"Хлеб - наше богатство!"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме
Закрепить и обогатить знания детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, труде хлеборобов.
Познакомить детей с процессом приготовления печенья с опорой на модель трудового процесса, доставить радость от трудового процесса.
Учить сравнивать наблюдаемые объекты, делать выводы, умозаключения, используя схемы и модели.
Воспитывать чувство уважения к людям – хлеборобам, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_konkurs.doc | 62.5 КБ |
презентация к занятию | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Развитие»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Воспитатель: Мартьянова Т.Г.
В. Уфалей, 2009 г.
Задачи:
- Закрепить и обогатить знания детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, труде хлеборобов.
- Познакомить детей с процессом приготовления печенья с опорой на модель трудового процесса, доставить радость от трудового процесса.
- Учить сравнивать наблюдаемые объекты, делать выводы, умозаключения, используя схемы и модели.
- Воспитывать чувство уважения к людям – хлеборобам, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: беседы с детьми о хлебе, труде хлеборобов, разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, чтение художественных произведений о хлебе, труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
- обогащение словаря: злаковые растения, хлебобулочные изделия, багет, лаваш, кондитер, элеватор;
- активизация словаря: хлеб ржаной, пшеничный, комбайн, комбайнер.
Оборудование: витрина, хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ржи, пророщенные зерна пшеницы, лупа, емкость с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой, схема проращивания зерна, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), слайды для показа, плоские камни, кофемолка, продукты для приготовления теста (мука, яйцо, маргарин, сахар и соль), модели трудового процесса, фартуки, головные уборы, скалка, формочки, противень.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?
А в какую игру вы больше всего любите играть?
А моя любимая игра «Съедобное – несъедобное» Кто знает правила этой игры?
(если дети не знают, воспитатель объясняет)
Воспитатель: Съедобное - ловим мяч, несъедобное - не ловим. Будьте внимательными:
- яблоко, машина, конфета, солнце, лаваш, коврига.
- Вы не знаете, что такое лаваш, коврига? А хотите узнать?
- А для того, чтобы узнать, что это такое – съедобное или несъедобное, я вас сегодня приглашаю на необычную экскурсию в хлебный киоск, который открылся в нашем зале. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, я хочу вас спросить, Кто из вас знает, из чего делают хлеб?
Дети: Из муки
Воспитатель: А муку из чего?
Дети: Из зерен.
Воспитатель: (показ настоящего колоса)
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно
Спелой зрелости полно.
- Это колос пшеницы, посмотрите, как много зерен в одном колосе. Но у меня еще есть зерна ржи. Хотите посмотреть? (подходим к столу).
- Это зерна пшеницы и ржи. Возьмите по одному зернышку пшеницы и ржи и положите на салфетку перед собой. Посмотрите, что у меня еще есть? (если дети затрудняются с ответом, рассказать, что такое лупа, из чего она состоит и для чего она нужна).
- Давайте рассмотрим зерна через лупу и сравним, одинаковые они или разные.
Дети сравнивают и отвечают.
Воспитатель: Пшеницу и рожь называют злаковыми растениями. Повторим вместе. - А где растет пшеница?
Дети: В поле.
Воспитатель: Давайте вместе создадим собственное поле. Скажите, что нам для этого необходимо?
Дети: Зерна и земля.
Воспитатель: У меня два блюдца, что в них лежит?
Дети: Зерна пшеницы.
Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, одинаковые зёрна или разные, чем они отличаются, можно их потрогать.
Дети: Одни зерна сухие и маленькие, а другие сырые и больше размером, на одном конце семян появилась белая точка.
Воспитатель: Это будущий корешок. У всех семян сначала появляется корешок, а затем стебелек. Как вы думаете, где должен находиться корешок?
Дети: В земле.
Воспитатель: Корешок уходит в землю, а стебелек где растет?
Дети: Над землей.
Воспитатель: Тянется стебелек к солнцу, разворачивает лепесточки и подставляет их к солнышку.
Рассказ воспитателя:
- Я взяла сухое семя положила его в водичку, через несколько дней зернышко стало набухать, стало больше в размере, а еще через несколько дней появилась белая точка, а еще через несколько дней появился корешок и стебелек.
- Как вы думаете, какое семечко быстрее прорастет, пророщенное или сухое? Почему вы так думаете?
- Что еще необходимо для того, чтобы семечко выросло?
Дети: Земля.
Воспитатель: Прикоснитесь к земле ладошками. Какая земля?
Каждому растению нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля. Что еще нужно для того, чтобы семечко выросло?
Дети: Вода, свет.
Воспитатель: Земля, вода, семя – все у нас есть для того, чтобы засеять наше поле. А как мы будем это делать? Давайте вместе составим модель посадки зёрен. А для этого я приготовила карточки.
(Составление модели посадки зерен)
- Что сначала нужно сделать?
Дети: Приготовить землю (дети находят карточку, выставляют её)
Воспитатель: Что делаем потом?
Дети: Разрыхлить землю.
Воспитатель: Что делаем потом?
Дети: Палочкой делаем бороздки.
Воспитатель: А потом?
Дети: Кладем зерно, засыпаем землей и поливаем водой.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас приступаем к посеву семян. А составленная модель нам в этом поможет.
- Ребята, я предлагаю не просто посеять зёрна, а провести научный опыт: в одни ёмкости мы посадим пророщенные семена, а в другие - сухие семена, и вы пронаблюдаете в группе, какие семена взойдут быстрее.
Посадка зёрен.
А сейчас давайте отдохнём и представим, что мы превратились в зернышки:
Влево, вправо повернись
В маленькое зернышко быстрее превратись.
Физминутка.
Уж ты семечко – зерно дети садятся на
Ляжешь в борозду на дно! корточки
Ты не бойся, золотое,
Ничего что там темно.
К свету, к солнцу из земли дети медленно
Ты росток скорей пошли. встают- вырастают
Вот весною, в ранний час,
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы дети потягиваются
- Здравствуй, солнце, это мы! медленно поднимают
руки над головой
машут кистями рук.
Мал еще росток – ребенок опускают руки
Только вырос из пеленок! наклоны головы в
разные стороны.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас снова превратимся в детей:
Влево, вправо повернись
В детей быстрее превратись.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивают хлеб.
Просмотр компьютерной презентации (ИКТ)
Воспитатель: Вот оно какое красивое поле (слайд с изображением зелёного поля). Как вы думаете, можно уже убирать урожай? А когда можно?
Дети: Когда созреет пшеница.
Воспитатель: А вот еще поле (слайд с изображением желтого поля). Какое оно? придумайте красивые слова.
Дети: Золотое, нарядное, красивое, праздничное и т.д.
Воспитатель: Когда зерно созреет, в поле выйдут комбайны.
- А как называют людей, которые ими управляют. Давайте вместе повторим - комбайнеры. Они скосят колосья, обмолотят зерна и ссыпят их в машину.
- Кто управляет машинами? (шофёры, водители).
- Затем зерно везут в хранилище, а называется оно – элеватор. Повторим вместе. Что это такое?
Дети: Хранилище для зерна.
Воспитатель: В этом хранилище зерно высушат, очистят и отправят на мукомольный завод, где из зерен сделают муку.
Муку на машинах отправят на хлебозаводы и пекарни, где выпекут вкусный хлеб. Хлеб на специальных машинах развезут в магазины, где мы его и покупаем.
Давайте поиграем в игру «Кто хлебу на стол прийти помогает».
Выберите те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.
(слайды: артист, повар, учитель, комбайнёр, шофёр, швея, пекарь).
Дети называют профессии.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а мы с вами сможем сами сделать муку?
- А вы знаете, как люди раньше получали муку из зерен, когда не было мельниц и машин. Уже в то время люди научились выращивать пшеницу и использовали камни, для того чтобы получить муку. Они растирали ими зерна в муку.
- Давайте мы с вами тоже попробуем! На один камушек насыплем зерно, другим будем растирать его. Попробуйте сами это сделать. Получается? Трудно? Сколько нужно силы и труда, чтобы растереть зерно.
- Затем люди научились молоть зёрна на мельницах: ветряных и водяных.
- А я вам сегодня тоже принесла маленькую мельницу. Кто знает, как называется этот прибор и как он работает? (кофемолка - электрический прибор).
- Сейчас я покажу вам, как можно сделать муку на кофемолке, но с электрическими приборами нужно обращаться осторожно, а детям нельзя пользоваться ими без присмотра взрослых.
- Как вы думаете, каким способом удобнее и быстрее сделать муку?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, получилась ли у нас мука?! Какая она? (тёмная, с комочками). Похожа она на ту муку, которая продаётся у нас в магазинах? Почему? (потому что перемалывается зерно на мощных мельницах).
Воспитатель: Давайте пройдем в наш хлебный магазин. Ребята, кто знает, в магазинах нашего города откуда хлеб появляется? (у нас в городе есть хлебокомбинат, а также привозят хлеб из других городов).
- В нашем хлебном киоске сегодня также выставлены хлебобулочные изделия, которые выпекают на нашем уфалейском хлебокомбинате.
- А вспомнить их названия вам помогут геометрические фигуры. Назовите их: треугольник, прямоугольник, круг, овал. Я раздам вам фигуры, а вы найдёте те хлебобулочные изделия, на которые они похожи.
Дидактическая игра «На что похоже»
Воспитатель: Молодцы! Видов хлеба и хлебобулочных изделий много, у разных народов тоже есть свои названия хлеба.
( Показ слайдов с разнообразием хлебобулочных изделий)
Особое внимание детей воспитатель обращает на слайд с картинкой - «коврига».
Воспитатель объясняет значение слова – хлеб круглой формы, часто выпекали дома.
Воспитатель: Из муки делают не только хлеб. Что еще делают из муки?
Дети: макаронные изделия, пироги, печенье.
Воспитатель: Я дома для своих дочек часто пеку печенье и могу вас научить. Хотите?
- Как вы думаете, кто печет печенье? Повторим вместе - кондитер. Сейчас мы с вами пройдем в кондитерский цех.
Совместная трудовая деятельность по выпечке печенья.
Воспитатель: Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе с продуктами: вымыть руки, надеть специальную одежду – фартуки, головные уборы.
Работа с моделью трудового процесса.
Воспитатель: Давайте сначала посмотрим, как мы будем готовить печенье:
- для кого мы будем печь печенье?
- какие продукты, и в каком количестве нам понадобятся для приготовления теста? (перечисляют)
- какое нам потребуется оборудование?
- как мы будем готовить печенье? (обсуждают последовательность)
- что у нас должно получиться? Давайте придумаем нашему печенью название.
Воспитатель: Итак, надеваем спецодежду, приступаем к работе.
После того, как печенье помещено на противень, воспитатель говорит:
- Наше печенье готово к выпечке, куда мы должны его унести? Давайте попросим унести наше печенье на кухню, а мы с вами вернёмся обратно.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как нужно относиться к хлебу?
Дети:
- бережно, брать в меру, столько, сколько нужно;
- не кидать на землю, не играть с хлебом;
- не выбрасывать в мусор.
Воспитатель: А что можно сделать с чёрствым хлебом? (сухарики, квас, покормить домашних животных, крошки отдать птицам).
Воспитатель: Хлебное зернышко- это чудо, в нем маленьком слились три силы: Солнца, Земли и человеческого труда. Отношение к хлебу должно быть особенное. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд людей творящих хлеб.
Итог занятия:
- Теперь, ребята, вы знаете, что такое коврига? Что это?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали о хлебе?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что помогло вам сегодня в работе по посеву зёрен, выпечке печенья?
- О чём бы вы хотели рассказать из того, что сегодня узнали на нашем занятии, своим друзьям из группы, а может, мамам и папам?
Воспитатель благодарит детей за работу на занятии, вместе с детьми идёт на кухню за готовым печеньем, уносят в группу, угощают друзей из группы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...
образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"
конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»
Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...
Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...
Хлеб - наше богатство.
Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....
Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»
Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...