Непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности к проекту о птицах. Это вид обучаемой деятельности, который поможет детям узнать больше о птицах, их строении, условий жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_ptitsami.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №35 Невского района г.Санкт-Петербурга
Составила воспитатель Захарова Т.Н.
Непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с птицами родного края».
(старший дошкольный возраст)
Цель: формирование общих представлений о птицах.
Программные задачи: Учить последовательному и полному рассказу об объекте. Приучать использовать компоненты предметной модели «птицы» в качестве плана рассказа. Закреплять умение видеть признаки общего и особенного у птиц, отражать их в рассказе. Продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение, развивать речь детей.
Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.
Методические рекомендации
- Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.
- Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.
- Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но, несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев.Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить?
У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев, вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска перьев голубей определяется селекционной работой человека.
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру?
(Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди назад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице?
(При полете перья не топорщатся и не мешают движению, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.
Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.
Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.
Так что же они съели в первую очередь?
- Расскажите, как птица ходит.
- Как она летает?
- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.
- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?
- А мы так сможем? После занятия проверим.
Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.
Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный кдлиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.
Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют птицами?
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах?
(Нет.На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают?
У которых есть крылья? (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца?
Нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторогораздумья дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у птиц есть и второе название - Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность «С любовью по родному краю».
Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к Родине....
Методическая разработка непосредственно образовательная деятельность "Знакомство с родным городом", конспект "Путешествие по летнему саду"
Дети-экскурсоводы рассказывают о летнем саде, испльзуя мнемотаблицы, а остальные дети задают экскурсоводам вопросы по Летнему саду...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».Средний дошкольный возраст.
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с птицами родного края».(Средний дошкольный возраст)...
Гонтова М. Э. Проект "Знакомство с птицами родного края" во второй младшей группе "Ромашка"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...
Презентация проекта "Знакомство с птицами родного края" во второй младшей группе "Ромашка"
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детс...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками«Птицы нашего края» (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)
Занятие по развитию речи на дифференциацию звуков (С-Ц)...