Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие» в разных возрастных группах
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Глазырина Ольга Леонидовна


Особенности методики проведения занятий по ОО "Познавательное развитие" в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности методики проведения занятий по ОО «Познавательное развитие»   в разных возрастных  группах

  1. Что такое «познавательно-исследовательская деятельность»?
  2. Методика  проведения занятий «исследование объектов окружающего мира»
  3. Отличие методических приемов при проведении НОД  в разных возрастных группах
  4. Практическая часть.  Экспериментирование «Откуда берутся облака?»

1. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

ОО «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.  

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы  являются:

– организация решения познавательных задач;

– использование проектирования.

– применение экспериментирования в работе с детьми;

1 вид – организация решения познавательных задач.  Содержание познавательно-исследовательской деятельности  представлено  в разделах  некоторых программ.  Например:

  • ФГОС ДО   «исследование объектов окружающего мира» 
  • Ребенок открывает мир природы (раздел  Программы  «Детство»)
  • экологическое  образование  дошкольников (парциальная программа «Добро пожаловать в Экологию»  О.А. Воронкевич,  Программа А. Вересова "Мы земляне"; Н. А. Авдеевой, Г. Б. Степановой "Жизнь вокруг нас";  Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой)
  • экологическое  воспитание (Николаева С.Н. парциальная программа «Юный эколог»)
  • экологическое  мировоззрение  и культура (Н. А. Рыжова Программа «Наш дом – природа»);
  • культурно-экологическое образование (Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик»)

  Смысл один – это экологические занятия или  занятия по экологии. Напомню, что основными  формами являются:

  • наблюдение,
  • экскурсии,
  • решение проблемных ситуаций,
  • коллекционирование,
  • моделирование,
  • игры с правилами,
  • занятия

2.Методика  проведения  занятий по экологическому образованию. Т.к. наш МБДОУ работает по программе «Детство», парциальной программой является программа О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию!», занятия по экологическому образованию делятся на 4 типа. Итак,

На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Первостепенное значение приобретает словесный  метод – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов,  представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов,  что обеспечивает успешный результат обучения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные пособия, беседы, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Нередко их компонентами  становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видео или презентации, рассказ воспитателя. 

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, со способами их передвижения, защиты от врагов. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.

Занятия обобщающего типа. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых объектов (животных, растений, деревьев..). Беседа осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов – это алгоритм формирования обобщенного знания. Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного  типа.  В рамках одной темы решаются разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.  Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем ведут ежемесячно по одной неделе. Вторая часть занятия предполагает организацию специальной небольшой выставки на тему. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач. Третья часть занятия – это художественное творчество детей, конструктивно-модельная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.

3. Особенности методики проведения занятий по экологическому образованию  с детьми в разных возрастных группах.

Важной особенностью таких занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях, макетах  или каким-либо другим способом.  

Если занятие проводится в групповой комнате, в середине него планируют физкультминутку для снятия напряжения и усталости детей. Во время образовательной деятельности, вынесенной на свежий воздух, проводят подвижную игру, соответствующую теме. Выбор методов зависит от характера задач, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня  развития.

С детьми младшего возраста педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.  Воспитатель задает детям вопросы типа «кто», «что», «что делают», «что происходит». Именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение. Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. В начале занятия важно заинтересовать детей с помощью разнообразных приемов (сюрприз. моменты), а закончить занятие песенкой, стихами, углубляя  эмоциональный настрой детей.

        В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: " Мы вместе! Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники». Просит подробнее отвечать, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как». Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель или игровой персонаж (Капелька, Незнайка – Воронкевич),  время от времени привлекая к ней детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста другая: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается".  Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей. Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.  Ведутся диалоги, полилоги, где  преобладают вопросы типа «когда и как», «когда и где», «почему так», «чем».

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым. Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

2 вид. реализации данного направления работы  – использование проектирования.

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня обращаются к методу проектов.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты.  Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования;

Творческие проекты.  Представление результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения) ;

Игровые (ролевые) проекты. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационно – практико – ориентированные  проекты. Результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы;  результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

3 вид реализации данного направления работы  – применение экспериментирования в работе с детьми;

Актуальным методом является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств  предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Доказано, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Методика организации экспериментирования.  Подготовка к проведению запланированных опытов,  наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

1.Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят опыт, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

2.Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

3.В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

4.Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.  Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах.

Содержание экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:

*Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты).

*Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

*Самостоятельная деятельность детей (опыты  в лаборатории).

*Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

 Уважаемые коллеги, предлагаю поучаствовать в практической части моего выступления. Прошу подойти фокус-группу  из  5-9 человек к экспериментальному столу и рассмотреть оборудование для опыта: карточки «Ловец облаков», «Рамка-искатель» №1, средства выразительности, карточки для фиксации результатов  №2

Я  предлагаю  вам  провести опыт:  «Какие бывают облака?» с фиксацией результатов. Это часть работы по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста из цикла:  «Опыты и эксперименты с неживой природой (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)».

  1. В подготовительной группе дети действуют по словесной инструкции воспитателя. Встаньте, пожалуйста, с мест, подойдите к окну. Посмотрите в окно  через  карточку «Ловец облаков»  на небо, найдите облако, запомните его вид и форму.
  2. Вернитесь к экспериментальному столу и зафиксируйте результат в карточке №2, сравните свое облако со схемой, определите вид, подпишите имя и дату. Спасибо.
  3. Результаты оформляются в альбом наблюдений за погодой.

Комья «ваты» проплывают. Солнышко, прикрыв слегка.
Дружно скажем. Все их знают. Что же это?  (облака).

Вывод: «исследование объектов окружающего мира» -  это экологические занятия;

экспериментирование – это когда ребенок-исследователь проводит опыты.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах

Особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах....

Методика организации и проведения кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе

Пояснительная запискаЭкспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинс...

Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки

Первоначальный этап работы — обследование детей, консультации хирурга, ортопеда. Оздоровительная гимнастика проводится с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.При организации гимн...

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

Особенности методики обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, ...

Методика проведения занятий по художественно-эстетическому развитию

Методика проведения занятий по художественно-эстетическому развитию В I полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалом: • бумагой, краской • карандашом • кистью обучает техниче...