Почему птицы умеют летать.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
С помощью экспериментальной деятельности подвести детей к выводу почему птицы умеют летать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovik.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почему птицы умеют летать» Старшая группа
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; -- - активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие:
— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);
— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитательные :
— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.
— формировать желание помогать птицам зимой;
Материалы к занятию: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, бумага, лупы, оборудование для аппликации
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, нам сегодня в детский сад пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.
«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел много птиц. Посидели птицы на дереве и полетели. Полетели так красиво, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!
Не могли бы вы мне подсказать, что за птицы встретились мне на прогулке?
Почему птицы летают, а человек нет?
И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» (Достаю из конверта картинки с изображением птиц) Провожу рассматривание и беседу.
-Дидактическое упражнение «Посади на дерево зимующих птиц»
На столе лежат изображения птиц, нужно прикрепить к дереву только тех птиц, которые будут у нас зимовать. Обобщение: это зимующие. Остальные - перелетные, они осенью улетают в теплые края. Почему? (они питаются насекомыми. Им страшен не только холод, но и голод)
- А как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Дидактическое упражнение «Кто как говорит»
Кукушка – кукует
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Сорока - стрекочет
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию. (дети одевают халатики). На столах у детей перья птиц и лупы, по 2 листа бумаги.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.
А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое. Они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)
Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)
— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?
(Ответы детей)
Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Вот мы и ответили на вопросы, которые нам задавал Незнайка.
— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.
— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)
— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?
(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)
- А нам пора возвращаться в группу.
Физкультминутка «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Дети выполняют аппликацию «Сорока»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность "Почему птицы летают?"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
«Дети не птицы, они не умеют летать!! Защитите самое дорогое, что у вас есть!!!»
Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Мама, закрой окно на ключ!...
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности на тему: «Почему птицы могут летать»
Программное содержание:-Закрепить знания детей о птицах.- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприят...
ДЕТИ УМЕЮТ МЕЧТАТЬ,НО НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ.
В группе " Кнопочки" прошла акция " Дети не летают!",которая была организованна с целью предупреждения случаев выпадения из окон.Дети очень любознательны от природы,поэтому уязвимы перед открытым ок...
Почему птицы могут летать
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Экспериментальным путем вместе с попугаем Петрушей воспитанники определяют, почему птицы летают, какие птицы не могут летать, знакомятся со с...
Дети умеют мечтать, но не умеют летать! Мама, закрой окно!
консультация...
Социальный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"
Социалльный проект "Почему попугаи умеют разговаривать?"...