Почему птицы умеют летать.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
С помощью экспериментальной деятельности подвести детей к выводу почему птицы умеют летать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почему птицы умеют летать» Старшая группа
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; -- - активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие:
— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);
— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитательные :
— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.
— формировать желание помогать птицам зимой;
Материалы к занятию: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, бумага, лупы, оборудование для аппликации
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, нам сегодня в детский сад пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.
«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел много птиц. Посидели птицы на дереве и полетели. Полетели так красиво, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!
Не могли бы вы мне подсказать, что за птицы встретились мне на прогулке?
Почему птицы летают, а человек нет?
И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» (Достаю из конверта картинки с изображением птиц) Провожу рассматривание и беседу.
-Дидактическое упражнение «Посади на дерево зимующих птиц»
На столе лежат изображения птиц, нужно прикрепить к дереву только тех птиц, которые будут у нас зимовать. Обобщение: это зимующие. Остальные - перелетные, они осенью улетают в теплые края. Почему? (они питаются насекомыми. Им страшен не только холод, но и голод)
- А как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Дидактическое упражнение «Кто как говорит»
Кукушка – кукует
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Сорока - стрекочет
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию. (дети одевают халатики). На столах у детей перья птиц и лупы, по 2 листа бумаги.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.
А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое. Они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)
Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)
— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?
(Ответы детей)
Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Вот мы и ответили на вопросы, которые нам задавал Незнайка.
— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.
— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)
— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?
(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)
- А нам пора возвращаться в группу.
Физкультминутка «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Дети выполняют аппликацию «Сорока»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность "Почему птицы летают?"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

«Дети не птицы, они не умеют летать!! Защитите самое дорогое, что у вас есть!!!»
Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Мама, закрой окно на ключ!...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»
Программное содержание:-Закрепить знания детей о птицах.- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприят...

ДЕТИ УМЕЮТ МЕЧТАТЬ,НО НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ.
В группе " Кнопочки" прошла акция " Дети не летают!",которая была организованна с целью предупреждения случаев выпадения из окон.Дети очень любознательны от природы,поэтому уязвимы перед открытым ок...

Почему птицы могут летать
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Экспериментальным путем вместе с попугаем Петрушей воспитанники определяют, почему птицы летают, какие птицы не могут летать, знакомятся со с...

Социальный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"
Социалльный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"...