"Свойства песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тематическое занятие по опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство со свойствами песка»

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

- познакомить детей с песком, дать представления о свойствах песка;

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы.

- воспитывать интерес к окружающему миру;

Предварительная работа:

 беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком; рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка; слушание музыки ветра, шума дождя; рисование на песке палочками, пальчиком;  чтение сказки «Песок и солнечный свет».

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, песочный набор, ватман, клей, тарелки, лупы, губки в виде тучек, влажные салфетки, мультимедийное оборудование, аудио записи.

Методы и приемы:

- практические: проведение  опытов, для определения свойств песка.

- наглядные: наблюдение, рассматривание песка.

- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.

Словарная работа: «сыпучий», «липки

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

У нас с вами сегодня отличное настроение. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте им подарим свое хорошее настроение! Улыбнитесь всем.

Сюрпризный момент: появление героя Карлсона.

Карслон: И-и-и.

Воспитатель: Дети, а кто плачет? Даша, это ты?

А может Артем? А кто же тогда?

(Входит плачущий Карлсон)

Воспитатель: Ой, ребята, кто это? (Ответы детей)

Здравствуй, Карлсон, что случилось, какая беда с тобой приключилась?

Проблемная ситуация.

Карсон: Здравствуйте, а случилось вот что, мне Малыш на день рождения подарил песочный набор, что бы я лепил куличики, а у меня ничего не получается. Теперь Малыш со мной дружить не будет ,и никто не будет, потому что я ничего не умею.

II Основная часть. Беседа-обсуждение.

Воспитатель: Не переживай, Карлсон, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята? А для этого нам нужно попасть в чудо - лабораторию. Итак, стали друг за другом , я сейчас буду говорить слова, а вы выполняйте за мной все действия . Вперед три шага, считаем один, два, три; назад два шага: один, два. Вокруг себя повернись, и в лаборатории окажись.

Мы на месте, проходите мои юные ученые, садитесь. Сели красиво, ноги поставили правильно, подвинули спину к стульчику, руки положили на колени. Карлсон, ты тоже присоединяйся к нам.

Отгадывание загадки.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Ответы детей)

Воспитатель: Это песок. А вы знаете, что песок - полезное ископаемое. Давайте повторим, полезное ископаемое. Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце .Где вы встречали песок? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду есть песок на всех площадках.

-А как вы думаете , для чего людям нужен песок? (Ответы детей.)

(Просмотр видео)

Воспитатель: Песок нужен в строительстве зданий и дорог.

-Песок используют при изготовлении посуды и стекла.

-Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко.

-В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр.

-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые, которые тоже любят рисовать на песке.

Гимнастика для глаз.

Раз налево посмотрели , два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывает песок? (Ответы детей)

Воспитатель: Я вчера, представляете, в интернете увидела, что песок бывает разного цвета, и эту красоту я решила показать вам. Давайте посмотрим на картинки. (Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)

Воспитатель: Песок бывает оранжевый, зеленый, черный, коричневый, желтый, белый, красный.

А вы знаете, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.

Физминутка.

А теперь пришло время отдохнуть, где наши песочные часы.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Карсон: Да, цветной песок это хорошо, только я так и не понял, как мне из него лепить?

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель:

Ну, что ж пришло время.

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Итак, мои исследователи, надели очки. Не забывайте соблюдать правила безопасности:

- не брать песок в рот;

- не обсыпаться песком;

 - не тереть глаза грязными руками.

Подвинули к себе тарелочки. Что насыпано в ваших тарелочках? (Ответы детей.)

Опыт 1.

Воспитатель: Песок. Какого он цвета?

Воспитатель: Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Ответы детей. )

Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий.

Воспитатель: Насыпьте его себе на ладошку.

Посмотрите, из чего состоит песок?

Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок

Воспитатель: Что нам поможет их поближе рассмотреть? (Ответы детей.)

Воспитатель: Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.

Воспитатель: Какие они? (Ответы детей.)

Воспитатель: Они маленькие. Их трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)

-У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики.

-Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки, утрамбуйте его, переверните формочку, а теперь ее снимите  (Дети выполняют задания)

-Получились куличики? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему не получились? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, песок сухой.

Воспитатель: Протрите руки салфеткой.

Опыт№ 2.

Воспитатель: Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей).

Ой, ребята, в нашей группе как-то потемнело, набежали тучки.

(У каждого из детей на столе в тарелочке лежат тучки из губки).

-Взяли и вы свои тучки и на песок полили дождик.

-Потрогайте песок и скажите – сухой он или стал мокрый? ( Мокрый)

Правильно, этот песок мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям).

Вывод. Мокрый песок не сыпучий. Из мокрого песка можно делать куличики? (Ответы детей).

-Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик)

Карлсон: Ура, здорово, у меня получилось!

Воспитатель: Молодец Карлсон, ты теперь понял почему у тебя ничего не получалось. Ты, лепил из какого песка?

Карлсон: Из сухого.

Воспитатель: А нужно было?

Карлсон: Из мокрого.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Так как ты стал нам настоящим другом, мы подарим тебе необычную открытку, на ней будет что-то нарисовано, а вот что, мы сейчас узнаем. Скажу вам по секрету я немного волшебница и посмотрите, что я умею, но без вашей помощи мне не обойтись, поэтому подходите ко мне.

Я на листе рисую своим волшебным карандашом, а вы, берите в ручки немного песка и посыпайте на мой рисунок.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (Ответы детей: солнце).

-На листе, у нас появилось, что? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вот посмотрите, какое замечательное солнышко у нас получилось. Это тебе, Карлсон!

Карлсон: Спасибо, как здорово!

III Итог занятия.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, снимите очки и давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

-Я узнал, что песок, бывает сухой и …(мокрый)

-Сухой песок сыпучий, а мокрый ..(липкий)

-Из сухого песка нельзя лепить, а из мокрого …(можно)

Карлсон: Ребята, я тоже пришел к вам не с пустыми руками. Вот, что я вам принес, это формочки для игры в песке. До скорых встреч, ребята.

Воспитатель: Спасибо. До свидания  Карлсон, прилетай к нам еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...

Экспериментальная деятельность. тема "Песок.Свойства песка" Изготовление куличиков из песка.

тема "Песок. Свойства песка" Изготовление куличиков из песка....

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...