Календари природы в ДОУ - консультация для воспитателей
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бондарева Татьяна Геннадьевна

Консультация для воспитателей "Календари природы в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календари в детском саду.

 Красочные картины природы  в разное время года становятся средством эстетического и нравственного воспитания; дети учатся  любить и беречь родной край, у  них развивается   художественное восприятие действительности.

Многообразны  природные явления. Однако многие из них, например, пугливость, скрытный образ жизни животных, цикличность сезонных изменений, скрытые от восприятия связи и зависимость внутри сообщества, объективно трудны для познания дошкольников. Вот  почему в ряде случаев необходимо моделировать некоторые явления, объекты природы, их признаки. Действующая модель,  имеющая сходство с натурой,  вскрывает характер объекта, его связь с  окружающими условиями и более доступна детям. Наглядная демонстрация позволяет формировать  у детей правильное, истинно доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологической  культуры.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном  возрасте. Начинать надо с наиболее доступных для них природных объектов. Наблюдения, относящиеся к одному и тому же объекту, должны быть непродолжительными, но многократными. В процессе наблюдения воспитатель вопросами активизирует мышление детей, помогает устанавливать связи явлений. Для уточнения  и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, содержание которых отражает основное состояние погоды: солнце, дождик, снег, ветер, облака, радуга.  Одним из игровых приёмов в работе с календарём является картонная кукла с набором сезонной одежды. Дети вместе с куклой  наблюдают погоду, отмечают её особенности и предлагают ей надеть ту или иную одежду. Введение в наблюдение куклы смещает акцент внимания детей  с   познавательного на игровой. Игровым способом  дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы во второй младшей  группе - это набор цветных картинок,   изготовленных из плотного картона и запечатанных в прозрачную плёнку. Содержание их отражает основное состояние погоды и растительного мира для каждого сезона отдельно. Например,   для осени может быть набор из следующих картинок : тихая солнечная погода ,желтеющее дерево; пасмурная погода в начале осени ; дождь на траве лежат опавшие листья; порыв ветра ,листопад; пасмурная ветреная погода, почти голые деревья.

С детьми средней группы воспитатель отмечает уже не отдельные  явления неживой природы, а комплекс  признаков погоды: солнечная  (светит солнце) ,  дождливая (идёт дождь), пасмурная (небо затянуто облаками), тёплая(дети легко одеты ).

Для средней группы количество картинок можно увеличить. На них изображено  одно и тоже дерево в разных сезонных состояниях (в начале , середине, и в конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную  погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зелёная трава и опавшие с дерева листья, лужи, снег. Отдельно на картинках изображены  явления неживой природы: солнце, радуга, снег, вьюга. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны,  это поможет показать ,тепло или холодно на улице. Работа с календарём проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и  ставят её на подставку. При переменной погоде можно выставить две картинки (пасмурная и дождливая погода).

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем возрасте строится на базе конкретных знаний, полученных в предыдущие года.  Дети должны понимать, что осень – это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно всё меняется: растения, образ   жизни животных, укорачиваются дни.  Основными приёмами активизации мышления детей во время наблюдений  являются вопросы воспитателя и пояснения, которыми он сопровождает ответы детей. Вопросы следует ставить так, чтобы дети, наблюдая явления природы, сопоставляли их, делали самостоятельные выводы. В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы  ,  состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их читать.                                                                              

  В формировании представлений о временах года у старших дошкольников большое значение имеет графическая модель календарь- ширма, которая имеет три графы: «Недели», «Погода», « Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца. Для наблюдений за погодой растительным и животным миром, лучше выбрать вторую или  третью неделю. Из четырёх недель заполняется лишь одна. Это даёт возможность  детям показать,  сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили, через, сколько возобновились снова.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Дни недели - разным цветом, погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег- изображение снежинок) .  Обозначение степени тепла и холода: это схематическая фигура ребёнка, по –разному одетого: в платье, в пальто, в шубе.

Графа «Живая природа» заполняется рисунками с изображением растений (дерево, куст, трава,  цветы),животных (птицы, насекомые), встречающихся на участке. Изображение одной и той же местности в разное время года, регулярная запись значками отражает закономерность последовательных изменений в природе.

Календарь  для старшей группы несколько проще, чем для подготовительной.  В нём только одна неделя, а не четыре, а в графе «живая природа» приводится меньше видов растений  (например, трава, дерево). Кроме того, дети старшей группы несколько позже приобретают навыки самостоятельной работы с календарём. В подготовительной группе детей постоянно подводят к самостоятельным наблюдениям за погодой.

В младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах ведётся календарь, который даёт возможность, познакомится с зимующими  птицами, прилетающими на участок. При наблюдении за птицами дети указывают: большая или маленькая, летает или ходит, как клюёт и т. д.

Календарь для младших и средних детей заполняется карточками с изображением птиц, прилетающими на кормушку. Наблюдения проводятся ежедневно и никакие пометки, (следы) не ставятся.

Календарь для детей старшего возраста заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки- «галочки», учитывается время, некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов.

Форма календарей может быть разной. Дидактическое пособие «Круглый год» - это календарь,  сделанный из плотного материала, где каждый месяц представлен отдельным сектором, помогает формировать у детей представление о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев  ( как по названиям: январь – февраль - март…так и по их порядковым номерам: первый месяц январь, второй- февраль и т. д.)Четыре сектора , отражающих характерные особенности времён года, обозначены соответствующими рисунками и цветом; каждый из них, в свою очередь, разделён на три части (месяцы). Все три месяца одного времени года отмечены одним цветом, например, летние   месяцы окрашены в красный цвет и т.д. Пособие имеет иллюстрации с изображением деятельности детей в разные времена года.

Календарь именинника наглядно-дидактическое пособие, выполненное в виде яблони. Дерево состоит из 12 листов. Что соответствует 12 месяцам года.

Календарь именинника предназначен для :

-закрепления представлений детей об изменениях в природе по месяцам года - на примере одного растения;

-усвоение названий месяцев по их очерёдности;

-повышения самооценки ребёнка, т. к. в течение целого месяца его фотография находится на своеобразной Доске почёта.

Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления.  Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения,  явления живой и неживой природы. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке. Использование в работе игровых приёмов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок формирует глубокий познавательный интерес детей к природе, понимание бережного обращения с ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы».

Консультация для воспитателей«Фиксация результатов наблюдений в календаре природы».Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в ну...

Консультация для воспитателей "Календари природы в разных возрастных группах"

Данная консультация поможет воспитателям любой возрастной группы правильно оформить и вести работу с календарем природы...

Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"

Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями"...

Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.

Консультация для воспитателей«Календари природы в разных возрастных группах»по методике Николаевой С.Н....

Консультация для воспитателей "Календари природы в разных возрастных группах"

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»     Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах»...

Консультация воспитателей «Календарь природы своими руками».

        Уголок природы – важный дидактический материал каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя создание календаря природы – это полет фа...