кружок Юный эколог
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Степанищева Светлана Петровна

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx59.55 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа по дополнительному образованию

экологического кружка «Юный эколог» старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное  дошкольное

образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 11 «Искорка»

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

воспитатель высшей квалификационной категории

Степанищева Светлана Петровна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность и новизна
  3. Педагогическая целесообразность
  4. Методическое обеспечение
  5. Цель и задачи кружка
  6. Принципы
  7. Условия реализации программы
  8. Формы и структура кружковых занятий
  9. Планируемые результаты
  10. Форма подведения итогов
  11. Содержание программы
  12. Контрольно-диагностические  материалы
  13. Ресурсное обеспечение программы
  14. Список литературы

1.Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Все чаще мелькает  выражение «жестокое отношение к природе». Почему же человек- венец всего живого, - приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его,  будит интересы, воображение, фантазию.

В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются а тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту  живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.         

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и  "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.

  1. Актуальность и новизна

Актуальность  программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Новизна  программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение  дошкольников, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

  1. Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы «Юный эколог»  обусловлена  тем, что именно в дошкольном возрасте  эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. В переживаниях происходящих ситуаций, ребёнок получает информацию о свойствах окружающих его предметах.

   Реализация программы, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.

4. Методическое обеспечение

Наряду с теоретическими знаниями  большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес дошкольников к данному направлению.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

  • по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у дошкольников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
  • по использованию в практике работы детского сада: традиционные и инновационные;
  • по характеру деятельности дошкольников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
  • по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

  1. Цель и задачи кружка

Цель программы:Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

Задачи:

• Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

• Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

• Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

  • Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.

  1. Принципы
  • Принцип учёта возрастных особенностей детей;
  • Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
  • Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса;
  • Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей;
  • Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
  • Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой;
  • Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.

  1. Условия реализации программы

Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 25 минут.

  1. Методы, используемые для реализации работы кружка:

  игровые ситуации;
  наблюдение, 
  беседа, 
  исследовательская деятельность, 
  экспериментальная деятельность,

  1. Организационные условия реализации программы.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год  Периодичность занятий:

с октября по апрель (в учебном году ориентировочно 29-30 занятий, из них 2 -показательных)

1 раз в неделю (предпочтительно во второй половине дня)

  1. Учебно-тематический план кружка «Юный эколог».

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Всего

теоретических  

практических

РАЗДЕЛ 1. ЖИВАЯ И  НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

        0,5

          0,5

            -

Понятие живой и неживой природы

          0,5

           0,5

             -

РАЗДЕЛ 2.   НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

          3

            0,3

              3,1

Простые и ценные камни

          0,25

            -

              0,25

Песок и глина

0,25

-

0,25

Вода

1,25

0,15

              1,1

Воздух

1,25

0,15

1,1

РАЗДЕЛ 3. ЖИВАЯ ПРИРОДА

         3,5

0,5

3

Обитатели воды

0,25

0,15

0,1

Роль воздуха в жизни

0,25

0,15

0,1

Растения

2,5

0,5

2

Обитатели почвы

0,5

0,1

0,4

РАЗДЕЛ 3. КОСМОС

          1

0,3

               1,1

 Планета Солнце и Земля

          0,5

0,1

              0,4

Солнечная система.

         0,25

0,1

              0,15

Вселенная

         0,25

0,1

              0,15

Всего

         34

            6

              29

Содержание

Старшая группа

от 5 до 6 лет

Начало учебного года

1 октября 2016г.

Конец учебного года

30 апреля 2017г.

Продолжительность учебного года

29 недели

Продолжительность учебной недели

5 дней

Объем учебной нагрузки на неделю

1 занятие – 25 минут

Объем учебной нагрузки на месяц

4 занятия – 1 час 40 минут

Объем учебной нагрузки на год

29 занятия – 12 часов 05 минут

Место проведения

Групповая комната

  1. Форма и структура кружковых занятий.

Основной формой обучения  является проведение занятий с использованием современной методики, дидактических игр, игровых приемов

Основные этапы реализации программы.

1.Предварительный.

- Изучение проблемы речевого развития.

 Анализ методической литературы. Оценка ресурсной базы для реализации программы.

- Разработка и утверждение программы.

2. Первичная диагностика:

- тестирование;

- диагностика уровня определения речевого развития детей.

3. Коррекционная работа:

- коррекция программы с учётом диагностики и индивидуальных способностей детей;

- реализация программы.

4. Диагностика:

- итоговая диагностика;

- открытое занятие для родителей.

Форма занятий -  фронтальная, интегрированное.

Длительность занятия – 25 минут.

Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, игра – соревнование.

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

9. Планируемые результаты

Ожидаемый результат:

  • Овладение основами методики исследовательской деятельности.
  • Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  • Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  • Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
  • Участие в районных и областных конкурсах.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

  • мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
  • информационный критерий (степень с форсированности знаний о природе);
  • инструментальный критерий (степень с форсированности умений и навыков проектной деятельности);
  • деятельности критерий (участие в конкурсах)

10. Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

1. Основные виды диагностики результата:

  • входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
  • текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
  • промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания;
  • итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: викторина  «Калейдоскоп знаний» для родителей.


11.Содержание программы

месяц

ц

Неделя

Тема

Программное содержание

Дидактический и раздаточный материал

РАЗДЕЛ 1. ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

о

к

т

я

б

о

ь

1.Планета Земля в опасности.

Дать представление о том, что Земля - это громадный шар, значительная часть земного шара покрыта водой, а кроме этого есть шесть материков, есть два полюса: Северный и Южный. Планета в настоящее время в опасности, так как очень много загрязнений в результате нерациональной деятельности человека.

 Глобуса, географическое карты полушарий.

2.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.

Обитатели живого уголка(улитки Ахатины), материалы из экспериментальной зоны

РАЗДЕЛ 2.  НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

3.Простые и ценные камни в природе.

Развивать у детей интерес к камням, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности; дать представление о том, что камни есть в реках, в земле и морях; дать представление о ценных камнях.

Морские и речные камни, куски мрамора и гранита.

Иллюстрации с изображением зданий мостов, памятников и женских украшений.        

4.Сравнение песка, глины.

Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, предлагать сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, которые можно использовать в поделках. Объяснить детям, что такое песочные часы, развивать

чувство времени и творчество в лепке.

Опыт: Контейнерыс песок и глиной.

Доски для лепки, лупы.  

На каждого ребенка

н

о

я

б

р

ь

1. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Контейнеры  для воды,

план – схема «Круговорот воды в природе»,

альбомы, краски, кисти

2.«Вода вокруг нас».

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Глобус, картинки с изображением различных водоёмов.

Аудио записи воды, море, водопада.

Презентации.

3.«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без

вкуса, растворитель.

Опыт и эксперимент сводой.

Емкости для воды разные размеры и формы. Сахар, краска, лимон.

4. Сравнение рыб и лягушек

Формировать обобщенные представления: рыбы – водные  обитатели; лягушка -обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие  животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.

Рыбок в аквариуме.

Картины с изображением лягушки и морских рыб.

Опыт: Камушки, стакан с водой по количеству детей.

д

е

к

а

б

р

ь

1.«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

 Опыт: Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки.

Все по количеству детей.

2. Чистый и загрязнённый

воздух.

Дать детям элементарные представления об источниках

загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах

экологической безопасности.

Пылесос.

Картинки с изображение

автомобилей, заводов с трубами.

Сказочный герой.

3.«Прозрачный невидимка»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри,воздушные шарики.

Опыт: с воздухом.

4.Роль воздуха в жизни растений, животных, человека.

Познакомить детей с ролью воздуха в жизни растительного и животного мира.

Комнатные растения.

РАЗДЕЛ 3. ЖИВАЯ  ПРИРОДА

я

н

в

а

р

ь

1. Беседа о лесе.

Сформировать понятие о лесе, что он является общим домом для растений и животных, которые находят в нем пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные, лиственные, хвойные. Познакомить с работами художников: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова, поэтов - И.З. Сурикова, И.А. Бунина, С.А. Есенина и др.

Картины художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова.

2.Цепочки в лесу.

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; уточнить, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Плакат:  «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках».

3.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одни нужно чаще поливать, а еще и опрыскивать, а другие не требуют частой поливки; объяснить развитие приспособленности у растений разных географических местообитаний.

Комнатные растения (кактус, фикус, традесканция).

 Глобус , картины с изображением  растений.

ф

е

в

р

а

л

ь

1.Разнообразие видов растений.

Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.

Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Демонстрационный материал из серии:

«Знакомство с окружающим миром», «Лото» дидактическая игра

2.Части растений.

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

Растения теневыносливые и светолюбивые.

Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.

Черенки растений (бальзамина).

3.Комнатные растения.

Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Иллюстрации комнатных растений.

Комнатные растения, лейка с водой, тряпочки.

4.Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения.

Познакомить детей с разновидностями растений.

Учить различать их в природе.

Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,

Гербарий этих растений.

м

а

р

т

1.Охрана растений.

Красная книга природы.

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.

Красная книга.

Плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.

2. Роль света в жизни растений , животных, человека.

Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

Учить понимать причины сезонных изменений в природе

Горшочки для посадки растений по количеству детей.

( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)

3.Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.

Песок, глина, перегной, семена.

Микроскоп.

Картинки с обитателями почвы.

4. Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой

Контейнеры образцов разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

Рассказ «Почва-  «живая земля»

РАЗДЕЛ 4. КОСМОС

а

п

р

е

л

ь

1. Земля - живая планета..

Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли, обладающей разнообразными условиями, но везде существуют живые организмы и показать, что ни на одной планете Солнечной системы не существует таких особенностей.

 Карта Солнечной системы.

Презентация: «Космос: Солнечная система»

2. Солнце, Земля и другие планеты.

Дать первоначальные сведения о строении Солнечной системы, перечислить особенности Солнца и других планет, об их вращении вокруг Солнца, уделить внимание планете Земля и ее спутника -планете Луна.растений разных географических

местообитаний.

Макет:  Солнце и планеты.

3. Солнечная система.

Солнце – источник света и тепла.

Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем.

Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

Карта солнечной системы.

Глобус, лампа

4.«Космос. Вселенная. Звёзды».

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля.

Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд.фото космонавтов

Аудио музыки космического небо.


12.Контрольно-диагностические  материалы

n/n

Интегративные качества

Критерии оценки

Методики

диагностики

Автор, источник

1.

Изучение мотивации детского экспериментирования

Выбрать ситуацию, в которой хотел бы оказаться ребёнок

3 выбора –

 1выбор – 3 балла,

2выбор – 2 балла,

3 выбор- 1 балл

Чирковой Т.И.

Предлагается выбрать виды деятельности: чтение, ИЗО, экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование

Методика «Выбор деятельности» Прохорова Л.Н

2.

Исследование сферы интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

Выбрать «Что больше нравится. Почему? Что будешь с ним делать?»

1 выбор- 9 баллов,

2 выбор-8 баллов,

3выбор -7 баллов,

4выбор -6 баллов,

5выбор -5 баллов, 6выбор -4 балла,

7выбор -3 балла,

8выбор -2 балла,

9выбор -1 балл.

Выбрать картинки изображенного оборудования из уголка экспериментирования  -разнообразные сосуды, природный материал, медицинские материалы и др.

Методика «Сфера интересов»

Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е.

3.

Изучение мотивации и особенности детского экспериментирования в семье.

Вопросы, направленные  на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приёмов их решения.

Анкета для родителей

1.Проявляется исследовательская деятельность вашего ребёнка? В чём?

2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребёнок?

3.Продолжает ли ребёнок экспериментировать, начатое  в детском саду? Если да, то как часто?

4.Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности вашего ребёнка? Если да, то, какое?

5.Если ребёнок достигает,  какого – либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Книга «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации»/  под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с.

13.Ресурсное обеспечение программы

  • Нормативно – правовой ресурс

1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

2.Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования  от 26 сентября 2013 г. № 30038;

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 г.  № 26);

5.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г  № 1155;

6. Устав ДОУ

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

  • Научно-методический ресурс

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой.

Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ

Методические рекомендации: увлекательные опыты и эксперименты, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.

  • Материально – технический ресурс:

Прозрачные сосуды для разной формы  и объёма.

Мерные ложки

Воронки разного объёма

Формы для изготовления льда

Резиновые перчатки

Соломинки для коктейля

Природный материал

Бросовый материал

Контейнеры с песком и водой

Часы песочные

Клеёнчатые фартуки, нарукавники

Предметы для уборки

Микроскоп

14. Литература:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
  • Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.
  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.
  • Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под.ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
  • Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
  • Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.
  • Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – Сфера. – 2013.
  • Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. -Сфера. – 2009. – 64с.
  • Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – Детство – Пресс.- 2013.
  • Зубкова Н.М. Научные ответы на детское «Почему».- Опыты и эксперименты от 5 до 9. – Речь-Санкт - Петербург.
  • Куликова И.Э. Детское экспериментирование. – Педагогическое общество России.- 2013
  • Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ.- 2003. – 64с.
  • Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. - .№ 2.
  • Рыжова Н.А. Опыты с   песком и глиной. // Обруч. – 1998. - .№ 2.
  • Рыжова Н.А. Волшебница – вода.  / Текст / М.: Линка - Пресс – 1997.
  • Тугушевой Г.П. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста.//  Дошкольная педагогика. 2001.-  №1.
  • Усачев А. А. Звездная книга - Азбука – 2015г.
  • Цветов В. МИ. Космос. Полная энциклопедия - Эксмо 2010г.
  • Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Юный эколог"

Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....

Кружок "Юный эколог"

Цели и задачи экологического кружка·          подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...

Кружок Юный Эколог

Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется. Лес — это прежде всего сложное растительное сообщество. Ведущая роль среди зеленого населен...

Кружок "Юный эколог"

Цель кружка: формировать  у детй осознанное познание взимосвязей всего живого и неживого в природе....

Кружок "Юный эколог"

Данный материал включает в себя: пояснительную записку и перспективное планирование на учебный год....

Кружок «Юный эколог» для детей 6-го и 7-го года жизни

Программа дополнительного образования эколого-биологической направленности...