Открытое занятие в средней группе ДОУ "Удивительный воздух". Самоанализ.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жилина Наталья Александровна

 Среди эффективных  средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx375 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в средней группе №4

МБДОУ «Детский сад «Крепыш»

Тема:

«Удивительный воздух»

(исследовательская деятельность)

Провела воспитатель:

Жилина Наталья Александровна

2017 год

https://my-logoped.nethouse.ru/static/img/0000/0001/1373/11373227.dxt79qqga5.W665.jpg

НОД в средней группе №4

«Удивительный воздух»

(исследовательская деятельность)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  2. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке, пускание бумажных корабликов, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы,  беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Оборудование и материалы: игрушка Лунтик с воздушным шариком  (персонаж), бумажные веера, трубочки, стаканчики прозрачные с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные кораблики, емкость с апельсином, дудочка.

Участники: дети, воспитатель.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, физкультминутка);

- игровые (игровые ситуации)

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте  поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам надо отгадать загадку.

Загадка.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?    (Воздух)

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воздухе, который нас окружает. Но чтобы узнать все о нем, я предлагаю вам отправиться в исследовательский центр, где мы с вами проведем несколько опытов. Вы готовы?

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кажется, к нам кто-то пришел. Ой! Да это же Лунтик! Как ты здесь оказался? Ребята, Лунтик говорит, что он вышел гулять с воздушным шариком, и вдруг ветер подхватил его и куда-то принес. Лунтик, ты попал в детский сад, а мы с ребятами как раз собрались поговорить о воздухе.  Ребята, а Лунтик  говорит, что никогда не видел воздуха, он не верит, что воздух вокруг нас. Оставайся, Лунтик, с нами и ребята докажут, что воздух вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? 

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают около своего места за столом).

Все ребята дружно встали и на месте зашагали.

На носочках потянулись, а теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели, а потом на место сели.

Ребята, мы живем на чудесной планете. Как она называется?  (показ изображения Земли в  космосе). Почему  на изображении присутствуют разные цвета?  (Дети: коричневый – горы, зеленый – леса, луга, голубой – вода). А знаете, ребята, у нашей планеты есть еще и воздушный океан, это воздух. О нем мы сегодня и поговорим.

  1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужен воздух? А через какой орган вы дышите? Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», как ныряльщики, а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов). Тяжело было вам? Вот видите, вы совсем недолго могли обходиться без воздуха. А животным нужен воздух?  А кто еще дышит воздухом?  (воздухом дышат животные, птицы, рыбы тоже дышат растворенным в воде кислородом.). А кто вспомнит, почему дождевые черви выползают на поверхность после дождя? (земля напитывается водой, вытесняя воздух, поэтому им нечем дышать под землей)

Вывод: человек и все живое  не могут  жить без воздуха.

  1. Эксперимент  «Обнаружение воздуха в пространстве»

Вот мы с вами и начали разговор о воздухе.  Как же нам обнаружить воздух,  как мы это с вами сделаем? (Ответы детей). Я предлагаю приступить к  опыту №2  «Обнаружение воздуха в пространстве» (целью этого опыта является ощущение давления воздуха при помощи веера).

Вывод: Веер при обмахивании создает волну воздуха. Ветер – это движение воздуха.

  1. Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

Ребята, а как вы думаете, может ли ветер передвигать предметы?  Почему двигаются лопасти  ветряной мельницы, движется парусник?

Опустите парусные кораблики в поддон с водой.  (Дети дуют на паруса, кораблики плывут).  Почему плывут кораблики? (мы создали ветер)

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что произойдет с таким кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный? (Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение).  Какие виды воздушного транспорта вы знаете? (самолеты, вертолеты, дельтаплан, дерижабль, воздушный шар).

Ветер попутный  - хорошо для человека, если он на самолёте, парашюте, паруснике, дельтаплане, корабле. Ветер - это  хорошо для размножения растений, для дыхания живых существ; люди использую свойства ветра для работы мельницы. Ветер может быть плохим, если он разрушающий как ураган, он ломает деревья, постройки и машины. При сильном ветре останавливают ветряную мельницу с помощью специального механизма.

Вывод. Воздух – это ветер. Чем сильнее ветер, тем быстрее движутся  предметы.

  1. Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей). Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

  1. Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель:  А вы знаете, как можно увидеть воздух? И есть ли воздух в нас? (Ответы детей) Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

  1.   Эксперимент «Можно ли воздух услышать?» (проводит воспитатель)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам хочу задать вопрос. Что будет, если я подую в дудочку? (раздастся звук). Почему, откуда он взялся? (воздух прошел через дудочку, вышел из отверстия и получился звук). Так работают все духовые инструменты (флейта, труба).

Вывод: воздух можно услышать.

  1. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. А чем пахнет в лесу? (грибами, цветами). Чем пахнет в хлебном магазине? (хлебом)

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. (Дети закрывают глаза, воспитатель подносит к ним емкость с порезанным апельсином) Чем пахнет воздух? (апельсином).  Вы замечательно справились!

Вывод: Воздух переносит запахи.

Воспитатель: Ребята, а у нас в городе чистый воздух? А что загрязняет чистый воздух? (машины, заводы, люди). А где же взять нам много чистого воздуха? Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый. Конечно, у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них (устьица) и дышат все растения. (Это можно увидеть только с помощью микроскопа). Растения выделяют нам кислород, а поглощают углекислый газ. Растения являются очистителями воздуха, вот поэтому они нас везде окружают на участке и в группе. И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым.

Ребята, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей). Сейчас мы с Лунтиком будем  задавать вам вопросы, а вы возьмите маячок  (красный и  зелёный цвет) и вместо ответа на утверждения  вы будете показывать кружки. Если вы согласны, покажите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами проделали большую работу. С помощью опытов мы определили, что вокруг нас есть воздух и он может двигаться и двигать другие предметы. Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.

Лунтик  в подарок хочет подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик! А я предлагаю вам приклеить листочки на наше импровизированное деревце, чтобы оно радовало нас зеленью и помогало нам очищать воздух! (дети клеят листочки на нарисованное дерево).

Литература:

  1. Простые опыты с водой для дошкольников. Автор: Султанова Марина
    Издательство: Хатбер-Пресс. Серия: Для дошкольников
  2. https://infourok.ru/konspekt-nod-na-temu-vozduh-i-ego-svoystva-srednyaya-gruppa-1421012.html
  3. http://xn----11-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=8232
  4. http://me-po.ru/articles/799-konspekt-nod-v-starshei-gruppe-udivitelnyi-vozduh-eksperimenty-s-vozduhom.html
  5. http://me-po.ru/articles/78-konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-starshei-gruppe-na-temu-chistyi-i-grjaznyi-vozduh.html
  6. http://www.proshkolu.ru/user/drozdova2002/blog/514895/
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-po-temam-srednja-grupa.html

D:\Детский сад 2017\Занятие Воздух\SAM_6113.JPG

                             

                   

Самоанализ

непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе.

12 мая 2017 года была проведена образовательная деятельность по познавательному развитию на тему  «Удивительный воздух».

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  2. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке, пускание бумажных корабликов, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы,  беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей, знакомство с воздушным транспортом.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Оборудование использовала рационально. Темп занятия был выбран оптимально. Я обеспечила доступность и научность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Для реализации задач использованы индивидуальные и групповые  формы организации обучения: дети работали  за столами,  сидели на стульчиках, было чередование видов деятельности. Использован наглядный материал: открывались  картинки-фото с необходимым материалом: планета Земля – вид из космоса, планета Земля чистая и загрязненная. За каждым ребенком было закреплено рабочее место с  индивидуальным набором для опытов (бумажные веера, трубочки, стаканчики прозрачные с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные кораблики, апельсин).

НОД  построена в 3 этапа:  мотивационный, содержательный, рефлексивный.

 Мотивация проходила через поставленную проблему:

Лунтик не знает, что такое воздух, он его никогда не видел. Может его нет?

Содержательная часть проходила через исследовательскую деятельность, где дети искали ответы на вопросы:

  1. Нужен ли воздух живому на планете?
  2. Есть ли воздух вокруг нас?
  3. Может ли воздух передвигать предметы?
  4. Можно ли поймать воздух?
  5. Можно ли увидеть воздух?
  6. Почему дудочка издает звук?
  7. Есть ли вкус и запах у воздуха?

Использованы  методы обучения:

Словесные: рассказ педагога, беседа.

Игровые: воображаемая ситуация.

Практические: опыт, упражнение, экспериментирование.

Эти методы были применены для того, чтобы  у детей проявить активность, заинтересованность, чтобы у детей вызвать  интерес к познанию окружающего мира, чтобы ребенок стремился видеть новое и находить знакомое  в действительности, чтобы ребенок  думал, рассуждал, делал выводы, высказывал свои суждения, чтобы ребенок стремился быть добрым и совершал хорошие поступки.

Разнообразие видов деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная) связаны одним сюжетом.

В начале занятия была проведена динамическая пауза, которая настроила детей на работу в «исследовательском центре».

Дидактический анализ: поставленной цели мы достигли. Дети с увлечением принимались за опыты, достигли предполагаемых результатов,  детям интересно получать знания об окружающем мире, они смело высказывали свои мысли, делали выводы и самое главное,  я вызвала желание   видеть и отмечать  свойства воздуха без подсказки взрослого в своей повседневной жизни. Содержание занятия было доступно детям, интересно, соответствовало возрасту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ к открытому занятию в средней группе на тему "Путешествие в зимний лес"

Самоанализ к открытому занятию в средней группе на тему "Путешествие в зимний лес"...

Самоанализ открытого занятия в средней группе«Наша спутница - Вода».

Организованная деятельность по окружающему миру в средней группе«Наша спутница - Вода»...

Самоанализ открытого занятия в средней группе

Самоанализ открытого занятия в средней группе "Путешествие в волшебный мир музыки"...

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»Алина Владимировна Букреева  Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упра...

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Ф...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...