«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gr.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект старшей группы
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С
РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ »
Воспитатели: Потапенко Е.Н. Пузенко Н.А.
.
Вид: творческо-информационный.
Подолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, родители, педагог, музыкальный работник.
Цель: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.
Задачи:
«Познание»:
- расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
- знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками;
- развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия;
- формировать умение самостоятельно организовать знакомые русские народные подвижные игры;
- расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.
- развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России;
- Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.
- Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
- Развивать речь средствами фольклора.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.
«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».
Актуальность. Народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
ПЛАН ПРОЕКТА.
Направление работы |
Беседа с детьми: “Народные традиции на Руси. Истоки и современность” |
Разучивание народных подвижных хороводных игр |
Знакомство с потешками, шутками и прибаутками |
Совместная деятельность с детьми по разучиванию потешек, шуток и прибауток |
Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла |
Вечер русских народных подвижных игр |
“Ярмарка и ее участники” |
Чтение стихов про предметы старины |
Знакомство с русскими народными играми “Заря, заряница”, “Плетень”, “Пугало” |
Просмотр видео презентации “Народная ярмарка” |
Непосредственно организованная деятельность “Народные промыслы России” |
Программа реализации проекта:
План мероприятий:
- Знакомство с русской избой, предметы домашнего обихода.
- Русская кухня.
- Одежда.
- Праздники.
- Декоративно-прикладное творчество.
- Русские народные сказки.
- Игры.
- Игрушки.
- Песни, частушки, прибаутки.
- Музыкальные инструменты.
Этапы проекта:
1этап. Изучение познавательной литературы на тему «Народная культура и традиции».
Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы, собранных детьми и их родителями.
Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. НОД Коммуникация, Познание: Беседа «О русском народном костюме. «Красный сарафан». Беседа «О народной игрушке».
Художественное творчество НОД «Одежда».
Чтение художественной литературы
Малые формы фольклора
Развлечение «Ярмарка». Презентация «В гости к русским матрешкам», «Д /и по декоративно – прикладному творчеству 5-6 лет». Педагогические чтения «О народной игрушке», презентации “Народная ярмарка”
2 этап.
- Беседа «Быт русского народа».
- Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».
- Беседа «Откуда хлеб пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе.
- Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).
Викторина « По русским народным сказкам», «Народный фольклор».
Изодеятельность:
- Лепка «Дымковская игрушка», «Баранки» (из теста), «Конь – качалка»
- Рисование, аппликация «Хохлома», «Матрешка», «Барышня» (апл. песком), «Разные баранки».
книги и иллюстрации о быте русского народа,
ввести пословицы и поговорки о народных праздниках, предметах одежды и орудиях труда;
- рассматривание портретов русских богатырей;
- - просмотр видеофильмов, мультфильмов «История возникновения матрешки»
- расширять представления о народных игрушках (матрёшки, бирюльки, погремушки)
Знакомство с художественной литературой:
- Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
- Театрализованная деятельность по русским народным сказкам, показ пальчикового театра «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».
Музыкальная деятельность:
- Поздравление именинников – «Каравай»
- Слушание народных песен, колыбельных перед сном (аудиозапись).
- Пение знакомых колыбельных песен.
- Концерт с народными инструментами.
- Посиделки «Русские пряхи».
- Развлечение: «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» совместно с муз.руководителем.
- Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Дидактические игры:
«Подбери узор», «Собери посуду», «Угадай, что звучит», лото «Народные промыслы» и «Знатоки русской культуры», «Парные картинки» ,и др.
Подвижные игры: «Огуречик», «Ручеёк», «Баба-Яга», «Жмурки», «Совы», «Ласточки пчелы», с/р игра «Ярмарка» и др.
НОД Коммуникация, Познание Беседа «Милости просим, гости дорогие! » Чтение художественной литературы. Рассказывание русских народных сказок.
Художественное творчество Цикл НОД по теме «Чудо-сказки! »
Игровая деятельность
Русские народные игры. Развлечение Консультации «Развиваем интерес к русской народной культуре».
Устный журнал «О традициях русской народной культуры».
3 этап.
Реализация идеи НОД
Коммуникация, Познание «Культура и традиции русского народа».
Художественное творчество «Народная игрушка».
Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег», «Гжель»
Игровая деятельность: Зимние игры и забавы, катания на санях.
Сообщение из опыта работы «Использование прикладного искусства в воспитании интереса к русской народной культуре».
Организация мини-музея «Народные промыслы».
Открытый просмотр «Кукла – оберег».
Оформление группового уголка «В гостях у сказки».
Консультация «Народные праздники».
Консультация «Народные приметы».
Экскурсия в музей г. Топки – «Колядки».
Родительское собрание, тема: «Народные промыслы в патриотическом воспитании детей» , мастер- класс «Кукла – оберег»
Основные этапы:
1 этап – подготовительный:
• изучение методической литературы, нормативных документов;
• составление плана реализации проекта;
• подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов;
• методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
• подбор музыкальных произведений;
2 этап – основной:
• Осуществление деятельности по проекту;
• «Музыкальная гостиная» — слушание музыкальных композиций;
• «Литературная гостиная» — чтение художественной литературы, стихотворений о временах года, о природе;
• Продуктивная и игровая деятельность;
• Рассматривание фотографий, всевозможных пособий;
Просмотр видео, мультфильмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомство с русской народной культурой"
Знакомство детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями на Руси...
Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).
Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...
Проект "Знакомство с русской народной культурой и традициями"
Проект для детей средней группы...
«Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста на основе знакомства с русской народной культурой»
Исследования последних лет в области народной педагогики определяют роль народных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую а...
Конспект занятия по знакомству с русской народной культурой.
Стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре....
Досуг для подготовительной группы по знакомству с русской народной культурой "Веселая ярмарка"
Мероприятие направлено на расширение знаний детей о русских народных промыслах....
2 младшая группа календарно-тематическое планирование на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"
Календарно - тематический план во 2 младшей группе на неделю "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"...