаемая форма, волнообразные движения, маскировка.
Ход занятия:
Дети стоят вокруг воспитателя полукругом. (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и гостям! И пусть хорошее настроение не покинет нас целый день!
Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и вот что увидела (показывает посылку). Вы не знаете, что бы это могло быть?
Дети: Это посылка.
Воспитатель: Интересно, а что там внутри? Кто нам ее прислал? Откройте посылку.
Дети: Здесь странная рыба и письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо (если есть читающий ребенок, то предлагаем ему зачитать) «Ребята! Мы ученые из морской лаборатории открыли новый вид рыбы. Помогите нам, выясните, сможет ли она выжить в море?»
Воспитатель: Да, ребята, задача у нас с вами очень трудная. Надо спуститься на морское дно и во всем разобраться, помочь ученым. Мне кажется, у нас с вами все получится.
А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно, чтобы попасть в морскую лабораторию.
Дети: С помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом.
Воспитатель: Правильно, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. А вы знаете, что это такое?
Дети: Подводный аппарат.
Воспитатель: Батискаф – это подводный самоходный аппарат, который исследует морское дно (обратить внимание на изображение батискафа). Повторите, пожалуйста – батискаф. Здесь находится оборудование для исследования морских глубин.
Воспитатель: Проходите и устраивайтесь в батискафе, мы с вами погружаемся на морское дно (звучит шум моря). (Слайд 3)
-1-2-3 все замрем!
В мир подводный попадем.
-3-2-1 посмотри вокруг
Сейчас начнутся чудеса
Воспитатель: Где мы с вами очутились? (слайд 4)
Дети: Мы оказались на морском дне. Видим очень много рыб и растений….
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Нельзя кричать, брать без разрешения предметы, нельзя ничего пробовать на вкус, нужно быть аккуратными, слушать взрослого.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рыбу, которую открыли ученые. Какой она формы?
Дети: Она в форме куба.
Воспитатель: Но разве рыбы имеют такую форму?
Дети. Рыбы овальной формы.
- Воспитатель: Большинство рыб имеют обтекаемую форму. (показ макета обычной рыбы). Голова заострена и плавно переходит в туловище. Обтекаемая форма тела снижает сопротивление среды при движении рыб и позволяет им быстро плавать.
Давайте повторим – обтекаемая форма.
Сможет плавать рыба кубической формы, так же хорошо, как и обычная?
Дети. Да (нет).
Воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.
Сейчас мы подойдем к столам № 1 и № 2. Вы разделитесь на пары и по очереди постараетесь протолкнуть под водой «кубическую» и обыкновенную рыбку. По окончанию опыта руки вытрите салфеткой.
Воспитатель: Какая рыба лучше плавает? Почему?
Дети: Лучше плавает обычная рыба, обтекаемой формы. А «кубическая» рыба плывет хуже. Ей мешают углы. (индивидуальный повтор)
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает рыбе двигаться в воде?
Дети: Хвост и плавники.
Воспитатель: Давайте это докажем.
Возьмите каждый по маленькой рыбке и опустите в воду. (У одного ребенка рыба не поплывет, а у другого плывет).
Воспитатель. Ребята, что вы видите?
Дети: Моя рыба не плывет. А моя шевелит хвостом и плывет.
Воспитатель: Правильно. А какие движения делает хвост?
Дети: Волнообразные (показывают движения хвоста руками).
Воспитатель: Значит хвост у рыбы – это…
Дети: Хвост – это у руль у рыбы. Куда хвост повернет – туда рыба и поплывет. (вытащить рыб из воды)
Воспитатель: Давайте и мы попробуем поплавать как рыбы, управляя своим хвостом. Сделайте шаг назад от стола.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Ребята, сможет ли «кубическая рыбка» быстро плавать?
Дети: Не сможет, потому, что хвост и плавники слишком маленькие, и не двигаются.
Воспитатель: (обращает внимание на иллюстрацию рифа) (слайд 6).
Ребята что вы видите?
Дети: Морское дно, растения.
Воспитатель:
Великолепные коралловые рифы. Посмотрите внимательно. Ничего особенного не замечаете? Среди кораллов спряталась рыба-скорпион. Вот как она выглядит (показ рыбы - слайд 7) Для чего этой и многим другим морским рыбам необходима такая яркая окраска?
Дети. Прятаться от врагов, отпугивать их.
Воспитатель: Если рыба будет белого цвета, легко ли ей выжить в морских глубинах?
Дети: Ее легко увидеть. Хищник быстро ее съест.
Воспитатель: У меня для каждого из вас есть морская рыбка, только она белого цвета. Как ее замаскировать? Нас ждет интересный эксперимент.
Воспитатель подводит детей к столу № 3, где стоят две емкости с водой, баночки с красками.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами емкости с водой и краски. Я наливаю краски в воду, размешиваю их, и сейчас мы с вами будем маскировать наших рыб. Аккуратно опускаем их в воду.
Воспитатель. Какие у вас получились красивые рыбы. Приложите их к нашему искусственному рифу. Для чего такой окрас нужен рыбам?
Дети:Такой окрас нужен рыбам, чтобы стать незаметными и прятаться от хищников, чтобы не съели. Могут сами выслеживать себе добычу.
Воспитатель: Ребята, а «кубическая» рыба имеет окрас?
Дети: «Кубическая» рыба не имеет окрас, она не сможет спрятаться и сделаться незаметной.
Воспитатель: На что похожи эти рыбы? (слайд 8)
Дети: На шар.
Воспитатель: Да. Зачем они раздуваются как шар?
Дети: Чтобы напугать других рыб. Чтобы их не съели.
Воспитатель: Правильно. Одна рыба раздувается в шар и плавает на поверхности воды, а другая превращаться в шар и плавает под водой. Как вы думаете, почему так получается? Чем наполняют рыбы свой плавательный пузырь?
Дети: У рыб внутри воздух, они надуваются как воздушные шары.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам № 1 и № 2. Найдите на столе воздушные шары. Потрогайте их. Что у них находится внутри?
Дети: В одном шарике-воздух, а в другом-вода.
Воспитатель: Опустите шарики в воду. Что произошло?
Дети: Шар с водой опускается на дно, а шар с воздухом плавает на поверхности.
Воспитатель: Что мы можем сказать про рыб?
Дети: Рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой пузырь водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.
(Воспитатель опускает шарик с воздухом в воду, он вновь всплывает на поверхность.)
Воспитатель: Как же ей вернуться в свое подводное царство?
Дети: Выпустить воздух.
Воспитатель: Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду.
Воспитатель: (подводит детей к мольберту с карточками подсказками)
Ребята, давайте расскажем ученым про «кубическую» рыбу.
Сможет ли она жить в море или она не совсем приспособлена к жизни в морских глубинах?
Какая форма должна быть у рыбы? (предлагаются карточки)
Дети: Форма рыбы должна быть обтекаемая, чтобы легче было передвигаться в воде.
Воспитатель: Чем управляет рыба? Что ей помогает быстро двигаться?
Дети: Плавники и хвост должны быть подвижны, чтобы помогать рыбе, перемещаться в воде.
Воспитатель: Для чего рыбам нужна маскировка?
Рыба должна иметь окраску, чтобы хищники ее не съели.
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о кубической рыбе?
Дети: Такой рыбе трудно будет выжить в море.
Воспитатель: Молодцы ребята все запомнили. Но как мы расскажем об этом ученым?
Дети: Отправим им посылку с подсказками.
Воспитатель: Когда я пойду домой, то отправлю посылку. А теперь возьмите своих рыб, который вы замаскировали и занимайте место в батискафе. Мы отправимся в детский сад. (Звучит музыка моря – слайд 9).
Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие.
Дети: Очень понравилось в морской лаборатории.
Воспитатель: Чтобы вы запомнили наше удивительное путешествие на морское дно, я дарю вам рыбок, которых вы замаскировали… А чтобы им хорошо жилось в море, и не было скучно, вы в группе раскрасите для них друзей. (Раскраска с изображением рыб) (слайд 10)
«Ребята! Мы ученые из морской лаборатории открыли новый вид рыбы. Помогите нам, выясните, сможет ли она выжить в море?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группе...
интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"
Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....
Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"
КОНСПЕКТинтегрированного занятия«Путешествие на морское дно»(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие) Конспект занятия «Путешеств...
" Путешествие к морскому царю"
Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...
" Путешествие к морскому царю"
Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...
Путешествие в Морское царство
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....
Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.
Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...