Консультация воспитателей «Календарь природы своими руками».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Уголок природы – важный дидактический материал каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя создание календаря природы – это полет фантазии! В календаре природы мы можем отмечать день недели, месяц, время года, погоду, расположить листы для зарисовки своих наблюдений за погодой, природой, числа от 1 до 7 (дни недели) или от 1 до 12 (месяцы).
Для всестороннего развития ребенка, работа с календарями природы, имеет большое значение: наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию наглядно-образного, логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
![]() | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1874
г. МОСКВА ДГ «РАДОСТЬ»
Консультация
воспитателей
«Календарь природы своими руками».
Подготовила
воспитатель:
Сорокина Галина Викторовна
г. Москва
2022 г.
Уголок природы – важный дидактический материал каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя создание календаря природы – это полет фантазии! В календаре природы мы можем отмечать день недели, месяц, время года, погоду, расположить листы для зарисовки своих наблюдений за погодой, природой, числа от 1 до 7 (дни недели) или от 1 до 12 (месяцы).
Для всестороннего развития ребенка, работа с календарями природы, имеет большое значение: наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию наглядно-образного, логического мышления. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года, месяца, дни недели,время суток. И всё это детям будет намного быстрее и проще усвоить с помощью календаря природы.
Необходимость ведения календаря прослеживается и в необходимости создания условий для развития проектной деятельности, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Помогает развитию речи, познавательному развитию, интеллектуальному и нравствунному развитию и даже трудовому воспитанию.
Сейчас много интересных календарей природы, погоды можно купить в магазинах. Они яркие , красочные, разнообразные, с насыщенной информацией. Это легкий способ приобреетения календаря. Но плохо то, что дети не принимают участия в моделировнаии и конструировании календаря, в обсуждении его создания. Соответственно отсюда и слабый интерес к нему. Покупные календари чаще можно только вешать на стену, что не всегда удобно, просто положить на стол. И к тому же есть еще минусы в использовании готовых календарей.
А вот если привлечь детей к созданию календаря, то он будет куда больше их радовать, интересен и принесет гораздо больше пользы, если будет изготовлен руками ребенка совместно с педагогом. И дети с большим удовольствием будут определять погоду, дни недели, знакомиться с временами года, делать зарисовки, что-то мастерить, моделировать, планировать. Дети будут работать осмысленно, осознанно, охотнее проявлять самостоятельность.
Привлечение детей к созданию календаря природы имеет много плюсов.
Покупные календари чаще можно только вешать, прикреплять к стенке. А ведь они могут быть разнообразными: их можно сделать в виде ширмы, в виде лэпбука, в виде раскладушки, в виде набора картинок на полотне, причем нарисованных своими руками. Но прежде необходимо вместе с детьми обсудить, продумать, спланировать, что будем делать, предложить создать символы, например, явлений природы, осадков, при этом развиваем разговорную речь, мыслитедьные операции.
Можно предложить макеты природных зон и варианты их изготовления. Очень интересно и необычно. У дошкольников, благодаря этой идеи, развивается мировоззрение, а также любознательность и наблюдательность. Макеты должны быть разнообразными, привлекательными, создавая и описывая их, ребенок не только получает новые знания, но и обобщает информацию, происходит развитие связной речи.
А можно просто нарисовать на листе план уголка природы, календаря. А можно предложить менять внешний вид и окружение уголка в зависимости от сезона. Осенью растения желтеют и листья опадают с деревьев, а весной наоборот – в уголке появляются цветы и новые растения, которые крепятся к стене, к макету. Зимой – белоснежные снежинки, изготовленные непосредственно детьми, красиво кружатся в уголке, как будто хотят плавно лечь на «заснеженный пол». А можно сделать оригами снегирей и разместить их на дереве. Весной на дереве сидят сделанные оригами грачи, цветут подснежники, выполненные в технике оригами или объемной аппликации. Можно вместе с детьми смастерить дерево, на котором висят листья, которые можно менять в зависимости от времени года. Помимо речевого общения, развиваем у детей пространственное ориентирование, употребление предлогов – на, над, перед, за и др.
Создание календаря природы мы можем начать вместе с детьми в младшей группе и с возрастом совершенствовать его, постоянно дополнять, обновлять, усложнять в зависимости от возраста. Совместно моделировать, планировать, обязательно использовать систему символов, которую дети могут создавать сами. Учим детей пользоваться свободно этими символами, создавать объемную аппликкацию, конструирование.
А можно смоделировать календарь природы в виде фланелеграфа и вместе с детьми проследить, как меняются времена года, какие государственные праздники отмечаем, приобщая детей к общественной жизни, привлекая к общению. Обсуждаем вместе с детьми, что будем наблюдать, где будем распологать символы, какие символы; изучать и повторять математические понятия.
Можно смоделировать календарь в виде часов. И опять, привлекаем детей к обсуждению, самостоятельному поиску решений, к сравнению, анализированию, моделированию. А для этого, как в былые времена, мы можем вернуться к зарисовкам своих наблюдений. На прогулке наблюдаем, а в группе делаем зарисовки своих впечатлений, отмечаем погоду.
Рисунки можно собирать в кармашек, а спустя неделю, месяц сравнить, каких дней было больше – дождливых или солнечных, каких осадков было больше, как это влияло на живую и неживую природу. Вот и закрепление знаний символов.
А вот и разные символы которые дети придумыавют сами, проявляют свое творчество, воображение, фантазию, рассуждают, обсуждают, учатся доказывать, предлагают свои варианты.
Благодаря этому мы сможем привить детям интерес к познанию окружающего мира, научить использовать уже имеющуюся инфрмацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, воспитать умение действовать самостсятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Календарь можно сделать в виде инстоляции. Дети радуются своей работе. У них совсем другое отношение к календарям природы. Проявляются бережливость, познавательный интерес, желание что-то придумать самим, улучшаютя умения и навыки в рисовании, конструировании. Дети больше общаются друг с другом. Развивается культура речи.
Сколько было радости у детей, когда они увидели инстоляцию, сделанную своими руками: это мой листик, а под деревом стоит мой мухамор…; а я свой листик повесил на ветку…
Обсуждаем, что еще можно сделать? Кого еще можем добавить в календарь природы? А кто может жить на дереве, под деревом… Как, где будем распологать… Что сначала будем делать, что потом, почему, составляем план на бумаге…
Через, казалось бы в таком простом деле, как изготовление своими руками календаря природы, через обучение детей самостоятельно планировать, моделировать календарь, рассуждать, создавать, самостоятельно принимать нужные решения, искать ответы, учим детей концентрировать внимание, включаться в продуктивную, комбинированную практическую деятельность, включающую в себя исследовательскую работу – конструирование, математику, творчество, коммунакацию, словарную работу.
Данная инсталляция, сделанная руками детей – это часть календаря природы. И в процессе ее создания, мы изучали деревья, грибы, проводили опыты с листакми, рассматривали спилы деревьев, опредляя их возраст. Но сначала было обсуждение, что и как будем делать, составляли план инсталляции, обговаривали, что может жить под деревом, на дереве…
Работа с инсталлацией будет продолжаться, меняться в зависимости отвремени года. И главное, что по ее созданию и планированию дети предлагают свои идеи.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как сделать стенд календарь природы своими руками автор: Тухватуллина в. Р.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оригинальную идею для оформления уголка по экологии – календарь природы. Такой красивый календарь природы будет радовать детей, и они с удовольствием будут определять ...

Календарь природа своими руками.
Всем известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Я предлагаю изготовить его своими руками.Для этого вам понадобится:1. Плотный лист картона или пенопластовая потолочная плитка.2. Само...

Мастер - класс:" Красота природы - своими руками"( поделки из природного и бросового материала ). Для педагогов и родителей с участием детей старшей группы.
Цели этого мастер - класса научитьродителей и педагогов работать с приридным и бросовым материалом, развивать творческие с...
Календарь природы своими руками
Всем нам известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Сейчас много интересных календарей можно купить в магазинах, но это ведь самый легкий способ. Поэтому решила изготовить свой яркий...

уголок природы своими руками
Очень давно не могли дойти руки на нашего уголка природы в группе. Очень много искала полезной и интересной информации, что можно сделать , эстетически оформить красиво, и самое главное было интересно...

Макет "Круговорот воды в природе" (своими руками)
Дидактический материал предназначен для педагогов....