ПРОЕКТ «Кто в лесу живет?»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Обоснование проблемы:
- неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
-недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье,
Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhiteli_lesa.docx | 208.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 217
ПРОЕКТ
«Кто в лесу живёт?»
Автор проекта:
Саблина Вера Сегргеевна воспитатель старшей группы
Новокузнецк 2017г.
Данный проект направлен на организацию работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические разработки конспектов занятий, экскурсий, беседы, игры, стихи и загадки по формированию у детей интереса к диким животным леса; желания оберегать, защищать и заботиться о них.
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Сегодняшние дошкольники живут в третьем тысячелетии, в быстроменяющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Была проведена с детьми беседа и показано видео о том, что не все люди относятся к природе бережно: вырубают леса, жгут костры, загрязняют реки и озера отходами с заводов и фабрик, что из-за этого погибает множество рыб. Если люди не поймут, что природу нужно беречь, то будут погтбать не только рыбы, но и животные, птицы.не будут здоровыми растения. В результате коровам, овцам, козам будет нечего есть. Не станет молочных и мясных продуктов в магазине. Людям будет нечем дышать,так как природа будет испорчена, поэтому необходимо беречь и ценить нашу природу.
Актуальность
Современное дошкольное образование ставит перед педагогами цели и определяет задачи: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64 ФЗ Об образовании в РФ)
В формировании и развитии личности ребенка большое значение имеет познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы ...».
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромно. Они «служат источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства». От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о диких животных леса родного края.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей интерес к диким животным леса; желание оберегать, ценить и заботиться о них.
- Формировать у детей представление о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;
- Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
- Расширять кругозор у детей;
- Формировать представление о диких животных посредством чтения детской художественной литературы;
- Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках;
- Формировать навыки соблюдения элементарных правил поведения с животными.
- Помочь осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.
Этапы проекта:
I Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.
II Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
III Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировкавыводов.
Тип проекта: познавательно- творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей дошкольной группы.
Срок реализации проекта: 2 месяца
Стратегии достижения результата:
1.Воспитатель знакомит родителей с основными направлениями работы по реализации проекта.
2.Индивидуальная работа воспитателя по отбору методов, форм, средств ознакомления с дикими животными.
3.Воспитатель организует экскурсии, выставку, проводит занятия, беседы, игры.
Ресурсы и условия, необходимые для реализации проекта:
1.База МБДОУ «Детский сад 217».
2.Изучить соответствующую литературу для пополнения знаний по данной проблеме.
3.Подобрать стихи, рассказы, сказки, загадки, поговорки, приметы, физминутки о диких животных; фотографии, открытки; репродукции, иллюстрации книг и к русским народным сказкам.
4.Изменить предметно-пространственную развивающую среду в группе.
5.Изготовить лепбук «Лесные жители».
6.Оформить дидактические игры: «Угадай, кто это?», «Где чей домик», «Дикие животные», «Зоологическое домино», «Охотник и пастух» и т.д.
7.Совместно с родителями изготовить поделки из природного материала, придумать сказки о животных.
Формы работы:
1.Занятия
2.Экскурсии
3.КВН
4.Презентация лепбука
5.Совместная деятельность
6.Индивидуальная деятельность
7.Игровая деятельность
Содержание работы
Дата | Форма работы | Задачи |
Октябрь | 1.Занятие «Обитатели тайги» | Расширять у детей представление о диких животных; учить различать их по внешнему виду. Воспитывать сочувствие, доброту и любовь к ним. |
2.Экскурсия в лес «Осень в лесу» | Отыскать с детьми приметы осени в лесу. Уточнить, какие деревья растут в лесу, какие животные живут в нашей местности. | |
3. Просмотр презентации, видео. | Продолжать формировать у детей представление о диких животных; и закреплять умение различать их по внешнему виду. | |
4.Рассматривание картин, иллюстраций. | ||
5.Выставка поделок из природного материала | Развивать у детей творческий потенциал и воображение; раскрывать их творческие способности. | |
6.Беседа о животных | Закрепить и уточнить знания детей о диких животных, о внешнем виде, повадках и о том, как они готовится к зиме. | |
7.Рисование на тему «Дикие животные, которые живут в лесу» | Развивать у детей желание выражать свои впечатления от изучаемого материала в ИЗО деятельности | |
9.Чтение рассказов и сказок Бианки В., Чарушина Е. и других | Знакомить детей с художественными произведениями о диких животных. | |
Ноябрь | 1.Занятие «Чем питаются животные?» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга (хищники - травоядные). |
3.Лепка на тему « «Моё любимое животное» | Развивать у детей желание передать в лепке своё любимое животное | |
4.Чтение рассказов и народных сказок, сказок Сладкова Н., Юрмина Г. и других» в | Продолжить воспитывать интерес детей с художественной литературой о диких животных. Активизировать и обогощать словарь по теме. | |
6.Оформление лепбука «лесные жители» | Развивать познавательные способности детей, систематезировать знания детей по средствам развивающих заданий и игр. | |
1.Презентация лепбука «лесные жители» | Создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности. | |
2.КВН «Весёлое путешествие в лес» | Закрепление полученных ранее знаний о диких животных родного края. |
Результативность:
У детей:
- сформировано представление об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлениях, сезонных изменениях в жизни диких животных; о деятельности людей по их охране и экологически грамотном, безопасном поведении в природных условиях;
- сформированы познавательный интерес и способности к поисковой деятельности;
- развиты категории: сочувствие, доброта, милосердие, любовь к животным, желание оберегать их.
Приложение
Тема занятия: «Обитатели Тайги»?
Программное содержание: Расширять у детей представление о диких животных; учить различать их по внешнему виду. Воспитывать сочувствие, доброту и любовь к ним. корригировать произвольное внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр, обогащать словарный запас, воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.
Оборудование:
Ноутбук, проектор для показа презентации, презентация «Тайга и ее обитатели», картинки животных и растений тайги, картина леса.
Методы обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, диалог.
Наглядные – показ иллюстраций, картин.
Ход занятия: ребята отгадаете загадку:
Позади аэродром.
Мы летим часа четыре.
Видим тундру под крылом,
А потом – леса Сибири.
Там зимой метёт пурга.
Этот хвойный лес –.
(Тайга.)
Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы будем путешествовать по тайге. Представьте, что мы находимся в лесу. (включить музыку «пение птиц в лесу»). А теперь все вместе выполняем движения на месте:
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка-сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
осмотрела все кругом –
за добычею беги!
Ребята мы с вами попали в тайгу. Что вы знаете про тайгу. (ответы детей)
Давайте посмотрим, что же тут интересного.
(показ видео презентации про Тайгу)
Здорово, ребята, что нового вы узнали? Какие животные живут в тайге? Какие растения (ответы детей).
Молодцы все правильно сказали, мы с вами очень много узнали интересного. А теперь скажите мне последним животным кто был в нашей презентации. (ответы детей) правильно хомячок.
Давайте с ним поиграем.
Хомка - хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
Ребята, смотрите вот это тайга. (показывает картину леса, но в нем никто почему-то не живет, давайте в него поселим тех животных которые находятся на нем.
Поочередно вызывать детей приклеивать картинки животных и растений.
Молодцы ребята, вы справились с заданием теперь и в нашем лесу живут различные животные.
Домашнее задание: выбрать одно дикое животное, которое нравится, и постараться узнать о нём, как можно больше.
Воспитатель приглашает детей и Незнайку на в лес. Там они собирают природный материал: шишки, хвоинки, листья и т.д. В дальнейшем совместно с родителями организуется выставка этих поделок.
Тема экскурсии: Осень в лесу
Задачи:
- Отыскать с детьми приметы осени в лесу.
- Уточнить, какие деревья растут в лесу, какие животные живут в нашей местности.
3.Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Ход экскурсии:
1.Оргмомент
Воспитатель приглашает детей на экскурсию в лес.
- Мы отправляемся на экскурсию в лес. Мы пойдем с вами в лес, но сначала нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Дети называют.
- Остановка «Лесная», выходим.
2.Отдых на полянке
- Вот полянка, давайте присядем на ней и послушаем музыку леса. Для этого нужно закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что вы услышали?
Дети отвечают.
В это время появляется Лесовик.
- Ой, кто это? Да это же добрый человечек, живущий в лесу, поэтому и зовут его Лесовик. (Дети здороваются с ним.)
Лесовик читает стихотворение В.Орлова «Живой букварь»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок терпению,
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Лесовик: А вы знаете, какое сейчас время года? (Осень.) А почему вы так думаете? (Дети называют признаки осени.) А какие ещё времена года бывают? (Дети отвечают.)
Лесовик предлагает детям по иллюстрациям угадать изображённое время года и назвать его признаки.
Лесовик: А как вы думаете, что сейчас в лесу происходит с животными и растениями? (Дети отвечают.) А загадки отгадывать любите? (Загадывает 3-4 загадки об обитателях леса.) А животных угадать сможете? Лидактическая игра «Угадай кто»
3.Письмо от лесных жителей
Лесовик: Я совсем забыл, что лесные жители передали вам письмо. Вот оно.
Воспитатель зачитывает письмо с просьбой составить Правила леса для всех людей, приходящих в него. Дети составляют правила и вручают их Лесовику.
4.Осенний календарь
Лесовик благодарит детей и передаёт им подарок от Осени: осенний календарь.
- Осень дарит вам календарь, но она не успела его раскрасить. Вы поможете ей в этом? В календаре нарисованы осенние месяцы. Какие? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Как только вы раскрасите календарь, сразу угадаете, где какой месяц изображён. А сейчас мне пора. А вы можете на память о нашей встрече взять с собой в детский сад природный материал: шишки, хвоинки, веточки, смастерить поделки, например, лесных жителей, но только не забывайте о Правилах леса. До свиданья, ребята!
Дети собирают природный материал. Возвращаются к автобусу.
5.Возвращение в детский сад
По возвращению в детский сад дети делятся впечатлениями, раскрашивают осенний календарь, рисуют Лесовика.
Тема: Беседа о лесных зверях
Цель: Расширить и углубить представление детей о диких животных, их характерных особенностях, внешнем виде, месте обитания, питания.
Задачи:
1. Закрепить умение детей отвечать на вопрос полными, распространенными грамматически правильными ответами.
2. Закреплять умение детей угадывать животных по их характерным признакам.
3. Пополнение словаря: лакомство, неуклюжий, медлительный, хищники.
4. Развитие логического мышления.
Оборудование: посылка, конверт с картинками (медведь, лиса, заяц, еж, белка).
Почтальон вносит посылку.
Воспитатель вскрывает посылку, достает из неё письмо: «Дорогие дети! Мы, лесные жители, шлем из леса вам подарки. Только сейчас лес не богат: нет грибов, нет ягод. Но мы кое - что для вас приготовили».
- Ребята, кто же прислал нам письмо? Давайте посмотрим, может здесь что -то есть? Здесь фотографии! Но я сначала загадаю сам загадки, а вы догадайтесь, чьи фотографии находятся в посылке:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь)
1. Беседа о медведе:
Воспитатель выставляет картинку с изображением медведя и просит детей рассказать о нём:
- Бурый медведь очень большой и сильный зверь. На голове небольшие уши, мода вытянутая, шерсть жёсткая, длинная и густая; лапы толстые. Когда медведь бегает или ходит, он переваливается с боку на бок, поэтому его зовут «косолапым». Медведь может ходить и стоять на задних лапах, а передними доставать пищу.
- А чем медведь питается?
- Медведь ест сочные ягоды, плоды, корни деревьев, любит полакомится мёдом. Он очень хороший рыболов.
- А почему медведя называют хищником?
- Потому, что он может нападать на других зверей: олени, лосей и других.
- Зимой у медведицы рождаются медвежата, они ростом с рукавичку и питаются молоком матери. Весной, в конце марта, медведи просыпаются после зимнего сна голодными, сильно похудевшими. Вот тогда они могут нападать на лосей и оленей. Опасны они и для человека. Медвежат мать продолжает кормить молоком, но одновременно приучает самостоятельно отыскивать корм: насекомых, доставать из земли луковицы растений, корни.
2. Беседа о зайце: воспитатель выставляет картинку со схематичным изображением зайца.
- Как вы думаете, то изображен? А как вы догадались, что это заяц? (воспитатель достает картинку с изображением зайца).
- Чем питается зимой заяц?
- Гложет кору, ветки деревьев. У зайца передние зубы постоянно растут, они не выпадают. А когда стираются, то снова вырастают. Зубы у зайца острые.
- Почему заяц меняет цвет шубки зимой?
- Он приспосабливается к зимним условиям. Чтобы быть неприметным.
- А как еще спасается заяц от врагов?
- он запутывает свои следы.
- (Воспитатель показывает два силуэта зайца — белого и серого, прикладывает их поочередно к зеленый траве и белому снегу). Где заяц неприметен?
- Что меняется в жизни зайца с наступлением весны?
- Заяц становится серым. Весной у зайца рождаются зайчата. Они после рождения остаются одни под кустом. Покормит их мать — зайчиха жирным молоком и убежит. Вскоре зайчата начнут есть траву и листья, а пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком. Поэтому зайчихи не делают норок и не прячут своих зайчат.
3. Беседа
Послушайте загадку:
Серый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (еж) (воспитатель предлагает детям зарисовать отгадку)
- Почему вы решили, что это ёж? (дети описывают внешний вид ежа)
- Ёж такой же хищник, как и медведь, волк и лиса. Охотится только ночью, ловит мелких грызунов и мышей. Зимой ёж живет в норке, выстилает её сухими листьями.
4. Физминутка:
Нам лениться не годится: помните, ребятки!
Даже звери, даже звери, даже птицы делают зарядку.
Раз присядка — два прыжок и опять присядка.
А потом — опять прыжок — заячья зарядка.
Но мишка косолапый широко разводит лапы:
То одну, то обе в месте, долго топает на месте.
А когда зарядке мало начинает все с начало.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прядки это беличья зарядка.
5. Беседа о лисе
Воспитатель показывает новый конверт с письмом от лисы:
- Ребята, я высылаю вам свою фотографию и прошу вас рассказать, какая я, и придумали про меня загадку (дети описывают внешней вид лисы и загадывают загадку).
- Ходит зимой лиса по снегу, тщательно его обнюхивает — это она норки мышей под снегом отыскивает и кормится ими всю зиму. Ребята, а как лиса спасает от недругов, как прячет свои следы? (заметает их хвостом). С наступлением весны у лисы, как и у всех зверей, происходит линька. Густая зимняя шерсть меняется на более редкую. Весной у лисы рождаются детёныши. - Как называют детёнышей лисы?
- Лисята.
- Родители заботятся о своём потомстве, добывают для них корм.
6.Беседа о Белке
Воспитатель загадывает загадку:
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (белка)
- Что вы знаете о жизни белки зимой?
- Зимой белка меняет цвет шубки на серый, чтобы стать не заметной среди деревьев. Еще с осени она припасает грибы, орехи, ягоды в своих кладовых.
- А почему белка хорошо прыгает с дерева на дерево, что ей помогает?
- Хвост она им управляет, как рулем.
- С наступлением весны белка снова становится рыжей.
III. Рефлексивная часть: О ком мы говорили? Что нового вы узнали о животных родного края? Какое животное кажется вам самое интересное? Нарисуйте его дома и принесите рисунки в детский сад.
Тема занятия: Чем питаются животные?
Программное содержание: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга (хищники - травоядные).
Ход занятия:
Третий этап проекта. Решение проблемных ситуаций
Незнайка увидел в лесу мухомор и растоптал его.
- Зачем ты это сделал?
- Незнайка говорит, что мухомор – это ядовитый гриб. От него надо избавиться. А то кто-нибудь из животных съест и отравится. Они же не знают, что он ядовитый. А кто их в лесу будет лечить?
- Прав ли Незнайка?
Мнения детей разделяются: одни считают, что правильно: это ядовитые грибы, другие с ними не соглашаются.
- Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди ёлок мухоморы и поедает их.
Знает лось лесное царство,
Он зайдёт в смолистый бор,
Здесь найдёт своё лекарство -
Ярко-красный мухомор.
- Чем ещё питается лось? (корой, ветками, травой)
- В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками. Их называют травоядными.
- Как вы думаете, кого ещё можно назвать травоядным животным? (заяц, белка и др.)
- Но есть в лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. Кто это? (волк, лиса, ёж, рысь, куница и др.)
- А вот медведь – всеядное животное, так как питается растительной и животной пищей.
Незнайку в это время кусает комар. Он его убивает. И говорит со злостью: «Ах, ты! И кто тебя только придумал? Была бы моя воля, я бы всех комаров и мошек поубивал!»
- А давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы из леса исчезли…». Например, насекомые. Чтобы произошло с остальными жителями?
- А если бы исчезли грибы? Ягоды?
- Ушли все волки?
- Не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства. Травоядные животные приспособлены к тому, чтобы защищаться от врагов, хищники – чтобы преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубку на более тёплую и т.д.).
Незнайка: Я всё понял, кроме одного. Кого в лесу должно быть больше: хищников или травоядных? Или их должно быть поровну?
- А вы, ребята, как думаете?
Мнения детей опять разделились.
Игра «Пищевые цепочки»
Например, трава – зайцы – волки.
Дети делают вывод: чтобы всем хватало еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.
4.Заключительная часть
- Чтобы Незнайка и вы хорошо запомнили диких животных наших лесов, давайте разместим рисунки, фотографии животных, сказки, рассказы, стихи, загадки. А потом подарим его Незнайке.
Изготовление лепбука
Лепбук на тему «Жители леса»
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный вариант для повторения пройденного материала. В любое свободное для себя время ребенок просто открывает лэпбук и с удовольствием играет в игры и повторяет пройденный материал.
- Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные".
- Загадки о животных
Цель: уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.
- Пальчиковые игры
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Лабиринты
Цель игры - развитие познавательных процессов, развитие речи
- Отгадай чьи следы
Цель игры: Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.
- Отгадай кто чем питается
Закрепить знания детей о том, чем питаются дикие животные; Развивать мышление, внимание, речь.
- Игра «Один Много»
Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.
- Цель игры: научить детей соотносить силуэт предмета с исходной формой на полотне.
- Все о животных (картинки +рассказ)
Цель: составление описательного рассказа. Задачи: закрепить знания детей о диких животных.
- Стихи одикикх животных.
Цель: обогащать представления детей о животных; отмечать характерные признаки представителей диких животных; активизировать словарь.
Тема: КВН «Весёлое путешествие в лес»
Программное содержание: закрепление полученных ранее знаний о диких животных родного края.
Ход занятия:
Дети делятся на две команды: «Травоядные» и «Хищники».
Ведущий: Внимание! Сегодня мы отправляемся в весёлое лесное путешествие. Для этого нам нужны две команды, которым предстоит серьёзное испытание. А в конце мы должны определить, какая команда находчивее, дружнее, лучше знает лес и его обитателей. Этот поединок будет судить жюри.
Дети делятся на две команды: «Травоядные» и «Хищники». Представление жюри, капитанов команд. Команды обмениваются приветствиями.
Конкурсы:
1.Разминка
- Многие дикие животные стали персонажами любимых детских сказок, рассказов и стихов. Назовите их.
- Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (в гору, так как у него передние лапы короче задних)
- Каким животным помогает хвост при полёте?
- Какие звери ложатся в спячку?
- Назовите травоядных животных.
- Перечислите хищников.
2. Эстафета загадок
Команды обмениваются загадками
3.Четвёртый лишний
Команды получают конверты с набором картинок, три из которых можно объединить в одну группу, а одна будет лишней.
- Волк, лиса, заяц (дикие), кошка (домашнее);
- Медведь, лось, ёж (обитатели леса), верблюд (пустыни);
- Заяц, волк, лиса (наземные жители), крот (подземный);
- Заяц, белка, лось (травоядные), лиса (хищник).
4.Кто быстрее? Конкурс для капитанов
Пазлы – кто быстрее соберёт изображение предложенного животного.
5.Конкурс знатоков стихов о животных
Поочерёдно читают по четверостишию.
6.Лесные этажи
Каждый член команды расселяет своих животных по «этажам», сопровождая рассказом о них, поясняя свой выбор.
Оценивается: быстрота, правильность и аргументированность своего выбора.
В заключение жюри объявляет результаты соревнования, вручаются призы.
РОЛЕВАЯ ИГРА «ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; развивать способности, выражать своё отношение к роли (через игру).
Правила игры: каждый ребёнок выступает в роли дикого животного.
Ход игры:
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по лесному царству? Но сначала давайте вспомним, кто живёт в лесу?
Воспитатель показывает картину зимнего леса, а дети читают стихи про зимний лес.
- Сейчас лесные жители расскажут вам о том, как они зимуют.
Белка: Я белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Ёж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Медведь: Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа -
Крепко спать и весны ждать.
Заяц: Я, заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,
Что под снегом заяц не найдёт – всё ему впрок пойдёт.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу тёплую ряжусь,
Хвост красивый какой –
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Волк: А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Аналогично об остальных животных.
Дети могут не только рассказать о том, как зимуют животные, но и выразить своё отношение через движения, мимику.
КАКИХ ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЮТ ДИКИМИ?
- животных, которые живут в естественных условиях и независимо от людей находят себе пищу и жилище.
ЗАЯЦ – тело узкое, вытянутое, гибкое, хвост короткий. Задние ноги сильнее и длиннее передних, поэтому он хорошо прыгает и быстро бегает. Ноги спасают от врагов. Уши у зайца длинные, при опасности встают торчком; слух чуткий. Глаза расположены высоко по бокам мордочки, поэтому заяц может, не поворачивая головы, видеть далеко вокруг себя. В лесу живёт заяц-беляк. К зиме он меняет рыжевато-серую шерсть на белую, но кончики ушей остаются чёрными. Зайцы кормятся ночью. Едят ветки, кору деревьев, сочные части травянистых растений, грызут капусту, брюкву, морковь на близлежащих огородах. Зубы устроены, как у кролика. Верхняя губа раздвоена. Зайчиха 3 раза в год приносит детёнышей. Они рождаются зрячими. Накормив их, мать убегает. Через 3-4 дня голод заставляет зайчат идти на поиски пищи. С ними встречается какая-нибудь зайчиха-мать, которая и кормит их. На 8-9 день у зайчат отрастают зубы, и они начинают самостоятельно питаться.
ЛИСИЦА по строению похожа на волка и собаку. Мордочка длинная, заострённая, верхняя губа приподнята. Глаза с вертикальным зрачком хорошо видят в темноте. Уши стоячие, всегда настороже. Ноги сильные, лапы маленькие, их подошвы зимой покрыты шерстью. Лиса может долго и быстро бегать. Ходит, слегка наклонившись вперёд, вкрадчиво. Пушистый длинный хвост держит на отлёте. При беге он служит рулём. Шерсть оранжево-жёлтая, рыжая – у красной лисы. Зимой она длинная, густая, пушистая; весной – в начале лета заменяется короткой. Зубы устроены так же, как у собаки. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Щенится в глухом месте леса, в глубокой просторной норе с несколькими выходами. Лисята быстро растут. Родители приносят им раненых птиц и зверьков, приучая убивать их.
ВОЛК покрыт серой или дымчатой шерстью. У него широкая грудь, втянутые бока, высокие и сильные ноги. Он может быстро и долго бегать. Уши стоячие, подвижные, слух острый. Живут волки семьями в небольших лесах недалеко от населённых пунктов, около которых пасутся стада коров, овец, свиней и лошадей. На этих домашних животных, а также на зайцев, птиц, гнездящихся на земле, и охотятся волки. Это очень опасный и сильный зверь.
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ – хищник. Это большой и очень сильный зверь. Шерсть у него жёсткая, длинная, густая, бурого цвета. Морда вытянутая, уши небольшие, округлые. Ноги толстые, лапы широкие, на каждой по 5 пальцев с большими когтями. Когда медведь бегает или ходит, то опирается на всю стопу, ступни ставит косо, внутрь друг к другу, потому и называют его косолапым. Бегает зверь очень быстро. Может стоять и ходить на задних ногах, а передними брать пищу. Ловко лазает по деревьям, обхватывая их лапами. Медведь – всеядное животное. Ест сочные травы, овёс, молодые ветви и листья, корни растений, ягоды, орехи, жёлуди, очень любит мёд. Но питается и животной пищей (насекомыми, червями, рыбой, яйцами, птицами), нападает на домашних животных. Обладая большой силой, медведь легко задирает корову и переносит её на значительное расстояние. На зиму зверь забирается в берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева и выстланную травой и листьями. Спит до тепла. Потомство самка приносит зимой в берлоге. Медвежата (2-3) родятся маленькими, с крысу. Самцы не принимают участия в воспитании. Медведица - хорошая мать: она кормит детёнышей своим молоком и храбро защищает их.
ЛОСЬ – самый большой из зверей, живущих в наших лесах. Он больше коровы, выше лошади. Шерсть у него серовато-бурого цвета, жёсткая. Морда длинная, горбатая, уши большие. На голове широкие крупные рога. Лосиха безрогая. Ноги длинные, сильные, копыта широкие с острыми краями. Лось быстро бегает, легко проходит через болота. Он хорошо плавает, ныряет и часто от жары спасается в воде. Ударами передних ног защищается от врагов, убивая волков и даже молодых медведей. Лось питается корой, ветками, травой. Особенно любит молодые осины. Весной у лосихи родится 1 или 2 лосёнка, похожих на телят.
КАБАН, или дикая свинья, - это массивное животное. Вооружён острыми, как бритва, клыками, длинной около 15 сантиметров. Используют клыки не только для обороны, но и для выкапывания из земли червей, личинок, клубней и корневищ. Кабаны живут стадами от 5 до 15 животных. Спят вповалку, тесно прижавшись друг к другу.
РЫСЬ размерами со среднюю собаку. Выглядит очень интересно: надменный взгляд, жёсткие брыжи, обрамляющие бледную морду, и изящные уши с кисточками. Задние ноги слишком длинные, хвост словно обрубили, а лапы слишком широкие для такого маленького существа. Кисточки-антенны, которые помогают слышать даже самые тихие звуки. Охотится ранним утром и на исходе дня, в одиночку, на заранее помеченной территории. Предпочитает зайцев. Прекрасно плавает и лазает по деревьям.
КУНИЦА - тело длинное и стройное, хвост достигает половины длины тела. Его основная функция – сохранение равновесия во время прыжков и лазанья по деревьям. Мордочка острая с короткими ушами, разделенными на две части. У куницы четыре коротких лапы, ступни которых в зимний период зарастают шерстью. Благодаря этому увеличивается их опорная поверхность, и передвижение животного по снегу становится более легким. На лапах имеется по пять пальцев с изогнутыми когтями. Куницы питаются грызунами, мелкими птицами и птичьими яйцами. Кроме всего прочего охотятся на крыс.
БЕЛКА – резвый, непоседливый зверёк. Длинные задние лапки, как сильная пружина, дают такой толчок её телу, что зверёк перелетает расстояние до 10 метров. А пушистый длинный хвост, как парашют, помогает белке держаться в воздухе. Шерсть летом рыжеватая по цвету и походит на сосновую кору. Благодаря этому белка едва заметна на сосне. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Домов может быть несколько - основной и запасной, где можно переждать непогоду, спрятаться от врага, устроить склад запасов. Питается орехами, семенами, грибами, ягодами, не брезгуя птичьими яйцами и птенцами. Ранней весной появляются очень маленькие слепые бельчата. Мать кормит их молоком.
ЁЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ – неуклюжий, коротконогий, покрытый иголками зверёк. Плохо видит. Зато на охоте проворен и ловок. Охотится обычно по ночам. Уничтожает лесных мышей, вредных грызунов, насекомых и даже ядовитых змей. Гнездо устраивает под кустом или вывороченным пнём в какой-нибудь ямке, устилает его сухими листьями. Здесь у него родятся ежата, слепые и голые. В зимней спячке проводит более 6 месяцев. Врагов у ежа хватает: филины, крупные совы, ястребы и лисы.
КРОТ относится к семейству насекомоядных, то есть он питается жуками, личинками, дождевыми червями и т.п. Кроты являются хищниками и подчас уничтожают мелких грызунов, членистоногих больших размеров, ящериц и т.д. Практически все кроты слепы. Их глаза атрофировались в процессе привыкания к подземному образу жизни. Ушные раковины также атрофированы. В большинстве случаев они просто закрыты плотной кожей, чтобы исключить попадание земли. Основным же элементом ориентирования для крота служит нюх. Нос крота развился в специальный подвижный отросток, который ежесекундно обнюхивает воздух вокруг себя и определяет направление добычи. Кроты – землеройные создания, живущие под землей и, как следствие, отлично приспособившиеся к такому образу жизни. Разгребать землю им помогают мощные лапы-лопатки с большими когтями, сплющенными в верхней части. Ими кроты рыхлят твердую землю и прорывают лаз. Отличительной особенностью кротового тела является великолепная шерсть. В отличие от большинства животных, кроты линяют 3 раза в год, что связано с постоянным обтиранием меха о стены тоннеля. Кроты живут по отдельности в больших норах. Самка крота приносит от 5 до 10 детенышей и выращивает их в норе. В течение 2-х месяцев животные кормятся с матерью, а потом начинают рыть собственные тоннели-ходы. Кроты активны круглый год и 24 часа в сутки. Они не впадают в спячку и без устали трудятся над созданием все новых лазов.
БАРСУК имеет маленькую голову с закругленными ушами, клиновидное тело, куцый хвост. Короткие, но внушительных размеров ноги с длинными, сильными когтями. Благодаря этому животное научилось прекрасно рыть норы. Барсуки обладают длинным, грубоватым мехом. Большая часть туловища светлых, серебристо-серых тонов. Брюхо имеет более темную окраску. Голова белая, по бокам расположены широкие полосы черного цвета. Осенью барсук активно нагуливает жир, а зимой впадает в спячку. Когда весной снег начинает таять, он просыпается. Барсуки всеядны, но предпочитают жуков, земляных червей, слизняков. В средней полосе они охотятся на полевок. Идут в пищу и зеленые части растений, плоды, корневища.
СТИХИ О ЖИВОТНЫХ
Медведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Белка
Белка – с кисточками ушки -
Гриб увидит на опушке -
Прыг за ним с густых ветвей
И несёт в дупло скорей.
Заяц
Прокатился шум лесной -
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал.
Волк
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Лиса
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Ёж
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной -
Ёжик добрый, а не злой.
Лось
Лось – рога ветвист
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.
Ходит – бродит волк молчком,
Уши серые – торчком.
ЗАГАДКИ
1.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
2.Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
3.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (Лиса)
4.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал, а проснувшись,
Стал реветь.
Этот зверь лесной… (Медведь)
5.Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
6.Зверь рогатый и косматый,
И зовут его сохатый.
Может, слышать довелось,
Он ещё зовётся… (Лось)
7.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это…(Лось)
8.Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
9.Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
10.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
11.Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный…(Ёж)
12.Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок -
Ни головы, ни ног. (Ёж)
13.Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был…(Кабан)
14Меньше тигра, но немножко
Большой крупной рыжей кошки.
На скаку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит… (Рысь)
ФИЗМИНУТКИ
1.Медвежата в чаще жили
Головой они крутили,
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили,
Вот так, вот так друг за другом всё ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали,
Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
2.Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог.
3.Зайцы скачут – скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают -
Не идёт ли волк?
4.Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
5. Хомка - хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
Стихотворение: Десять заповедей от тётушки Совы
Заповедь первая.
НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
Заповедь вторая.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.
Заповедь третья.
НЕ бери собаку в лес:
Видишь, пёс в гнездо полез.
Он не понимает,
Что птенцов пугает!
Заповедь четвёртая.
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Заповедь пятая.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Заповедь шестая.
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Заповедь седьмая.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Заповедь восьмая.
НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Заповедь девятая.
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Заповедь десятая.
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Очень прошу вас, дети!
Запомните заповеди эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняйте!
ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ
«Дикие животные»
Цель: формировать представления о диких животных, их повадках, среде обитания, помочь усвоить обобщающее понятие «животные», различать диких и домашних животных, научиться правильно их называть.
Ход игры: взрослый показывает карточку с изображением дикого животного (волка, медведя, ежа, лося, кабана, рыси, барсука и т.д.); просит ребёнка правильно назвать, рассказать о повадках животного; изобразить, как оно передвигается, какие звуки издаёт, чем отличается от других диких животных и т.д.
«Угадай кто»
Цель: уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Ход игры: на спину ребёнка прикрепляется картинка с изображением животного. Затем предлагается всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь» задаёт вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенности его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой угадывающего ребёнка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и др. Представителей фауны, подводя детей к выявлению характерных признаков различных групп животных.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепить знания детей о среде обитания животных.
Ход игры: на ковре – путаница, составленная из плоскостных фигур: бурый медведь на льдине, заяц сидит на дереве, белка – под водой и т.д.
К детям приходит Емеля и говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Он поселил животных туда, где им хорошо и удобно жить.
- Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет?
Дети рассматривают изображения, объясняют ошибки Емели.
«Живая пирамида»
Цель: закрепить знания детей об «экологических пирамидах».
Ход игры: Старичок-лесовичок предлагает детям построить «живую пирамиду».
Дети, изображающие морковки, садятся на пол или приседают, дети «зайцы» встают рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле (пирамиды дети строят самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты). Обсуждают, почему они построили именно такую пирамиду.
«Воплощение образа»
Цель: развивать способность передавать образы животных с помощью пластических движений, мимики и речевого интонирования.
Ход игры: рассмотреть с детьми иллюстративный ряд и обсудить особенности повадок и издаваемые ими звуки. Провести с детьми упражнения-этюды: «Самая красивая лиса», «Зайки».
Организовать с детьми творческую игру «Угадай, кто я?». Дети выбирают одного из животных, изображённых на иллюстрации, передают его образ с помощью пластических движений, мимики и речевого интонирования.
Предложить детям рассказать историю о созданном ими образе.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Рассказы:
- Балинская И.Р. «Звери», «Для чего нужен лес».
- Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь».
- Чехов А.П « Белолобый»
- Коровин К.А. «Как звери подружились с художником»
- Скребицкий Г.Заботливая мамаша.
- Ушинский «учениймедведь» «леший»
- Клыков А. «Лисица».
- Константин Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы»
- Сладков Н. «Белкин мухомор», «Заяц и лосёнок», «Заяц и полёвка», «Лиса и ёж», «Лиса и мышь», «Лосёнок и лосиха», «Поющий ёж».
- Соколов-Микитов И. «Заяц», «Лоси», «Медвежья семья», «У старой сосны».
- Чарушин Е. «Большие и маленькие», «Волчишко», «Заяц», «Лиса».
- Юрмин Г., Дитрих А. «Весёлое, щедрое лето идёт – у жителей леса забот полон рот», «Не жалейте осенью труда – впереди снега и холода».
Сказки:
- Русские народные сказки о животных: «Мужик и медведь», «Кот, петух и леса»
- Бианки В. «Заяц, Косач, Медведь и Весна».
- Сладков Н.И. «Лесные сказки».
- Юрмин Г.А., Дитрих А.К. «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету: мяса, Серый, ни-ни-ни, даже в праздничные дни!», «Влез Заяц сдуру в ежову шкуру», «Про плутовку, про лису – в сказках-байках и в лесу», «Сказка об услужливом медведе», «Чапа, славный медвежонок, всё искал весну спросонок».
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ В РАБОТАХ ХУДОЖНИКОВ
1.Комаров А. «Лесные обитатели» («Ёжик», «Волк», «Белка», «Лиса», «Лосиха с лосёнком» и др.).
2.Митурич М. «Лось».
3.Николаева С.Н., Машнева Н.Н. «Картины учебно-наглядного пособия для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Лоси в зимнем лесу», «Семья ежей», «Белки строят гнёзда», «Спячка ежей» и др.
4.Чарушин Е.И. «Зверята» («Медведица с медвежатами», «Зайчата», «Волчата», «Лисёнок» и др.
5.Шишкин И.И. «Утро в сосновом бору».
«Подбери слова»
1. Лес может быть густым, а может быть и (редким)
2. Волк- зверь большой, а ёжик (маленький)
3. Лось могучий, т. е. (какой) (большой, огромный, крупный, великий)
4. Лисица рыжего цвета, а белка зимой …. (тоже рыжая)
5. Кто зимой в лесу спит …. (медведь, еж)
6. Заяц зимой белый, а летом … (серый)
7. Январь год начинает, а декабрь (его заканчивает)
8. Декабрь год заканчивает, а зиму (начинает)
Задачки про животных
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат?
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес?
Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделите на троих -
Сколько каждому из них?
ПИСЬМО ВОЛКУ
Адрес.
Куда: лес, логово в чаще.
Кому: Волку серому.
Профессия – хищник. Уничтожает больных и слабых животных. Является «Лесным доктором».
Особые приметы: острые зубы, сильные челюсти, хорошее чутьё, очень выносливый, сильный.
Одежда: шерсть – серый густой мех, защищает от холода.
Меню: мясо диких и домашних животных.
Враги: люди.
Уважаемый волк!
Приезжай к нам в лес. Там тоже есть волки. Мы думаем, что ты подружишься с ними. Вы побегаете, может, и поедите.
Там есть несколько волчьих логовищ. Ночью в лесу никого нет. До свиданья, волк!
Здравствуй, волк!
Я ни разу не видел живого волка, только на картинках. А так хочется! Приезжай, пожалуйста, в наш лес, У нас так красиво. И тебе места хватит. Подружишься с лесными жителями. До скорой встречи!
ПИСЬМО ЛИСЕ
Адрес.
Куда: Лесная страна, тёмный лес, нора между корнями деревьев.
Кому: Лисе Обыкновенной.
Профессия: хищник. Ловит мышей, кур.
Особые приметы: пушистый хвост, мягкие лапки, острые когти на ногах, чтобы ловить мышей. Острые зубы, хороший нюх.
Одежда: рыжий мех. Осенью прячется в сухих зарослях.
Меню: мыши, мелкие животные, дикие и домашние птицы.
Враги: человек, собаки, волки и медведи.
Уважаемая рыжая лиса!
Мы приглашаем Вас посетить наши леса и пожить в них. В них Вы найдёте места, где никто не сможет Вас потревожить. Здесь Вам не будет скучно, так как в наших лесах водятся кабаны, волки, лоси, Вы сможете охотиться на зайцев, мышей, кротов. Здесь Вас не будут беспокоить люди, так как охота разрешается только в определённые сроки.
Здравствуй, лиса!
Приезжай к нам в лес. У нас много мышей, есть зайцы, так что голодной ты не останешься. И лисятам твоим здесь понравится. До свиданья!
Письмо лисы
Здравствуй, дорогой друг!
Пишет тебе ответ лесная жительница – Лиса рыжая. Меня ещё называют лисой обыкновенной, но мне больше нравится первое имя. Кому же хочется быть обыкновенным? Все мы, лисицы, необыкновенные! Не зря же все ребята нас знают, даже малыши. Сколько сказок о нас написано! Но не все сказки правдивы. В некоторых из них нас изображают очень хитрыми, расчётливыми. Всех-то мы обманываем, всех стараемся перехитрить. За это многие лисицы не любят сказки.
Потому что в жизни мы другие. Например, во многих сказках лисы оказываются хитрее простодушных и глуповатых волков. На самом деле волки тоже неплохо соображают. Обмануть их, ох, как не просто!
Нам очень помогает то, что мы хорошо знаем места, где живём, знаем, где лучше спрятаться, куда бежать при опасности. Трудно поверить, но нас не так сложно обмануть, что и делают многие охотники. Очень уж многим людям хочется повесить себе на шею наши хвосты. Никак не могу понять: для чего носить хвост на шее? Он ведь должен быть совсем в другом месте. И вообще, это возмутительно: хочешь иметь хвост – отрасти свой собственный, а не убивай из-за чужого хвоста лис и других зверей. А то противно ваши книжки читать: в них написано, что лиса - это ценный пушной зверь. Есть и другие глупости, даже вспоминать не хочется. И почему это человек присвоил себе право решать, кто из зверей ценен и за что?! Все мы в природе нужны, все бесценны. И с хорошим мехом, и без меха.
Извини, отвлеклась. Пора и о себе рассказать. Живу я между корнями большого дерева. Это моё логово. У меня отличная глубокая нора. Говорят, до меня в ней жил барсук. Теперь он переселился куда-то, и я стала хозяйкой этого дома.
Охочусь в основном по ночам. Крадусь очень тихо, осторожно, по сторонам смотрю, принюхиваюсь и, несмотря на позднее ночное время, не зеваю. Кто добычу прозевает, голодным спать ляжет. Еда моя разнообразна: и косулю молодую могу съесть, и майским жуком не побрезгую. Зайцев люблю, мышей, птиц. Такой уж меня природа создала.
В гости к тебе приехать не смогу: извини, я людям не доверяю. Тебе, моему новому другу, верю, а другим – не очень. Приду к вам в гости в шубе, а останусь без неё?! Вдруг шубка моя кому-то приглянется? Нет, лучше я в своём лесу останусь. В городе всё чужое, непонятное, пугающее. Лучше уж ты к нам в лес приходи, вдруг набредёшь на моё логово. Его не трудно отличить от других лисьих домов. Прямо у входа на кусочке коры написано: «Самое аккуратное, образцово-показательное логово Рыжей Лисы».
Привет всем, кто не шьёт из лисы воротники и шубы. Надеюсь, таких среди вас большинство.
Преданная тебе Лиса.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Балинская, И.Р. Лесовичок. [Текст]: Лесная энциклопедия для мальчишек и девчонок / И.Р. Балинская. – М.: ОЛМА- Пресс-Гранд, 2002.
2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: Учебник для учащихся педагогических училищ / С.А. Веретенникова – М.: Просвещение, 1980.
4. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]: средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочегарина, Л.А. Обухова – М.: ВАКО,2005.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой [Текст]: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
6. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст]: Кн. для воспитателя дет.сада. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой – М.: Просвещение, 1988.
7. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы [Текст]: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С.Н. Николаева – М.: Просвещение, 2002.
8. Николаева, С.Н. Картины учебно-наглядного пособия для детского сада / С.Н. Николаева, Н.Н. Мешнева – М.,1990.
Сладков, Н.И. Лесные сказки [Текст] / Н.И. Сладков – Малыш, 1984.
9. Танасийчук, В, Экология в картинках [Текст] – М., 1989
Юрмин, Г.А. Потомучка [Текст] / Г.А. Юрмин, А.К.Дитрих / - М.: ООО Астрель: ООО Издательство «АСТ», 2002.
10. Я познаю мир. Животные [Текст]: детская энциклопедия / сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО Издательство АСТ,2001.
12. Котляров Ю. А., Квасова Д. О., Дмитриева Е. Г., Ильинич М. С. Сохраним природу вместе! // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 165-166. URL: http://yun.moluch.ru/archive/5/251/ (дата обращения: 16.09.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проект "Звери наших лесов"
Формирование основ экологической культуры у детей средней группы....
Педагогический проект "Животные наших лесов"
Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, обогащение знаний дошкольников о диких животных, их детёнышах, среде обитания. В процессе различных видов деятельности активизирует...
проект "Животные наших лесов"
Проект будет реализовываться с ноября 2013 г по декабрь 2013г. Участникам проекта будет предложен цикл ме...
Проект "Звери наших лесов"
Проект "Звери наших лесов"...
Творческо-продуктивный проект «Осень в лесу» Коллективная работа.
Паспорт проекта Развитие творческих способностей детей Вид пректа: творческо-продуктивный.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники ...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Проект "Кто в лесу живёт?"
Данный проект направлен на организацию работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические разработки конспектов занятий, экскурсий, беседы, иг...