Почему птицы умеют летать.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Балан Татьяна Владимировна

С помощью экспериментальной деятельности подвести детей к выводу почему птицы умеют летать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему птицы умеют летать» Старшая группа

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;   --         - активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

            Развивающие:

— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

     Воспитательные :

— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.

— формировать желание помогать птицам зимой;

       Материалы к занятию: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, бумага, лупы, оборудование для аппликации

      Предварительная работабеседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение  художественной литературы  о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек

 Ход образовательной деятельности:

— Ребята, нам сегодня  в детский сад пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.

«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел  много птиц.  Посидели птицы на дереве и полетели.  Полетели так красиво, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!

    Не могли бы вы мне подсказать, что за птицы  встретились мне на прогулке?  

   Почему птицы летают, а человек нет?

  И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» (Достаю из конверта картинки с изображением птиц) Провожу рассматривание и беседу.

-Дидактическое упражнение «Посади на дерево зимующих птиц»

На столе лежат изображения птиц, нужно прикрепить к дереву только тех птиц, которые будут у нас зимовать. Обобщение: это зимующие. Остальные - перелетные, они осенью улетают в теплые края. Почему?  (они питаются насекомыми. Им страшен не только холод, но и голод)

- А как вы думаете, птицы умеют разговаривать?

Дидактическое упражнение «Кто как говорит»

Кукушка – кукует

Воробей – чирикает

Голубь – воркует

Сорока - стрекочет

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

При помощи толкового словаря знакомлю  детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию. (дети одевают халатики). На столах у детей перья птиц и лупы, по 2 листа бумаги.

- Взрослые ученые орнитологи приготовили  для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие,  длинные).

Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое. Они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

- А другое -  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где  расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)

Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.

 - Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Вот мы и ответили на вопросы, которые нам задавал Незнайка.

— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.

— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

- А нам пора возвращаться в группу.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо

Вправо, влево. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Дети выполняют аппликацию «Сорока»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность "Почему птицы летают?"

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

«Дети не птицы, они не умеют летать!! Защитите самое дорогое, что у вас есть!!!»

Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Мама, закрой окно на ключ!...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»

Программное содержание:-Закрепить знания детей о птицах.- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприят...

ДЕТИ УМЕЮТ МЕЧТАТЬ,НО НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ.

В группе " Кнопочки" прошла акция " Дети не летают!",которая была организованна с целью предупреждения случаев выпадения из окон.Дети очень любознательны от природы,поэтому уязвимы перед открытым ок...

Почему птицы могут летать

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Экспериментальным путем вместе с попугаем Петрушей воспитанники определяют, почему птицы летают, какие птицы не могут летать, знакомятся со с...

Социальный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"

Социалльный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"...