кружок Юный эколог
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_ekolog.docx | 59.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная работа по дополнительному образованию
экологического кружка «Юный эколог» старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка»
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
воспитатель высшей квалификационной категории
Степанищева Светлана Петровна
Содержание
- Пояснительная записка
- Актуальность и новизна
- Педагогическая целесообразность
- Методическое обеспечение
- Цель и задачи кружка
- Принципы
- Условия реализации программы
- Формы и структура кружковых занятий
- Планируемые результаты
- Форма подведения итогов
- Содержание программы
- Контрольно-диагностические материалы
- Ресурсное обеспечение программы
- Список литературы
1.Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Все чаще мелькает выражение «жестокое отношение к природе». Почему же человек- венец всего живого, - приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её.
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются а тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.
- Актуальность и новизна
Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение дошкольников, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
- Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Юный эколог» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. В переживаниях происходящих ситуаций, ребёнок получает информацию о свойствах окружающих его предметах.
Реализация программы, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.
4. Методическое обеспечение
Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес дошкольников к данному направлению.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
- по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у дошкольников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
- по использованию в практике работы детского сада: традиционные и инновационные;
- по характеру деятельности дошкольников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
- по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
- Цель и задачи кружка
Цель программы:Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи:
• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
- Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
- Принципы
- Принцип учёта возрастных особенностей детей;
- Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
- Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
- Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
- Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
- Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;
- Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
- Условия реализации программы
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 25 минут.
- Методы, используемые для реализации работы кружка:
∙ игровые ситуации;
∙ наблюдение,
∙ беседа,
∙ исследовательская деятельность,
∙ экспериментальная деятельность,
- Организационные условия реализации программы.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год Периодичность занятий:
с октября по апрель (в учебном году ориентировочно 29-30 занятий, из них 2 -показательных)
1 раз в неделю (предпочтительно во второй половине дня)
- Учебно-тематический план кружка «Юный эколог».
Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
Всего | теоретических | практических | |
РАЗДЕЛ 1. ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | 0,5 | 0,5 | - |
Понятие живой и неживой природы | 0,5 | 0,5 | - |
РАЗДЕЛ 2. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | 3 | 0,3 | 3,1 |
Простые и ценные камни | 0,25 | - | 0,25 |
Песок и глина | 0,25 | - | 0,25 |
Вода | 1,25 | 0,15 | 1,1 |
Воздух | 1,25 | 0,15 | 1,1 |
РАЗДЕЛ 3. ЖИВАЯ ПРИРОДА | 3,5 | 0,5 | 3 |
Обитатели воды | 0,25 | 0,15 | 0,1 |
Роль воздуха в жизни | 0,25 | 0,15 | 0,1 |
Растения | 2,5 | 0,5 | 2 |
Обитатели почвы | 0,5 | 0,1 | 0,4 |
РАЗДЕЛ 3. КОСМОС | 1 | 0,3 | 1,1 |
Планета Солнце и Земля | 0,5 | 0,1 | 0,4 |
Солнечная система. | 0,25 | 0,1 | 0,15 |
Вселенная | 0,25 | 0,1 | 0,15 |
Всего | 34 | 6 | 29 |
Содержание | Старшая группа от 5 до 6 лет |
Начало учебного года | 1 октября 2016г. |
Конец учебного года | 30 апреля 2017г. |
Продолжительность учебного года | 29 недели |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Объем учебной нагрузки на неделю | 1 занятие – 25 минут |
Объем учебной нагрузки на месяц | 4 занятия – 1 час 40 минут |
Объем учебной нагрузки на год | 29 занятия – 12 часов 05 минут |
Место проведения | Групповая комната |
- Форма и структура кружковых занятий.
Основной формой обучения является проведение занятий с использованием современной методики, дидактических игр, игровых приемов
Основные этапы реализации программы.
1.Предварительный.
- Изучение проблемы речевого развития.
Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.
- Разработка и утверждение программы.
2. Первичная диагностика:
- тестирование;
- диагностика уровня определения речевого развития детей.
3. Коррекционная работа:
- коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей;
- реализация программы.
4. Диагностика:
- итоговая диагностика;
- открытое занятие для родителей.
Форма занятий - фронтальная, интегрированное.
Длительность занятия – 25 минут.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
9. Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
- Овладение основами методики исследовательской деятельности.
- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
- Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
- Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
- Участие в районных и областных конкурсах.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
- мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
- информационный критерий (степень с форсированности знаний о природе);
- инструментальный критерий (степень с форсированности умений и навыков проектной деятельности);
- деятельности критерий (участие в конкурсах)
10. Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
1. Основные виды диагностики результата:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: викторина «Калейдоскоп знаний» для родителей.
11.Содержание программы
месяц ц | Неделя Тема | Программное содержание | Дидактический и раздаточный материал | ||
РАЗДЕЛ 1. ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||||
о к т я б о ь | 1.Планета Земля в опасности. | Дать представление о том, что Земля - это громадный шар, значительная часть земного шара покрыта водой, а кроме этого есть шесть материков, есть два полюса: Северный и Южный. Планета в настоящее время в опасности, так как очень много загрязнений в результате нерациональной деятельности человека. | Глобуса, географическое карты полушарий. | ||
2.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Обитатели живого уголка(улитки Ахатины), материалы из экспериментальной зоны | |||
РАЗДЕЛ 2. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | |||||
3.Простые и ценные камни в природе. | Развивать у детей интерес к камням, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности; дать представление о том, что камни есть в реках, в земле и морях; дать представление о ценных камнях. | Морские и речные камни, куски мрамора и гранита. Иллюстрации с изображением зданий мостов, памятников и женских украшений. | |||
4.Сравнение песка, глины. | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, предлагать сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, которые можно использовать в поделках. Объяснить детям, что такое песочные часы, развивать чувство времени и творчество в лепке. | Опыт: Контейнерыс песок и глиной. Доски для лепки, лупы. На каждого ребенка | |||
н о я б р ь | 1. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Контейнеры для воды, план – схема «Круговорот воды в природе», альбомы, краски, кисти | ||
2.«Вода вокруг нас». | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | Глобус, картинки с изображением различных водоёмов. Аудио записи воды, море, водопада. Презентации. | |||
3.«Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель. | Опыт и эксперимент сводой. Емкости для воды разные размеры и формы. Сахар, краска, лимон. | |||
4. Сравнение рыб и лягушек | Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка -обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. | Рыбок в аквариуме. Картины с изображением лягушки и морских рыб. Опыт: Камушки, стакан с водой по количеству детей. | |||
д е к а б р ь | 1.«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | Опыт: Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. Все по количеству детей. | ||
2. Чистый и загрязнённый воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Пылесос. Картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой. | |||
3.«Прозрачный невидимка» | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри,воздушные шарики. Опыт: с воздухом. | |||
4.Роль воздуха в жизни растений, животных, человека. | Познакомить детей с ролью воздуха в жизни растительного и животного мира. | Комнатные растения. | |||
РАЗДЕЛ 3. ЖИВАЯ ПРИРОДА | |||||
я н в а р ь | 1. Беседа о лесе. | Сформировать понятие о лесе, что он является общим домом для растений и животных, которые находят в нем пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные, лиственные, хвойные. Познакомить с работами художников: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова, поэтов - И.З. Сурикова, И.А. Бунина, С.А. Есенина и др. | Картины художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова. | ||
2.Цепочки в лесу. | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; уточнить, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | Плакат: «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках». | |||
3.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одни нужно чаще поливать, а еще и опрыскивать, а другие не требуют частой поливки; объяснить развитие приспособленности у растений разных географических местообитаний. | Комнатные растения (кактус, фикус, традесканция). Глобус , картины с изображением растений. | |||
ф е в р а л ь | 1.Разнообразие видов растений. | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. | Демонстрационный материал из серии: «Знакомство с окружающим миром», «Лото» дидактическая игра | ||
2.Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). | |||
3.Комнатные растения. | Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | Иллюстрации комнатных растений. Комнатные растения, лейка с водой, тряпочки. | |||
4.Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. | |||
м а р т | 1.Охрана растений. Красная книга природы. | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Красная книга. Плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. | ||
2. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе | Горшочки для посадки растений по количеству детей. ( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) | |||
3.Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. | Песок, глина, перегной, семена. Микроскоп. Картинки с обитателями почвы. | |||
4. Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой | Контейнеры образцов разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» | |||
РАЗДЕЛ 4. КОСМОС | |||||
а п р е л ь | 1. Земля - живая планета.. | Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли, обладающей разнообразными условиями, но везде существуют живые организмы и показать, что ни на одной планете Солнечной системы не существует таких особенностей. | Карта Солнечной системы. Презентация: «Космос: Солнечная система» | ||
2. Солнце, Земля и другие планеты. | Дать первоначальные сведения о строении Солнечной системы, перечислить особенности Солнца и других планет, об их вращении вокруг Солнца, уделить внимание планете Земля и ее спутника -планете Луна.растений разных географических местообитаний. | Макет: Солнце и планеты. | |||
3. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | Карта солнечной системы. Глобус, лампа | |||
4.«Космос. Вселенная. Звёзды». | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд.фото космонавтов Аудио музыки космического небо. |
12.Контрольно-диагностические материалы
№ n/n | Интегративные качества | Критерии оценки | Методики диагностики | Автор, источник |
1. | Изучение мотивации детского экспериментирования | Выбрать ситуацию, в которой хотел бы оказаться ребёнок 3 выбора – 1выбор – 3 балла, 2выбор – 2 балла, 3 выбор- 1 балл Чирковой Т.И. | Предлагается выбрать виды деятельности: чтение, ИЗО, экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование | Методика «Выбор деятельности» Прохорова Л.Н |
2. | Исследование сферы интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей. | Выбрать «Что больше нравится. Почему? Что будешь с ним делать?» 1 выбор- 9 баллов, 2 выбор-8 баллов, 3выбор -7 баллов, 4выбор -6 баллов, 5выбор -5 баллов, 6выбор -4 балла, 7выбор -3 балла, 8выбор -2 балла, 9выбор -1 балл. | Выбрать картинки изображенного оборудования из уголка экспериментирования -разнообразные сосуды, природный материал, медицинские материалы и др. | Методика «Сфера интересов» Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. |
3. | Изучение мотивации и особенности детского экспериментирования в семье. | Вопросы, направленные на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приёмов их решения. | Анкета для родителей 1.Проявляется исследовательская деятельность вашего ребёнка? В чём? 2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребёнок? 3.Продолжает ли ребёнок экспериментировать, начатое в детском саду? Если да, то как часто? 4.Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности вашего ребёнка? Если да, то, какое? 5.Если ребёнок достигает, какого – либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями? | Книга «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации»/ под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с. |
13.Ресурсное обеспечение программы
- Нормативно – правовой ресурс
1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
6. Устав ДОУ
Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.
- Научно-методический ресурс
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ
Методические рекомендации: увлекательные опыты и эксперименты, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.
- Материально – технический ресурс:
Прозрачные сосуды для разной формы и объёма.
Мерные ложки
Воронки разного объёма
Формы для изготовления льда
Резиновые перчатки
Соломинки для коктейля
Природный материал
Бросовый материал
Контейнеры с песком и водой
Часы песочные
Клеёнчатые фартуки, нарукавники
Предметы для уборки
Микроскоп
14. Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
- Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под.ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
- Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
- Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – Сфера. – 2013.
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. -Сфера. – 2009. – 64с.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – Детство – Пресс.- 2013.
- Зубкова Н.М. Научные ответы на детское «Почему».- Опыты и эксперименты от 5 до 9. – Речь-Санкт - Петербург.
- Куликова И.Э. Детское экспериментирование. – Педагогическое общество России.- 2013
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. - .№ 2.
- Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной. // Обруч. – 1998. - .№ 2.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода. / Текст / М.: Линка - Пресс – 1997.
- Тугушевой Г.П. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика. 2001.- №1.
- Усачев А. А. Звездная книга - Азбука – 2015г.
- Цветов В. МИ. Космос. Полная энциклопедия - Эксмо 2010г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Юный эколог"
План кружка...
Кружок "Юный эколог"
Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....
Кружок "Юный эколог"
Цели и задачи экологического кружка· подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...
Кружок Юный Эколог
Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется. Лес — это прежде всего сложное растительное сообщество. Ведущая роль среди зеленого населен...
Кружок "Юный эколог"
Цель кружка: формировать у детй осознанное познание взимосвязей всего живого и неживого в природе....
Кружок "Юный эколог"
Данный материал включает в себя: пояснительную записку и перспективное планирование на учебный год....
Кружок «Юный эколог» для детей 6-го и 7-го года жизни
Программа дополнительного образования эколого-биологической направленности...