Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в календаре природы».
методическая разработка на тему

Пахарева Елена Геннадьевна

Консультация для воспитателей

«Фиксация результатов наблюдений в календаре природы».

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблю­дения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдае­мых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обоня­тельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, вы­делять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить в отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденно­го, и тогда эксперимент приобретает завершенность.

Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивиду­альный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровать зарисованное и многое другое. Данная работа в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего), является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребенок сам за­хотел все это сделать.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т.е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привле­кать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.

Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится иго-вое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.

 

 

 

 

 

Запол­нять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала за­трудняет его анализ.

Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятель­ности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за по­годой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому ви­ду деятельности.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря по­годы. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представле­ны фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его ме­сяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.

Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т.п.

Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику приро­ды не предъявляется (кроме обычных - аккуратности, точности воспроизведения деталей).

 Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами - их расшифровыванием.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм - с использования готовых фото­

графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям  младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой - голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.

 

 

 

 

 

 В конце младшей группы - начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.

По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.

Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение на­званных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.

Когда необходимые навыки станут достаточно прочными, и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к следующей сложной схеме - ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведется коллективно, и руководящую роль выполняет педагог.

Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только раз в не­делю сверяют их, проверяя совпадение полученных данных.

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую груп­пу или нового ребенка, не имеющего соответствующих навыков.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kalendarem_prirody_v_detskom_sadu.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с календарем природы в детском саду . Подготовил воспитатель: Пахарева Е.Г.

Слайд 2

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями. - Организация уголка природы способствует: развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; - формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира; - формированию элементарных экологических представлений; - воспитанию умения вести себя в природе; - воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

Слайд 3

Виды календарей природы: Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ . ( рост и развитие редиса, огурца, лука) Календарь наблюдений за погодой и природой. (отражает состояние природы неживой, растительного и животного мира) Календарь наблюдений за птицами. (наблюдение за птицами прилетающими на участок к кормушке)

Слайд 4

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ . ( рост и развитие редиса, огурца, лука) Ведение такого календаря можно делать следующими способами: Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса. Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Слайд 6

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма . Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода.

Слайд 7

Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения.

Слайд 8

Календарь наблюдений за птицами. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы.

Слайд 9

Календарь для младшей и средней группы. Календарь для младших и старших дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, пометки («следы») не ставятся.

Слайд 10

Календарь старшей и подготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Слайд 11

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Слайд 12

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе . Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря рассчитана на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели, когда происходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом.

Слайд 13

Погода фиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы - это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные, птицы и насекомые, которых можно увидеть в это время. Эту страницу желательно изобразить цветным рисунком

Слайд 14

Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью. Такой календарь имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.

Слайд 15

В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж.

Слайд 16

В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Слайд 17

В младшей и средней группе. К алендарь природы может быть оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей. В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарей также может быть разной. Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки — дни недели.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фиксация результатов наблюдений и опытов для дошкольников.

Наблюдаемые явления фиксируем для того, чтобы дети лучше их запоминали. Идею я взяла из Интернета, так как практического материала очень мало Предлагаю вам, может быть пригодится для работы....

Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"

В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце...

Консультация для воспитателей "Прогулки и наблюдения в летний период"

Консультация для воспитателей на тему:Прогулки и наблюдения в летний периодКаждая прогулка содержит:-наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, ...

Консультация для воспитателей "Прогулки и наблюдения летом"

Предлагаю  консультацию для воспитателей дошкольных учреждений. Этот материал поможет правильно спланировать и провести прогулки в летний период....

Дневник наблюдений. Весенний календарь природы 2017.

Дневник  предназначен для наблюдений  дошкольников за погодой....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ...

Консультация для воспитателей:"Прогулки и наблюдения в летний период"

Консультация для воспитателей:"Прогулки и наблюдения в летний период"...