"Свойства песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тематическое занятие по опытно-экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_peska.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство со свойствами песка»
Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи:
- познакомить детей с песком, дать представления о свойствах песка;
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы.
- воспитывать интерес к окружающему миру;
Предварительная работа:
беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком; рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка; слушание музыки ветра, шума дождя; рисование на песке палочками, пальчиком; чтение сказки «Песок и солнечный свет».
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, песочный набор, ватман, клей, тарелки, лупы, губки в виде тучек, влажные салфетки, мультимедийное оборудование, аудио записи.
Методы и приемы:
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка.
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка.
- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.
Словарная работа: «сыпучий», «липки
- Организационный момент.
Приветствие.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
У нас с вами сегодня отличное настроение. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте им подарим свое хорошее настроение! Улыбнитесь всем.
Сюрпризный момент: появление героя Карлсона.
Карслон: И-и-и.
Воспитатель: Дети, а кто плачет? Даша, это ты?
А может Артем? А кто же тогда?
(Входит плачущий Карлсон)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это? (Ответы детей)
Здравствуй, Карлсон, что случилось, какая беда с тобой приключилась?
Проблемная ситуация.
Карсон: Здравствуйте, а случилось вот что, мне Малыш на день рождения подарил песочный набор, что бы я лепил куличики, а у меня ничего не получается. Теперь Малыш со мной дружить не будет ,и никто не будет, потому что я ничего не умею.
II Основная часть. Беседа-обсуждение.
Воспитатель: Не переживай, Карлсон, мы тебе обязательно поможем, правда, ребята? А для этого нам нужно попасть в чудо - лабораторию. Итак, стали друг за другом , я сейчас буду говорить слова, а вы выполняйте за мной все действия . Вперед три шага, считаем один, два, три; назад два шага: один, два. Вокруг себя повернись, и в лаборатории окажись.
Мы на месте, проходите мои юные ученые, садитесь. Сели красиво, ноги поставили правильно, подвинули спину к стульчику, руки положили на колени. Карлсон, ты тоже присоединяйся к нам.
Отгадывание загадки.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Ответы детей)
Воспитатель: Это песок. А вы знаете, что песок - полезное ископаемое. Давайте повторим, полезное ископаемое. Песок – это то, что осталось от гор, скал, обычных камней, после того как их разрушили, ветер, дождь и солнце .Где вы встречали песок? (Ответы детей)
Воспитатель: У нас в детском саду есть песок на всех площадках.
-А как вы думаете , для чего людям нужен песок? (Ответы детей.)
(Просмотр видео)
Воспитатель: Песок нужен в строительстве зданий и дорог.
-Песок используют при изготовлении посуды и стекла.
-Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко.
-В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр.
-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые, которые тоже любят рисовать на песке.
Гимнастика для глаз.
Раз налево посмотрели , два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывает песок? (Ответы детей)
Воспитатель: Я вчера, представляете, в интернете увидела, что песок бывает разного цвета, и эту красоту я решила показать вам. Давайте посмотрим на картинки. (Рассматривание картинок с изображением песка разного цвета.)
Воспитатель: Песок бывает оранжевый, зеленый, черный, коричневый, желтый, белый, красный.
А вы знаете, что место на Земле, где больше всего песка, называется пустыня. Вот посмотрите.
Физминутка.
А теперь пришло время отдохнуть, где наши песочные часы.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Карсон: Да, цветной песок это хорошо, только я так и не понял, как мне из него лепить?
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель:
Ну, что ж пришло время.
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Итак, мои исследователи, надели очки. Не забывайте соблюдать правила безопасности:
- не брать песок в рот;
- не обсыпаться песком;
- не тереть глаза грязными руками.
Подвинули к себе тарелочки. Что насыпано в ваших тарелочках? (Ответы детей.)
Опыт 1.
Воспитатель: Песок. Какого он цвета?
Воспитатель: Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Ответы детей. )
Вывод. Правильно, песок сухой, он сыпучий.
Воспитатель: Насыпьте его себе на ладошку.
Посмотрите, из чего состоит песок?
Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок
Воспитатель: Что нам поможет их поближе рассмотреть? (Ответы детей.)
Воспитатель: Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.
Воспитатель: Какие они? (Ответы детей.)
Воспитатель: Они маленькие. Их трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта)
-У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики.
-Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки, утрамбуйте его, переверните формочку, а теперь ее снимите (Дети выполняют задания)
-Получились куличики? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему не получились? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, песок сухой.
Воспитатель: Протрите руки салфеткой.
Опыт№ 2.
Воспитатель: Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей).
Ой, ребята, в нашей группе как-то потемнело, набежали тучки.
(У каждого из детей на столе в тарелочке лежат тучки из губки).
-Взяли и вы свои тучки и на песок полили дождик.
-Потрогайте песок и скажите – сухой он или стал мокрый? ( Мокрый)
Правильно, этот песок мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям).
Вывод. Мокрый песок не сыпучий. Из мокрого песка можно делать куличики? (Ответы детей).
-Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик)
Карлсон: Ура, здорово, у меня получилось!
Воспитатель: Молодец Карлсон, ты теперь понял почему у тебя ничего не получалось. Ты, лепил из какого песка?
Карлсон: Из сухого.
Воспитатель: А нужно было?
Карлсон: Из мокрого.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Так как ты стал нам настоящим другом, мы подарим тебе необычную открытку, на ней будет что-то нарисовано, а вот что, мы сейчас узнаем. Скажу вам по секрету я немного волшебница и посмотрите, что я умею, но без вашей помощи мне не обойтись, поэтому подходите ко мне.
Я на листе рисую своим волшебным карандашом, а вы, берите в ручки немного песка и посыпайте на мой рисунок.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Ответы детей: солнце).
-На листе, у нас появилось, что? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, вот посмотрите, какое замечательное солнышко у нас получилось. Это тебе, Карлсон!
Карлсон: Спасибо, как здорово!
III Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, снимите очки и давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии, я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.
-Я узнал, что песок, бывает сухой и …(мокрый)
-Сухой песок сыпучий, а мокрый ..(липкий)
-Из сухого песка нельзя лепить, а из мокрого …(можно)
Карлсон: Ребята, я тоже пришел к вам не с пустыми руками. Вот, что я вам принес, это формочки для игры в песке. До скорых встреч, ребята.
Воспитатель: Спасибо. До свидания Карлсон, прилетай к нам еще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »
Цель: формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...
Изучение свойств песка и строительство из песка
В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...
Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...
Экспериментальная деятельность. тема "Песок.Свойства песка" Изготовление куличиков из песка.
тема "Песок. Свойства песка" Изготовление куличиков из песка....
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...