Познавательное развитие Тема: "Земля,мой дом родной"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Одна из характерных черт современных дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответ в тот же момент.Средством для решения этой задачи служит знакомство с элементарной целостной картиной мира.Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к накоплению и истолкованию своего опыта.Это достигается тем, что дети с помощью взрослых учатся использовать знания, выполняя конкретные задания, стараются сами находить ответ, экспериментировать. Решение проблемных творческих задач - один из самых эффективных способов осмысления мира. Вместе с детьми проводили эксперименты на огороде : какие условия нужны для роста растений; почему в песке ничего не растет? Ребята имеют возможность видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата. Проводили беседы, экскурсии по ознакомлению с нашей страной, родным краем. С помощью сюжетно-ролевых игр отпрравлялись в путешествие в разные климатические зоны, где ребята самостоятельно подбирали атрибуты для игр. Итог этой работы: НОД через игру "Умники" и "Умницы", в процессе которой ребята расширили свои знания о наше родной Земле, её растительном и животном мире, о том что в разных уголках земли есть разные климатические зоны (пустыни, водные просторы, тайга, вечные льды).Дети охотно отвечали на заданные вопросы, развивали мышление при отгадывании загадок о деревьях и животных, инсценировали мини-сценки "Заяц и лиса".Ребята с удовольствием расселяли животных и птиц по местам их обитания, по природным зонам; узнали какие животные, птицы и растения занесены в Красную книгу" Закрепили знания о Хабаровском крае, его первооткрывателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_moy_dom_rodnoy.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Земля, мой дом родной!»
Цель: Формировать представления детей о жизни на земле: общих условиях для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура) через познавательную игру «Умники и умницы»
Задачи: 1)Расширить знания детей о том, что в разных уголках земли есть свои условия проживания (пустыни, тайга, водные просторы, вечные льды, где жить трудно (человек, растения и животные приспосабливаются к условиям жизни в разных регионах); 2)Закрепить знания о родном крае; развивать любознательность, память, мышление,речь; 3) Воспитывать у детей чувство радости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая планета», является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Оборудование: : Карта мира, карта Хабаровского края, глобус, магнитофон, костюмы лисы и ежа для инсценировки.
Предварительная работа: Виртуальные экскурсии по заповедникам и национальным паркам Хабаровского края; чтение произведений о природе Дальнего Востока; заучивание стихотворений; разучивание песен о родном крае и дружбе; рассматривание иллюстраций животного и растительного мира Дальнего Востока; экскурсии в музей ДОФ – история открытия г. Советская Гавань и Хабаровского края.
Дети под музыку входят в музыкальный зал. Во-ль: Я рада приветствовать вас дорогие дети и уважаемые гости на нашей познавательной игре «Умники и умницы» посвященной празднику « День рождения Земли» который мы отмечаем 22 апреля. Ведь Земля, это большая планета, на которой мы с вами живем, а наш Хабаровский край, это небольшая часть этой планеты. И как нам здесь живется, мы сейчас услышим. Песня «Веселая песенка» (слова В.Викторова, муз.Г.Струве) Есть веселый край на свете, счастлив тот кто здесь живет Здесь веселый ветер дует, Здесь веселый, здесь веселый дождик льет. Здесь синиц веселых песни раздаются на заре. Где же этот край чудесный? Да у нас он, да у нас он во дворе! - Молодцы. Сегодня у нас две команды : «Умники и Умницы» Вы готовы отправиться в необычное познавательное путешествие? ( -Да ) Уважаемые участники команд я вам представляю жюри нашей игры, которые будут внимательно слушать ваши ответы и вручать вам орден или медаль за правильный ответ. Согласны? (-Да) - Наша игра будет проходить в несколько туров. Первый тур называется «Наша Земля» (каждой команде задаем одинаковое количество вопросов.) Вопросы команде «Умники» : 1 ).Как называется наша планета? 2)Почему нашу Землю называю живой? 3)Есть ли на земле пресная вода? 4)Где она находится? 5)Кому нужна вода для жизни? 6)Какая вода в морях и океанах?
1)Как вы думаете, она пригодна для людей? 2)Есть ли на Земле пища для людей, животных и растений? 3)Что едят животные? 4)Чем питаются растения? 5)Есть ли на Земле воздух? 6)Кому нужен воздух?
Вопросы команде «Умники» :
1)Тепло или холодно на нашей планете? 2)В каких местах Земли очень холодно? 3)Почему эти места называют «Белой» Землей? Кто там живёт? 4)Как приспособились к холодной погоде люди, животные? 5)В какой части нашей Земли очень жарко? 6) Почему её называют желтой землей? 7)Как там живут растения и животные? 8)Почему верблюда считают ценным животным для людей в пустынях?
Дыхательная гимнастика
Игра: «Рассели животных, птиц по местам их обитания, по природным зонам.
Вос-ль: Земля – единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных и людей. Такой жизни как на Земле, нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Венере и Меркурии (там немыслимая жара), Земля – самая прекрасная планета. (показ слайдов). - Люди придумали очень много поговорок и пословиц о земле, её богатствах – лесе, траве, деревьях. Я знаю, что вы тоже много знаете пословиц и поговорок. Поэтому наш второй тур называется « Пословицы и поговорки»
1.Рощи и леса – всему свету краса. 2.Растения – земли украшения. 3.Март - с водой, апрель - с травой, май – с цветами. 4.Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет.
1. Много снега – много хлеба, много воды - много травы. 2.Где вода есть, там саду цвести. 3.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 4.Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
3 тур «Наша страна, мой край»
Дети читают стихотворения: 1.Российский край, моя земля родимые просторы! У нас и реки и поля, моря, леса и горы. И север есть у нас, и юг, сады цветут на юге, на севере снега вокруг- там холода и вьюги.
2.Когда глубокая ночь в Москве чернеет за оконцем. Дальневосточный край у нас уже разбужен солнцем.
Вопросы команде «Умники» : 1.Как называется наша страна? - (Россия) 2. Какой город называют столицей нашей Родины? - (Город-герой Москва) 3.Как называется наш край? – (Хабаровский) 4.Кто первооткрыватель Хабаровского края? (Ерофей Хабаров)_ 5.Назовите самую большую реку нашего края. – (Амур) 6.Как называется наш поселок? –(поселок Заветы Ильича) 7.Кто открыл город Советскую Гавань? –(офицер Константин Николаевич Бошняк) Вопросы команде «Умницы» :
1..Назовите жителей малых народностей Хабаровского края? (:На территории Хабаровского края проживают представители 8 национальностей народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы; нивхи; негидальцы; орочи; удэгейцы; ульчи; эвенки; эвены.
2.Каким промыслом они занимаются? ( коренные малочисленные народы занимаются оленеводством, вдоль реки Амур - рыболовством, в горах - охотой. 3 .Как называется пролив, воды которого омывают наш поселок? ? – Татарский пролив) 4 .Куда он впадает? - (Татарский пролив несет свои воды в Охотское море) 5.Какие животные обитают в нашей тайге? – (Тигры, медведи, лоси, пятнистые олени, волки, зайцы, лисы, амурский кот.) 6.Назовите лекарственные растения, которые есть в нашем поселке. – (Ландыш, иван-чай, ромашка, подорожник, тысячелистник, 7.Какие птицы прилетают к нам весной? – (Грачи, скворцы, кукушка, дикие утки, цапли)
Физ.минутка: Ветер клены все качает, вправо, влево наклоняет. Раз наклон, и два наклон - зашумел листвою клен.
Вос-ль: Действительно, ребята, в наших лесах живут дружно и птицы и звери, насекомые; цветут сады, цветы, растут деревья и кустарники. А вы загадки любите отгадывать? – (Да) Поэтому следующий 4 тур: «Веселая разминка»
Вопросы команде «Умники»
1.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? ( Осина) 2.На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его? – (Скворец) 3.Кто зимой холодной бродит злой, голодный? – (Волк) 4.В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
Вопросы команде «Умницы»
1.Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан? – (Береза) 2.Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда? – (Кукушка) 3.Косолапые ноги, зиму спит в берлоге. Догадайся, ответь. Кто же это? – (Медведь) 4.Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса. Кто же это? – (Лиса)
Вос-ль: Но однажды с хитрой лисой случились вот такие истории: Мини - инсценировка команды «Умники» Шла лиса, сидел косой, кушал булку с колбасой. Начала лиса просить: «Дай кусочек откусить» Заяц: «Ты же съела Колобка, у вороны сыр украла. И, тебе лиса все мало? Ну, ни капельки не дам, колбасу я съем и сам.
Мини - инсценировка команды «Умницы»
Лисица и еж - Лиса: «Здравствуй, ёж. Всем ты ёж, и хорош, и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. - Ёж: «А что лиса я с колючками не красивый, что ли? - Лиса: «Да не то, что не красивый… - Ёж: «А может я с колючками неуклюжий?» - Лиса: « Да не то, что не неуклюжий… - Ёж: «Ну так, какой же я с колючками?» - Лиса: «Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.
Вос-ль: Вот и в лесу ребята, все звери стараются жить дружно, лисица никого не всегда может кого-то перехитрить. Ребята, какие вы сегодня молодцы, стараетесь ответить на все наши вопросы, получаете за правильные ответы медали и ордена от нашего жюри. И наступил наш завершающий 5 тур «Красная книга»
Звучит тревожная музыка, сигнал «SОS»
Вопросы команде «Умники» 1.Что обозначает сигнал «SОS»? - (Это сигнал бедствия, значит, кому-то нужна помощь людей) 2.Какие животные, птицы и растения нашей Земли занесены в «Красную книгу? Это жужелица, амурский кот, белощёкая крачка, амурский полоз, белая сова, а также серый журавль, амурский тигр. Растения –лотос Комарова, жень-шень.
3.Как вы думаете, зачем в нашей стране создают заповедники? Какие вы знаете? – ( «Большехехцирский, Комсомольский, Буреинский, Болоньский, Ботчинский) Заповедники создают, чтобы в них охраняли и защищали животных, птиц, растения которых осталось мало на нашей Земле)
Вопросы команде «Умницы» 1.Ребята, у меня в руках «Красная книга». Как вы думаете, зачем она нужна людям? - ( В эту книгу заносят животных, птиц, растения которых на нашей Земле осталось очень мало) 2.Что нужно нам делать нам с вами, чтобы растений, грибов, ягод, цветов, птиц, насекомых, рыб и животных было меньше занесено в «Красную книгу?» (Надо не рвать много цветов, не разорять гнезда птиц, подкармливать в зимнее время животных. Так же нужно не рубить леса, чтобы не пересыхали реки). 3.Как нужно себя вести наедине с природой? - (Не мусорить на отдыхе в лесу, не оставлять пакеты, потому что они долго разлагаются в земле; не играть со спичками, чтобы не было пожара. Нельзя разорять птичьи гнезда, ломать ветки.)
Вос-ль: «Да, ребята, человек должен заботиться о живой природе, учиться у неё доброте, мудрости и красоте. (Капитаны от каждой команды читают стихотворение) 1. Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, паучок – терпению. Пчелы в поле и в лесу – обучают нас труду. Учит снег нас - чистоте, учит солнце – доброте. У природы круглый год обучаться нужно. Весь лесной народ учит крепкой дружбе.
2.Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету, во всей вселенной похожей нет: Во всей вселенной совсем одна. Что будет делать без нас она?
-Вос-ль: Вот и завершили мы с вами нашу игру. Как вы считаете, вы все справились с заданиями? (Да, мне было интересно) - Много интересного узнали? Какие вопросы вам понравились больше всего и почему? ( - Вопрос о «Красной книге, о лекарственных травах нашего поселка) Обе команды старались. Молодцы! А сейчас я предоставляю слово нашему жюри, чтобы узнать результат нашей игры. Кто же победил? (Жюри подводит итоги: Победила дружба, у обеих команд одинаковое количество медалей и орденов и зачитывает письмо от жителей других Планет, где они просят детей в свободное время нарисовать нашу Землю, какой бы они хотели её увидеть, когда вырастут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"
Что такое архитектура,ее место в жизни человека?...
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края...
Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...
План-конспект познавательно-тематического мероприятия «Наша Армия родная»
конспект к 23 февраля...
Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города".
Познавательный проект "Знакомимся с архитектурой родного города"....
Конспект открытой ООД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: " Мой родной город", для второй младшей группы с применением ИКТ
Конспетк открытой организованной образовательной деятельности по образвательной области "Познавательное развитие" на тему: "Мой родной город" для 2-ой младшей группы с применением ИКТ....
Познавательно-творческий проект «Наша армия родная» в средней группе
Цели проекта:Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления об особенностях военной службы. Уточнить и расширить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспиты...