"Кто друг воздушного шарика?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_eksperimentirovanie.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе
«Кто друг воздушного шарика?»
Цель:обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическое развитие художественно-эстетическое
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- поднос с салфетками бумажными (по количеству детей);
-бумага для изготовления веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок;
- воздушные шары (по количеству детей).
-мультимедийная доска.
Ход НОД:
1 этап.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (ответы) А хотите я вам расскажу сказку? (ответы)
-Жил был воздушный шарик. Он был очень добрый и красивый. Шарик летал высоко в облаках, но у него было мало друзей, иногда он играл с ветерком, но однажды ветерок пропал, шарику стало очень скучно, и он загрустил.
Воспитатель: А что мы можем сделать, чтобы помочь шарику? (отыскать ветерок, надуть много воздушных шариков-друзей для него).
-Интересно, а что находится внутри шарика? (ответы детей)А чтобы узнать правильный ответ, надо отгадать загадку.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим (Воздух)
Воспитатель: Молодцы, правильно это воздух. Прежде, чем помочь шарику,нам нужно узнать, что же такое воздух.
2 этап.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!А как доказать, что воздух всё-таки есть? (ответы детей) Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что в пакете? (воздух)
-На что похожи ваши пакеты? (он похож на подушку,на воздушный шар и т. д.)
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его.
А вот интересно, а внутри человека воздух есть?Как вы думаете, ребята?Как узнать это? (ответы детей) Давайте проверим!
Опыт 2. Трубочка в стакане с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас будем пускать мыльные пузыри. Развеселим шарик.
Дети пускают мыльные пузыри.
Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!
-А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Воспитатель:Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
-Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы, представим, что в животиках у нас надуваются воздушные шарики.
Проводится дыхательная гимнастика под спокойную музыку «Воздушный шарик»
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Давайте устроим ветер для воздушного шарика.
-А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.
Воспитатель: Давайте мы с вами сложим из бумаги веер и устроим ветер.
Дети складывают из бумаги веера.
Воспитатель: Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».
Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?
Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать.
1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется. (слайд 1)
2. Люди используют ветряные установки для выработки электричества. (слайд2)
3. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди. (слайд 3)
4. Ветер дует на ветряную мельницу. Она вращается и помогает людям перемалывать зерно в муку. (слайд 4)
5. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья. (слайд 5)
6. Воздух помогает летать самолётам, воздушным шарам. (слайд 6)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет.
Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Выходим в коридор, чтобы почувствовать запахи с кухни от приготовленной пищи. Дети пытаются угадать,что повара приготовили на обед.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте глаза, и определите: какой запах вы чувствуете? (апельсина, чеснока). Воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов…
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6. Не дышу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, сколько времени мы продержимся без воздуха. Вздохнём и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
3 этап.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе?
1. Воздух бесцветный, невидимый, чтоб его увидеть, надо поймать.
3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей.
4. Без воздуха ничто живое не может жить.
5. Воздух не пахнет и может передавать запахи.
6. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, устроили ветер для нашего шарика. Мне понравилось, как Маргарита и Денис сегодня отгадывали загадки, как Даша и Лера были внимательны при игре «Хорошо-плохо». А сейчас я предлагаю вам надуть воздушные шары. Теперь у нашего шарика будет много друзей.
Дети играют с шарами, фломастерами рисуют им веселые рожицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по художественному творчеству «Воздушный вид транспорта - воздушный шар».
Цель: Закрепить умения детей рисовать пластилином ....
Спортивное развлечение с воздушными шарами для детей 3-5 лет. «Игры с воздушными шарами»
Спортивное развлечение с воздушными шарами на прогулке в условиях дома ребёнка специализированного....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Аппликация "Воздушный шар"
Закрепить знания детей о транспорте....
Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».
Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...
Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов....
Дыхательная гимнастика. Игра "Воздушный футбол" для выработки сильной и точной воздушной струи.
Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз....