Природная зона - степь.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сформировать представление о природной зоне степей: познакомить с особенностями климата, животным и растительным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnaya_zona_-_step_.odt | 13.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет.
«Природная зона степь»
Цель : Сформировать представление о природной зоне степей: познакомить с особенностями климата, животным и растительным миром.
Развивающие: Развивать речь, обогащать и усложнять ее словарный запас.
Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; продолжить роботу по экологическому воспитанию; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения.
Оборудование: презентация
Предварительная работа: беседа о животных и растениях степи, рассматривание иллюстраций на тему «Степные животные», «Растительный мир степи».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! А вы знаете кто является «кораблем степи»?
Ответ детей.
- «Кораблем степи» называют верблюда, так как он преодолевает большие расстояния в степи. Хотите отправится в путешествие на верблюде? (Слайд 2)
Ответ детей.
- Садитесь поудобнее и мы начнем наше путешествие.
Чтение стихотворения
Едешь, едешь, - степь да небо,
Точно нет им края,
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.
Иван Суриков
- Вот мы оказались в степи. (Слайд 3). Степь – равнина, на которой растет трава и совсем нет деревьев. Одевайте панамки, так как лето долгое и засушливое, может стоять жара плюс 40 градусов. Берем зонтики, так как осенью день и ночь идут дожди. (Слайд 4). Одеваемся потеплее, так как зима короткая с сильными морозами. Снега мало, так как постоянно дует ветер. (Слайд 5). Вдыхаем свежий воздух. Весна! Степь преображается, благоухает! Она словно оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. (Слайд 6) В степи растет более 50 видов растений. Так как лето в степи сухое, то многие растения имеют свои особенности: длинные корни и узкие листья. Как вы думаете, почему? (длинные корни находят в глубине воду, а листья меньше расходуют влагу (ковыль (слайд 7), типчакт (слайд 8), тюльпан (слайд 9). Многие люди приезжают весной в степь, чтобы вдохнуть аромат горькой полыни и полюбоваться цветением тюльпанов. (слайд 10)
- Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 11)
Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка (слайд 12), стрепет (слайд 13), степной жаворонок (слайд 14), дрофа (слайд 15), журавль- красавка (слайд № 16)
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают некрупные животные: зайцы, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. (слайд № 17)
А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, волк, лиса-корсак. (слайд 18)
Гордостью степи является сайгак.(слайд 19). Сайгак- маленькая антилопа, занесенная в красную книгу. В ледниковый период он вместе с мамонтами населял огромные просторы древней тундростепи. Когда ледник растаял, вымерли мамонты и шерстяные носороги, исчезли последние древние быки и тарпаны. А сайгаки остались. Как вы думаете почему?
(Помогаем детям ответить на этот вопрос. Задавая косвенные вопросы. Н-р. Может выжить в суровом климате?)
Приходим к выводу, что сайгаки хорошо приспособились к нелегкой жизни в суровых условиях, где мало воды, зимой дуют холодные северные ветра, а летом очень жарко.
Физкультминутка «Скок-поскок» (слайд 20)
Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки на месте на двух ногах)
Зайка прыгнул на пенек (прыжки на месте на двух ногах)
В барабан он громко бьет, (шагаем на месте)
В чехарду играть зовет. (хлопаем в ладоши)
Зайцу холодно сидеть, (присели)
Нужно лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Лапки вверх, лапки вниз, (руки вверх- вниз)
На носочки поднялись. (потянулись, подняли руки вверх)
Лапки ставим на бочок (руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок (прыжки на месте на двух ногах)
А затем вприсядку, (приседаем)
Чтоб не мерзли лапки. (топаем ногами)
Игра. Что здесь лишнее? Почему? Что их объединяет?
- Сайгак, волк, тюльпан, лиса-корсак. (слайд 21)
Сайгак, волк, лиса-корсак – животные, а тюльпан- растение.
Все они обитатели степной зоны.
- Тушканчик, суслик, орел, мышь. (слайд 22)
Тушканчик, суслик, мышь – животные, орел – птица.
Тушканчик, суслик, мышь живут в норках, орел живет в гнезде.
Все обитатели степи.
- Ребята, а почему мы отправились в степь на верблюдах?
(ответ детей)
- Правильно, верблюды приспособлены для жизни в степи.
Рефлексия
- Что интересного вы узнали о степи?
- Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?
- Могут ли такие животные как жираф, медведь или слон жить в степи? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Формирование целостного представления о природных зонах Севера....
Презентация "Природные зоны Хакасии"
Презентация к НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».
Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, ...
Учебно-методическое пособие "Зона степи"
Презентация поможет детям познакомиться с растительным и животным миром степи, а так же с жизнью людей в этой климатической зоне....
Методическая разработка "Природная зона-степь"
В данном материале содержится методическая информация, которая может пригодится при изучении природной зоны стерь, небольшие рассказы о представителях флоры и фауны степи, загадки....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Природная зона России. Путешествие в зону арктических пустынь или ледяную зону.
Данный материал будет полезен педагогам старших групп ДОУ....
Цикл ООД по познавательному развитию (природное окружение) "Природные зоны"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонахЗадачи: формировать представления о разнообразие природных зон, дать понятие о первом законе экологии: все ра...