" Изучение свойств песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лапотникова Елена Викторовна

 Открытое занятие на улице по опытно- экспкриментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА №1874

Дошкольное отделение «Радость»

                               

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА УЛИЦЕ ПО ОЭД

                                                                           

«ИЗУЧЕНИЕ  СВОЙСТВ  ПЕСКА

С ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5ЛЕТ»

             

             

                         

        

     

   

                                                                     Подготовила и провела

                                                                             воспитатель средней группы

                                                             Лапотникова Е.В.

Москва

2015 г.

Цель

-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду.

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-обогащать словарь за счёт слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

-закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: рассматривание через лупу мелких игрушек из киндер-сюрприза.

Материалы и оборудование: Песок, белые листы бумаги,  одноразовые стаканчики лопатки, формочки, тарелочки, лупы, листы бумаги с нарисованными  картинками, клей - карандаш. Ёмкость с песком, предметы, чьи отпечатки  видны на песке.( формочка, камень, шишка, палочка, туфелька куклы).

Ход занятия

 Воспитатель приносит куклу, у неё засыпаны глаза песком. На ноге нет одной туфельки.

Воспитатель: Что с тобой, Маша случилось? Дети, спросите, почему кукла плачет.

Кукла: “Я играла в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Я потеряла туфельку.  Плохой песок, не хочу больше с ним играть!”

 Воспитатель: Наши дети научат тебя играть в песке, и помогут найти туфельку.  Сейчас нужно промыть  глаза водой. (Промывает  кукле глаза).

Воспитатель: Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком?

Дети: Играть, строить домики, лепить куличи

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок? ( Ответы детей)

Воспитатель:  Песок нужен в строительства. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-Песок использую в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

-В давние времена, когда ещё не было других часов, именно песочные часы помогали людям  отмерять время.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами поможем Маше отыскать её туфельку, покажем,  как можно играть с песком.  

Воспитатель:  Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

-Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.

Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то можем начинать.

-Чтобы помочь отыскать туфельку, начнём исследовать песок. Проходите к столу.

№1 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышки – песчинки)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: А, сейчас  проверим, легко ли нам будет найти туфельку.

.

№ 2. «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 Воспитатель:  Легко ли нам будет найти её? ( Ответы детей). Проходите к следующему столу. Поищем здесь туфельку.

№3«Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?  ( Ответы детей)
  • Куда исчезла вода?  (Ответы детей)

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой не принимает»

Материал: поднос с мокрым песком,  сухим песком , различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем сухой песок в формочки.  Воспитатель. – Получились у нас фигурки?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

-Получились у нас фигурки?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. Сухой песок форму не принимает.

 Воспитатель: Ребята, и здесь нет туфельки.

   №5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки? ( Ответы детей)

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Воспитатель:- Ребятки, посмотрите, что это за коробка с песком? Может быть, там лежит наша туфелька?

№6 « Чей след»

Материал: Коробка с песком,  камень, колесо от машинки, пластмассовая тарелочка, ботинок, формочка, туфелька от куклы.

На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Рядом лежат предметы, которые оставили отпечаток.  Дети находят следы предметов.                              

Воспитатель: Ребята, кто нашёл туфельку ? (Ответы детей) Молодцы, наша кукла не будет плакать.

 Воспитатель : Ребята, как вы думаете, можно рисовать песком? ( Ответы детей). Песком играют не только дети, но и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать песком.  И, мы сейчас попробуем нарисовать песком.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Сегодня при, помощи опытов, мы узнали много интересного о песке.

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Песок пропускает воду;

На мокром песке остаются следы;

Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.

Песком можно рисовать.

 И куклу Машу научили лепить куличики, нашли её туфельку.

-Маша, тебе было интересно с нами? Очень интересно. – Больше не буду говорить, что песок плохой.

Список   используемой   литературы.

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.

3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА №1874

Дошкольное отделение «Радость»

                               

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА УЛИЦЕ ПО ОЭД

                                                                           

«ИЗУЧЕНИЕ  СВОЙСТВ  ПЕСКА

С ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5ЛЕТ»

             

             

                         

        

     

   

                                                                     Подготовила и провела

                                                                             воспитатель средней группы

                                                             Лапотникова Е.В.

Москва

2015 г.

Цель

-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду.

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

-обогащать словарь за счёт слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

-закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа: рассматривание через лупу мелких игрушек из киндер-сюрприза.

Материалы и оборудование: Песок, белые листы бумаги,  одноразовые стаканчики лопатки, формочки, тарелочки, лупы, листы бумаги с нарисованными  картинками, клей - карандаш. Ёмкость с песком, предметы, чьи отпечатки  видны на песке.( формочка, камень, шишка, палочка, туфелька куклы).

Ход занятия

 Воспитатель приносит куклу, у неё засыпаны глаза песком. На ноге нет одной туфельки.

Воспитатель: Что с тобой, Маша случилось? Дети, спросите, почему кукла плачет.

Кукла: “Я играла в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Я потеряла туфельку.  Плохой песок, не хочу больше с ним играть!”

 Воспитатель: Наши дети научат тебя играть в песке, и помогут найти туфельку.  Сейчас нужно промыть  глаза водой. (Промывает  кукле глаза).

Воспитатель: Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком?

Дети: Играть, строить домики, лепить куличи

Воспитатель:  Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок? ( Ответы детей)

Воспитатель:  Песок нужен в строительства. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-Песок использую в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

-В давние времена, когда ещё не было других часов, именно песочные часы помогали людям  отмерять время.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами поможем Маше отыскать её туфельку, покажем,  как можно играть с песком.  

Воспитатель:  Но вначале давайте вспомним правила работы с песком. Какие вы знаете?

-Нельзя кидать в лицо, обсыпаться, брать в рот, и всегда мыть руки после игры.

Воспитатель: Молодцы. Так как правила вы знаете, то можем начинать.

-Чтобы помочь отыскать туфельку, начнём исследовать песок. Проходите к столу.

№1 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышки – песчинки)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: А, сейчас  проверим, легко ли нам будет найти туфельку.

.

№ 2. «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 Воспитатель:  Легко ли нам будет найти её? ( Ответы детей). Проходите к следующему столу. Поищем здесь туфельку.

№3«Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?  ( Ответы детей)
  • Куда исчезла вода?  (Ответы детей)

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой не принимает»

Материал: поднос с мокрым песком,  сухим песком , различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем сухой песок в формочки.  Воспитатель. – Получились у нас фигурки?

(Ответы детей)

 Воспитатель: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

-Получились у нас фигурки?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. Сухой песок форму не принимает.

 Воспитатель: Ребята, и здесь нет туфельки.

   №5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки? ( Ответы детей)

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Воспитатель:- Ребятки, посмотрите, что это за коробка с песком? Может быть, там лежит наша туфелька?

№6 « Чей след»

Материал: Коробка с песком,  камень, колесо от машинки, пластмассовая тарелочка, ботинок, формочка, туфелька от куклы.

На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Рядом лежат предметы, которые оставили отпечаток.  Дети находят следы предметов.                              

Воспитатель: Ребята, кто нашёл туфельку ? (Ответы детей) Молодцы, наша кукла не будет плакать.

 Воспитатель : Ребята, как вы думаете, можно рисовать песком? ( Ответы детей). Песком играют не только дети, но и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать песком.  И, мы сейчас попробуем нарисовать песком.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Сегодня при, помощи опытов, мы узнали много интересного о песке.

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Песок пропускает воду;

На мокром песке остаются следы;

Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.

Песком можно рисовать.

 И куклу Машу научили лепить куличики, нашли её туфельку.

-Маша, тебе было интересно с нами? Очень интересно. – Больше не буду говорить, что песок плохой.

Список   используемой   литературы.

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.

3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. Обруч, 1998. - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Изучение свойств песка в игре"

Вода и песок - самые доступные игрушки для детей. Изучая их свойства малыш знакомится с научными законами, познает мир природы....

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по изучению свойств песка в помощь воспитателю «Он и желтый и сыпучий…»

laquo;Он и желтый и сыпучий…»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.Задачи:1. Образовательная:-Закреплять представления детей о свойствах песк...