Кружок «Юный эколог» для детей 6-го и 7-го года жизни
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования эколого-биологической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_kruzhok_yunyy_ekolog.docx | 152.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №52
городского округа Красноуфимск
Свердловской области
Программа дополнительного
образования эколого-биологической направленности
кружок «Юный эколог»
для детей 6-го и 7-го года жизни
Составитель: воспитатель МАДОУ ЦРР-детский сад, ВКК Барбарина О.А. |
Красноуфимск, 2015
Программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Юный эколог» (для детей 6-го,7 –го года жизни) г. Красноуфимск - 2015г.
Составитель:
Барбарина О.А. – воспитатель МАДОУ ЦРР- детский сад, В КК.
Программа дополнительного образования биолого-экологической направленности, ориентирована на экологическое развитие детей, изменить способы коммуникации посредством экологической активности
В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства воспитательно-образовательной деятельности. Программа дополнительного образования «Юный эколог» расширяет материал, который реализуется в детском саду по содержанию образовательной области «Познание» включением в работу опытно-экспериментальной деятельности. В программе прослеживаются интеграционные связи с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация».
mdou52@e1.ru Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития-детский сад городского округа Красноуфимск Свердловской области.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Реализация программы ориентирована на 2 периода: старшая группа дети 6-го года жизни, подготовительная группа дети 7-го года жизни.
Основные задачи в каждой возрастной группе.
На их основе был разработан тематический план работы кружка «Юный эколог», программа которого рассчитана на два года обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.
Старшая группа (5-6 лет)
-Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.
-Систематизировать представления о временах года.
-Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
-Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке - многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.
-Обогащать представления детей о потребностях конкретныхрастений, животных илюдей в условиях среды, о различных средах обитания.
-Дать представление о росте и развитии живых существ.
-Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.
-Воспитывать элементы экологического сознания - о роли человека в природе - о сохранении и охране природы, о правилах поведения в ней.
-Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.
-Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).
Подготовительная группа (6-7 лет)
-Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.
-Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
-Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные.
-Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.
-Знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы...)
-Формировать представления о взаимосвязи в природе - пищевые цепочки...
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности - отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.
-Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Отличительные особенности программы:
- Предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к экологической активности и экологическо грамотной позиции.
- В содержание программы комплексно включена опытно – экспериментальная деятельность, активные способы познания экологических объектов и элементы коррекции и оздоровления (зарядки для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и др).
- В программе прослеживаются интеграционные связи с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- опыты, эксперименты, моделирование, проблемные ситуации
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления экологического кружка
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов, экспериментов
Ожидаемый результат на уровне детей:
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природным явлениям и объектам, проявление творчества.
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- делают умозаключения, выводы на основе познавательно – исследовательской деятельности
- понимать ценность природных объектов; знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
Условия и сроки реализации. Срок реализации программы рассчитан на два года обучения. Программа дополнительного образования реализуется 1 раз в неделю. Продолжительность 1-го занятия в старшей группе 25 минут, в месяц 4 занятий – 100 минут – 1 час 40 минут, в год – 36 занятий;
Продолжительность 1-го занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц 4 занятий – 120 минут – 2 часа, в год – 36 занятий;
Мониторинг детского развития проводится три раза в год (сентябрь, январь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Также выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала личности. Мониторинг включает в себя оценку экологического развития ребенка, степень сформированности игровых, коммуникативных и регуляторных навыков. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, бесед, организации игровых и проблемных ситуации.
Построение программы опирается: на Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.- М., отражена специфика национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс которая дополняется «Примерной региональной программой образования детей дошкольного возраста»
О,В. Толстикова, Т.Г. Гатченко, Екатеринбург : ИРРО и программу «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Учебно-тематический план
(старшая группа)
№п\п | неделя/ месяц | Тема | количество/ продолжительность |
1 | Сентябрь, 1-я неделя | Диагностика экологического развития | 1/25 мин |
2 | Сентябрь, 2-я неделя | «Во саду ли, в огороде» | 1/25 мин |
3 | Сентябрь, 3-я неделя | «Труд людей осенью» | 1/25 мин |
4 | Сентябрь, 4-я неделя | «Осенний лес» | 1/25 мин |
5 | Октябрь, 1-я неделя | «Грибное царство» | 1/25 мин |
6 | Октябрь, 2-я неделя | «Чудо – ягодка» | 1/25 мин |
7 | Октябрь, 3-я неделя | «Цветы на участке осенью» | 1/25 мин |
8 | Октябрь, 4-я неделя | «Унылая пора, очей очарованье…» | 1/25 мин |
9 | Ноябрь, 1-я неделя | «На бабушкином дворе» | 1/25 мин |
10 | Ноябрь, 2-я неделя | «Лесные жители» | 1/25 мин |
11 | Ноябрь, 3-я неделя | «В гостях у птиц» | 1/25 мин |
12 | Ноябрь, 4-я неделя | «Кто как зимует» | 1/25 мин |
13 | Декабрь,1-я неделя | «Вода вокруг нас» | 1/25 мин |
14 | Декабрь,2-я неделя | «Эта волшебница вода» | 1/25 мин |
15 | Декабрь,3-я неделя | «Вода нужна всем» | 1/25 мин |
16 | Декабрь,4-я неделя | «Почему воду нужно беречь?» | 1/25 мин |
17 | Январь,1-я неделя | Каникулярный период | 1/25 мин |
18 | Январь,2-я неделя | Диагностика экологических качеств | 1/25 мин |
19 | Январь,3-я неделя | «Воздух» | 1/25 мин |
20 | Январь,4-я неделя | «Воздух нужен для жизни» | 1/25 мин |
21 | Февраль,1-я неделя | «Разнообразие видов растений» | 1/25 мин |
22 | Февраль,2-я неделя | «Части растений» | 1/25 мин |
23 | Февраль,3-я неделя | «Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений» | 1/25 мин |
24 | Февраль,4-я неделя | «Огород на окне» | 1/25 мин |
25 | Март, 1-я неделя | «Зелёная аптека» | 1/25 мин |
26 | Март, 2-я неделя | «Мир растений» | 1/25 мин |
27 | Март, 3-я неделя | «Охрана растений» | 1/25 мин |
28 | Март, 4-я неделя | Праздник «Мы – друзья планеты» | 1/25 мин |
29 | Апрель, 1-я неделя | «Весна идет» | 1/25 мин |
30 | Апрель, 2-я неделя | «Лесная сказка» | 1/25 мин |
31 | Апрель, 3-я неделя | «Лес - как пример сообщества» | 1/25 мин |
32 | Апрель, 4-я неделя | «Веточки» (тополь, береза, ель) | 1/25 мин |
33 | Май, 1-я неделя | «Насекомые» | 1/25 мин |
34 | Май, 2-я неделя | «Цветущие деревья» | 1/25 мин |
35 | Май, 3-я неделя | «Нужны все на свете» (обобщение знаний) | 1/25 мин |
36 | Май, 4-я неделя | Диагностика экологических качеств | 1/25 мин |
Взаимодействие с родителями воспитанников
№ | Мероприятие | форма | срок |
1 | Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста | Информационный стенд | сентябрь |
2 | Игры с детьми в природе | Практикум | октябрь |
3 | Помогите нашим птицам | Экологическая газета | ноябрь |
4 | Эта волшебница - вода | Детско-родительский проект | декабрь |
5 | Экологическое воспитание в семье | Родительское собрание | январь |
6 | Растения, какие они? | Консультация | февраль |
7 | Мы - друзья планеты | Праздник | март |
8 | Лес, лесная сказка, загадки леса | Буклеты, памятки | апрель |
9 | Нужно все на свете | Экологический плакат | май |
Образовательная деятельность (сентябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя | Диагностика экологических качеств | |||
2 неделя «Во саду ли, в огороде» | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | План –конспект «Во саду ли, в огороде» (педагогическая копилка) | Иллюстрации овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов | Знать место произрастания овощей и фруктов. Определять взаимосвязь сезона и развития растений. |
3 неделя «Труд людей осенью» | Систематизировать знания о труде людей осенью. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр.52 | Картины о труде летом и осенью, фрукты, овощи, коробки, банки, тележки | Уметь устанавливать причины смены труда, делать выводы о направленности и значении труда |
4 неделя «Осенний лес» | Дать детям понятие о том, что лес –это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр.33 | Предметные картинки с изображением деревьев, кустарников | Устанавливать связь леса и животных, особенности жизни животных с характерными сезонными явлениями |
Самостоятельная деятельность (Сентябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно – исследовательская | Продуктивная | Трудовая | Чтение |
2 неделя Дидактические игры: Игра «Сад, огород». | Беседа «Что нам осень принесла» Рассматривание картины «В поле осенью» | Опыт «Тепло – холодно» | Аппликация «Поспели яблоки в саду» | Наблюдение и помощь впосадке чеснока на зиму «Работа дежурных в уголке природы». | Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук». Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
3 неделя Д/и «Овощехранилище» Лото «Овощи», «Фрукты», «Вершки и корешки» | Беседа «Экскурсия на консервный завод» | Дидактические упражнения «Узнай по запаху» Узнай по вкусу» Узнай на ощупь» | Модель овощехранилища | Труд в уголке природы, на участке | «Хозяйка с базара принесла…» |
4 неделя Игра "Найди, что опишу", "Загадай, мы отгадаем" Лото «Дикие животные» | Рассказы детей о своих похождениях в лесу Отгадывание загадок | Рассматривание и сравнение листьев тополя, дуба, сосны, рябины | Рисование «Осенний лес» Аппликация «Лесные жители» из природного материала. | Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала. | «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью» Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова |
Образовательная деятельность (октябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Грибное царство» | Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогащение словарного запаса. | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр. 38 | Гриб мухомор (рисунок), кукла – марионетка «Старик – лесовик», пеньки, деревья (искусственные) ель, береза, осина | Умение отличать ядовитые грибы от съедобных грибов |
2неделя «Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | План –конспект «Чудо - ягодка» (педагогическая копилка) | Иллюстрации садовых, лесных ягод, муляжи | Умение отличать лесные и садовые ягоды и их польза |
3 неделя «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | План – конспект «Цветы осенью» (педагогическая копилка) | Иллюстрации садовых цветов | Знать названия цветов, узнавать по внешнему виду, отличать стебель, лист, соцветие |
4 неделя «Унылая пора, очей очарованье…» | Закрепить основные признаки временных изменений в природе. Познакомить детей со средствами выражения и описания красоты природы (переносный смысл, эпитеты) | План –конспект «Унылая пора, очей очарованье» (педагогическая копилка) | Иллюстрации пейзажей | Видеть красоту осенней природы |
Самостоятельная деятельность (октябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая |
1 неделя Домино «Съедобные и ядовитые грибы» | Рассказы детей о своих похождениях в лес за грибами Рассматривание иллюстраций грибов Загадки Лесовичка о грибах Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении | Рассматривание муляжей грибов | Лепка "Поможем белочке заготовить грибы" | Ремонт дидактических игр |
2 неделя Лото"Лесные и садовые ягоды" Дидактические игры: | Отгадывание загадок Беседа "Что нам лето принесло" | Рассматривание иллюстраций, муляжей | Коллективная работа «Ягодка» аппликация | Ремонт дидактических игр |
3 неделя Лото «Цветы цветут» игра «Угадай по описанию», «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» «Найди такой же» | Загадывание загадок "Кто помогал цветам расти?" Обсудить, почему цветы выросли. Определить назначение всех частей растения. "Что было сначала, что будет потом?" Дать представление о цикле развития растений. | "Какие они - цветущие растения?" Определить строение растений (стебель, листья, цветки, корни). Сравнить разные растения по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. | «Что цветет на нашем участке?" Коллективная работа | Сбор семян |
4 неделя Игра – задание« Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», | Составление рассказов с подбором эпитетов Разучивание стихов Рассматривание пейзажей. | Рассматривание иллюстраций, презентация Унылая пора, очей очарованье…» | Аппликация «Красота осени» | Сбор и засушивание осенних листьев, цветов, сбор природного материала. |
Образовательная деятельность (ноябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «На бабушкином дворе» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | План –конспект «На бабушкином дворе» (педагогическая копилка) | Макет и иллюстрации «бабушкиного двора» пластмассовые фигурки животных | Знатьоб образе жизни и приносимой пользе животных |
2неделя «Лесные жители» | Дать первоначальное представление о диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | План –конспект «Лесные жители»(педагогическая копилка) | Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" Рассказ Лесовичка о лесе Слайды "Времена года" |
|
3 неделя «В гостях у птиц» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр. 64 | Таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала. | Знать и называть зимующих и перелетных птиц, о их жизни зимой |
4 неделя «Кто как зимует» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр. 59 | Карточки с изображением домашних и диких животных; растений, людей; картина "Зимние забавы", Игрушечный зайчик Презентация "Зима в лесу | Знать о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, людей |
Самостоятельная деятельность (ноябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | Чтение | |||||
1 неделя Дидактические игры: Подвижная игра "Пастух и стадо" | Отгадывание загадок о домашних животных Драматизация сказки "Три поросёнка" | Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка | Аппликация "Кисонька" | Мытье игрушек из серии «Домашние животные» | Чтение сказки "Как собака друга искала" | |||||
2 неделя Игра- имитация "Звериная зарядка" Дидактические игры: Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" | Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" Театр на фланелеграфе "Маша и медведь" | Опыт "Как звери меняют шубку" фонограмма “Шум леса”. фонограмма “Пение птиц”. | Рисование "животные в лесу" (трафарет) Лепка "Заяц-длинные уши" | Лепка фигур из снега | Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" | |||||
3 неделя Дидактические игры: Дидактические игры на классификацию птиц, «Чей клюв?» | Рассматривание альбома "Пернатые друзья" Беседа о зимующих и перелётных птицах | Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц"), умение узнавать птиц по особенностям пения | Коллективная аппликация «Птицы на кормушке» | Устройство птичьей столовой | Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" | |||||
4 неделя Игры -забавы с санками | Беседа о зиме Детские впечатления "Я был в зимнем лесу" | Презентация «Зима в лесу» | Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) | Чтение сказки "Зимовье" | ||||||
Образовательная деятельность (декабрь) | ||||||||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат | ||||||
1 неделя «Вода вокруг нас» | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | Н.А. Рыжова «Волшебница вода», стр.6 « Дошкольное воспитание» № 7 – 2005г. стр. 41 | Иллюстрации с изображением озера, реки, моря, океана, родника; глобус А.С. Пушкин «Ходит в море …» | Умение делать выводы о значении воды в жизни | ||||||
2неделя «Эта волшебница вода» | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.)показать разнообразие состояния воды в окружающей среде | Н.А. Рыжова «Волшебница вода», стр.10 Загадки, стихи | Слайды сразличными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) Иллюстрации с зимними, летними, осенними, весенними пейзажами | Знать разнообразие состояния воды в окружающей среде | ||||||
3 неделя «Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни растений, животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. | Н.А. Рыжова «Волшебница вода», стр. 44 | Презентация «Жизнь животных и растений» | Знать о роли воды в жизни растений, животных суши | ||||||
4 неделя «Почему воду нужно беречь» | Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу | Н.А. Рыжова «Волшебница вода», стр. 47 | Стихотворение Б. Заходера «Что случилось с рекой?» | Уметьэкономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде |
Самостоятельная деятельность (декабрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | Чтение |
1 неделя Дидактическая игра "Вода" | Беседа «Для чего нужна вода? Как она нам помогает»(наблюдение в течение дня) | Рассматривание глобуса Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) | Рисование «Вода в жизни человека» | Полив цветов в уголке природы | Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" |
2 неделя Дидактическая игра «Какой бывает вода» Подвижная игра «Мы капельки» | Беседа «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» | Наблюдение за инеем на прогулке. Прикоснуться ладошкой к ветке, покрытой инеем. | Коллективная работа «Портрет воды» рисование Лепка «Сосульки» (обернуть в фольгу) | Украшение участка цветными льдинками | О.Григорьев, А. Тараскин «Какой дождь?» С. Жупанин «Прыг да прыг…» В. Кудрявцева «Роса», Б. Заходер «Первый снег» |
3 неделя Ролевая игра «Я – маленькая капелька дождя» | Отгадывание загадок, | Опыт с двумя фасолинками и двумя горошенками (появление ростка) | Контуры предметов, растений, животных и т.д.– раскрасить только те, которые нуждаются в воде | Полив цветов в уголке природы, наблюдение за комнатными растениями | Б. Заходер «Дождик» А. Стройло «Капелька дождя» |
4 неделя «Хлопните в ладоши» (услышав слово, имеющее отношение к воде) | Придумать несколько важных правил, чтобы сохранить воду чистой и запомнить | Опыт «Тонет – не тонет», «Растворится – не растворится» Фильтрация, окрашивание | Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (река до и после исчезновения воды) Придумать и нарисовать знак, напоминающий о необходимости бережного отношения к воде | Определить места и поместить знак, напоминающий о необходимости бережного отношения к воде | Сказка «Родничок» Т.А. Шорыгина, стр.68 (Беседы о воде и природе) |
Образовательная деятельность (январь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя | Каникулярный период | |||
2неделя | Диагностика экологических качеств | |||
3 неделя «Воздух» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами. | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр. 81 | Банка с водой и стакан. Сказочные персонажи Знайка, Незнайка | Умение делать выводы о свойствах воздуха |
4 неделя «Воздух нужен для жизни» | Дать детям представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими. Без воздуха человек не может жить, погибает. | С.Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.52 | Муляж - схема, иллюстрации | Иметь представление о том, чем мы дышим (легкими, воздухом) |
Самостоятельная деятельность (январь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | ||||
3 неделя «Дуем - играем» «У кого дольше не упадет перышко», «У кого дальше плывет кораблик» | Беседа о свойствах воздуха | Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком «Летунчиком») | Кораблик оригами | Накачать надувную игрушку, надувной матрац | ||||
4 неделя «У кого крупнее мыльные пузыри» Игра «земля, вода огонь, воздух» | Рассказ детей «Кому нужен воздух» | Опыт «Ветер – это движение воздуха» | Бумажный веер | Сделать ветряки, парашюты | ||||
Образовательная деятельность (февраль) | ||||||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат | ||||
1 неделя «Разнообразие видов растений» | Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. | Т.А. Шорыгина « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?» | Демонстрационный материал из серии « Знакомство с окружающим миром», | Уметь распознавать растения по внешнему виду и другим признакам | ||||
2 неделя «Части растений» | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | План –конспект «Части растений»(педагогическая копилка) | Демонстрационный материал из серии « Знакомство с окружающим миром», гербарий растений. | Знать, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для них | ||||
3 неделя «Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений» | Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | А.И. Иванова « Живая экология», стр.60 « Растения» | Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений | Знать о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов | ||||
4 неделя «Огород на окне» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окне, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | План –конспект «Огород на окне» (педагогическая копилка) | Беседа с элементами труда. | Умение выращивать лук наокне |
Самостоятельная деятельность (февраль)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая |
1 неделя Дидактическая игра «Лото» | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям?» | Работа с энциклопедической литературой. | Лепка, рисование «Дерево», «Куст», Трава« | Уход за комнатными растениями |
2 неделя Дидактическая игра «Не ошибись» | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» | Работа с энциклопедической литературой, гербарием | Книжка – малышка о частях растений | Наблюдение и помощь в пересадке комнатных цветов |
3 неделя Упражнение «Назови три растения» Дидактическая игра «Лото» | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) | Рисованиерастений, Лепка «Кактус» | Посадки черенков растений Душ для растений (комнатные растения) |
4 неделя Настольная игра «Огород», «Отгадай растение» | Исследовательская деятельность (встреча с Кузей) | Опыт «Корень – устойчивость растения» | Моделирование (создание моделей цветка) | Уход за комнатными растениями |
Образовательная деятельность (март) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя "Зелёная аптека" | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | План –конспект"Зелёная аптека" (педагогическая копилка) | Иллюстрации лекарственных растений. Гербарий этих растений. Кукла Айболит. | Знать и называть лекарственные растения,различать их в природе |
2 неделя «Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | План –конспект «Мир растений»(педагогическая копилка) | Иллюстрации с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений | Чтение рассказа "Зелёные страницы |
3 неделя «Охрана растений» | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | Журнал « Дошкольное воспитание» № 7 – 2005г. стр. 14 конспект | Иллюстрации охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников- пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. | Иметь стремление к охране природы |
4 неделя Праздник «Мы – друзья планеты» | Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. | План –конспект «Мы – друзья планеты» (педагогическая копилка) | Костюмы героев, рогатка, гирлянда из консервных банок, свисток | Знать правила поведения в природе. |
Самостоятельная деятельность (март)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | Чтение |
1 неделя | Беседа о лекарственных травах | Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" | Аппликация «Подорожник», «Ромашка» | Уход за рассадой мелисы | Чтение познавательных рассказов о лекарственных растениях и их пользе в жизни человека |
2 неделя Дидактические игры: «Отгадай название цветка» Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» | Беседа "Мой любимый цветок" Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений | Опыт "Что любят растения»,"Как развивается растение" | Рисование "Поляна цветов" | Подготовка семян цветов для посадки в ящики | Чтение экологических сказок |
3 неделя Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?» Игра "Что ты сделал доброе для природы?" | Беседа на тему: « Растения просят помощи» | Работа с энциклопедической литературой | Создание Красной книги в группе | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). | |
4 неделя |
|
Образовательная деятельность (апрель) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Весна идет» | Закрепить основные приметы весны. Учить сравнивать времена года. Познакомить с народными приметами – фольклор. | План – конспект «Весна идет» (педагогическая копилка) | Иллюстрации и картины о весне | Знать основные приметы весны |
2 неделя «Лесная сказка» | Закрепить знания детей о лесе и его обитателях | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр.97 | Книга Д. Мамина– Сибиряка Лесная сказка (экологическая) | Знать о лесе и его обитателях |
3 неделя «Лес - как пример сообщества» | Дать детям сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 3 - 5 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. | См. Н.А. Рыжова «Кто в доме природы живёт» материалы блока « Лес». Хрестоматия для детского сада. Стихи о природе. Стр.97. | Иллюстрации, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова Картинки обитателей леса | Знать обитателей леса нашей местности. |
4 неделя «Веточки» (тополь, береза, сосна) | Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Обогащать словарь | «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Т.М. Бондаренко, стр. 106 | Ветки тополя, березы, ели; картинки с изображением времен года | Узнавать деревья по их веткам, различать по их признакам |
Самостоятельная деятельность (апрель)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Сл. игра «Придумай ласковые слова» | Рассматривание иллюстраций и картин о весне Разучивание народных закличек, примет о весне, загадка, превращение детей в художников | Наблюдение за распусканием листьев на ветвях (экспериментальная работа). прослушивание мелодий «Времена года». | Рисунок «Весна» | Чтение народных закличек, примет о весне Рассказ “Весна пришла” Скрябицкого |
2 неделя Игра – имитация «Звериная зарядка» д/и «Найди детеныша» «Кто где живет», «Кто что ест» | Рассматривание иллюстраций в книге Пересказ сказки Театр на фланелеграфе « Маша и медведь» | Опыт «Как звери меняют шубку» | Рисование «Животные в лесу» (трафарет) | стихи о лесе разных авторов С. Погореловский, «Лес», |
3 неделя п/и «У медведя во бору» д/и «Пищевые цепочки в лесу» | Настольный театр «Снегурушка и лиса» | Слайды «Обитатели наших лесов» | Лепка «Заяц – длинные уши» | Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?», Н. Носов «Лисята» |
4 неделя Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – Круглый год», Лото «С какого дерева листочек» | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. | А. Майков «Кроет уж лист золотой», И. Токмаков «Сосны» |
Образовательная деятельность (май) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Насекомые» | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть | Демонстрационный материал из серии « Знакомство с окружающим миром», «Насекомые» | Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых | Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения и правильно называть |
2 неделя «Цветущие деревья» | Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | План – конспект «Цветущие деревья»(педагогическая копилка) | Экскурсия в плодовый сад в период цветения | Знать и различать цветущие деревья |
3 неделя «Нужны все на свете» ( Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. | Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом» (педагогическая копилка) | Костюмы по сценарию | |
4 неделя | Диагностика экологических качеств |
Самостоятельная деятельность (май)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Игра «Охотники» (классификация животных, птиц) | Рассказы детей с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. | Работа с энциклопедией «Зеленая планета» | Коллективная работа «Кто в доме живет» (природа) Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" | Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" |
1 неделя Дидактические игры: «Найди насекомое по описанию» | Наглядный материал «Насекомые в картинках» составление рассказа Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций и составление рассказа | Работа с энциклопедией «Насекомые» Наблюдения за насекомыми (сачки, коробочки – садки для насекомых). | Лепка «Насекомые» Рисование "Божья коровка" | Чтение стихотворений М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") |
2 неделя Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар» | Беседа о яблони, вишни, сирени. | Коллаж «Цветущий сад» (коллективная работа) | ||
3 неделя | Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом» | |||
4 неделя | Диагностика экологических качеств |
Учебно-тематический план (подготовительная группа)
№п\п | неделя/ месяц | Тема | количество/ продолжительность |
1 | Сентябрь, 1-я неделя | Диагностика экологического развития | 1/25 мин |
2 | Сентябрь, 2-я неделя | «Что такое природа?» | 1/25 мин |
3 | Сентябрь, 3-я неделя | «Наш дом – природа» | 1/25 мин |
4 | Сентябрь, 4-я неделя | «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха» | 1/25 мин |
5 | Октябрь, 1-я неделя | «Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром» | 1/25 мин |
6 | Октябрь, 2-я неделя | «Чистый и загрязнённый воздух» | 1/25 мин |
7 | Октябрь, 3-я неделя | «Солнечная система. Солнце – источник света и тепла» | 1/25 мин |
8 | Октябрь, 4-я неделя | «Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе» | 1/25 мин |
9 | Ноябрь, 1-я неделя | «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | 1/25 мин |
10 | Ноябрь, 2-я неделя | «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | 1/25 мин |
11 | Ноябрь, 3-я неделя | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)» | 1/25 мин |
12 | Ноябрь, 4-я неделя | «Водные растения и животные. Загрязнение водоемов» | 1/25 мин |
13 | Декабрь,1-я неделя | «Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | 1/25 мин |
14 | Декабрь,2-я неделя | «Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека» | 1/25 мин |
15 | Декабрь,3-я неделя | Экологический вечер развлечений: «Солнце, воздух и вода» | 1/25 мин |
16 | Декабрь,4-я неделя | «Песок и глина» | 1/25 мин |
17 | Январь,1-я неделя | Каникулярный период | 1/25 мин |
18 | Январь,2-я неделя | Диагностика экологических качеств | 1/25 мин |
19 | Январь,3-я неделя | «Свет и цвет» | 1/25 мин |
20 | Январь,4-я неделя | «Волшебный круг». | 1/25 мин |
21 | Февраль,1-я неделя | «Откуда радуга берется?». | 1/25 мин |
22 | Февраль,2-я неделя | «Как увидеть и услышать электричество» | 1/25 мин |
23 | Февраль,3-я неделя | «Электроприборы» | 1/25 мин |
24 | Февраль,4-я неделя | «Магнит – фокусник» | 1/25 мин |
25 | Март, 1-я неделя | «Солнце, Земля и другие планеты» | 1/25 мин |
26 | Март, 2-я неделя | «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | 1/25 мин |
27 | Март, 3-я неделя | «Живые камни» | 1/25 мин |
28 | Март, 4-я неделя | «Стекло и металл» | 1/25 мин |
29 | Апрель, 1-я неделя | «Бумага, древесина, ткань» | 1/25 мин |
30 | Апрель, 2-я неделя | «Этот загадочный космос» | 1/25 мин |
31 | Апрель, 3-я неделя | «Земля, с днем рождения тебя!» | 1/25 мин |
32 | Апрель, 4-я неделя | КВН «Природа: живая, неживая» | 1/25 мин |
33 | Май, 1-я неделя | «Экологическая тропинка» | 1/25 мин |
34 | Май, 2-я неделя | «Человек - живой организм» | 1/25 мин |
35 | Май, 3-я неделя | Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | 1/25 мин |
36 | Май, 4-я неделя | Диагностика экологических качеств | 1/25 мин |
Взаимодействие с родителями воспитанников
№ | Мероприятие | форма | срок |
1 | Роль природы в воспитание ребенка | Информационный стенд | сентябрь |
2 | Игры с детьми в природе | Практикум | октябрь |
3 | Вода вокруг нас | Буклеты, памятки | ноябрь |
4 | Обитатели почвы | Детско-родительский проект | декабрь |
5 | Знай и береги | Родительское собрание | январь |
6 | Знай, люби и береги | Консультация | февраль |
7 | Камни, какие они бывают | Практикум | март |
8 | Природа – живая, неживая | КВН | апрель |
9 | В мире чудесной природы | Праздник | май |
Образовательная деятельность (Сентябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя | Диагностика экологических качеств | |||
2 неделя «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | « Поговорим … о природе» Н.А. Рыжова, И. Быстрова | материалы из экспериментальной зоны (наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток ) Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. | Знать понятие живая – неживая природа. Умение детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. |
3 неделя «Наш дом – природа» | Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. | «Кто какого цвета» Н.А. Рыжова, | Занятие на экологической тропе Размещение бумажных бабочек, гусениц и др. насекомых на тропе. | Имеет представление о том, что в природе всё взаимосвязано. |
4 неделя «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | См. Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.15 Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. | Иметь представление о воздухе и ветре |
Самостоятельная деятельность (Сентябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая |
2 неделя Дидактические игры «Живая – неживая природа» «Найди по описанию» | Придумать загадки | Рассмотреть под лупой камни, песок, глину | Рисование «Живая – неживая природа» (рисунок дома – природы и обычного дома) | « Построй дорогу из камней» «Построим город из песка» (на прогулке) |
3 неделя Дидактическая игра «Природа и человек» | Рассказ о живой и неживой природе | Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. | Коллективная работа «Природа - наш дом» (рисунок) | Уборка на экологической тропе |
4 неделя Игра «Расскажи и покажи» | Впечатления, рассказы детей о свойствах воздуха | Опыт «Движение воздуха» | Рисование ветра пальчиками | Изготовление вертушек |
Образовательная деятельность (Октябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. | Познакомить детей с семенами, имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их. | См. Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51 | Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. | Знать какие семена распространяются ветром |
2 неделя Чистый и загрязнённый воздух | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Рассказ « Экологическая тревога. «Дымоловка» из книги А.Дитрих « Почемучка» | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Сказочный герой Карлсон. | Значение чистого воздуха для здоровья |
3 неделя Солнечная система. Солнце – источник света и тепла. | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем. | Энциклопедия для дошкольников «Космос», конспект (педагогическая копилка) | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения, шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли | Иметь представления о строении Солнечной системы. |
4 неделя Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. | См. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» | Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) | Знать роль солнечного света в жизни растительного и животного мира. |
Самостоятельная деятельность (Октябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Д/ и «Выбери летающие семена» Игра - имитация «Перекати поле» | Сказка «Крылышки» | Опыт «Летающие семена» | Лепка «Поделка из семян» Модель перекати – поля из сухих травинок и веточек в виде шара | Стихи о цветах |
2 неделя Театрализация «Вот труба – над нею дым» | Отгадывание загадок Карлсона | Работа с иллюстративным материалом, опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Плакат – коллаж «Берегите нашу планету» | Стих о загрязненном воздухе «Вот труба – над нею дым» |
3 неделя Д / «»Солнечная система | Рассказ о солнечной системе | Энциклопедия для дошкольников «Космос», | Аппликация «Космическое небо» | Стихи о космосе |
4 неделя Д/ и «Свет», «Что случится если…» | Беседа о роли солнца в нашей жизни | Работа с иллюстративным материалом Презентация «Роль света в жизни растений, животных, человека». | Рисование «Солнышко в нашей жизни» | Стихи о солнце |
Образовательная деятельность (Ноябрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | См. Н.А. Рыжова « Волшебница вода» стр.6 | Экскурсия к ближайшему водоёму. Пластиковые бутылки для воды. | Знания детей о воде и ее значение в нашей жизни. |
2 неделя «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Загадки о воде и её состоянии. См. Н.А. Рыжова « Волшебница вода» стр.11 | Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. | Знать разнообразие состояний воды в окружающей среде. |
3 неделя «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Стихотворение Г. Люшнина « Капелька» См. Н.А. Рыжова « Волшебница вода» стр.25 | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти | Знать что такое круговорот воды в природе |
4 неделя «Водные растения и животные. Загрязнение водоемов» | Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу. | См. Н.А. Рыжова « Волшебница вода» стр.31 | Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. | Какую роль играет вода в жизни растений и животных |
Самостоятельная деятельность (Ноябрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Дидактическая игра. « Какой вода бывает?» | Рассказ или история о водоемах | Работа с энциклопедической литературой | Макет «Жители морей» | Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" |
2 неделя Игра "Как сосулька превратилась в воду" Дидактическая игра "Вода" | «Взаимодействие воды и снега» рассказ | Опыт с водой Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) | Рисование «Капелька» | Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" |
3 неделя « Что растёт в воде?» Игра "Мы весёлые рыбки", "Зачем лягушке такие лапки" | Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. | Опыт "Кто живёт в воде" | Лепка "Рыбка" Аппликация "Аквариум" (коллективная) | Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" |
4 неделя Игровая ситуация «Если Маша и ее друзья смогут помочь…» | Придумать послание «потомкам» | Практическое занятие « Мыльные пузыри» | Рисунок «Что его ждет?» | Экосказка «История одного пруда» Н. Рыжовой |
Образовательная деятельность (Декабрь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | См. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Н.А. Рыжова «Не просто сказки», рассказ « Почва- « живая земля» | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. | Знать, что такое почва |
2 неделя Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. | И. Белавина, « Планета - наш дом», стр. 24« Почва» | Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. | Знать значение почвы для жизни растений, животных, человека. |
3 неделя | Экологический вечер развлечений: «Солнце, воздух и вода» | |||
4 неделя «Песок и глина» | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | Т.Н. Зенина «Ознакомление дошкольников с природными объектами», стр.7 | Емкости с почвой: земля, камни, песок, глина, сосуд с водой. Глина сухая и мокрая, лупы, салфетки – влажные на каждого ребенка. | Знать свойства песка и глины, умение сравнивать материалы, правильно называть их особенности. |
Самостоятельная деятельность (Декабрь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Д/и «Почва – какая она?» | Рассказ детей о земле | Рассмотреть состав земли | Изготовление макета «Земля» | Рассказ «Почва – живая земля», Н.А. Рыжова |
2 неделя Инсценировка «Подземный царь» | Придумать истории об обитателях почвы | Работа с энциклопедическим материалом | Лепка обитателей почвы | Сказка «Путешествие в подземное царство» Н.А. Рыжова |
4 неделя Д/ и «Угадай, что из чего?» | Беседа «Животные и песок» | Провести опыт: сравнить свойства песка и глины | Из глины слепить игрушки, посуду | Рассказ «Мастера» |
Образовательная деятельность (Январь) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя | Каникулярный период | |||
2 неделя | Диагностика экологических качеств | |||
3 неделя «Свет и цвет» | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование –М., 2005 г., с.63. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | Иметь представление о солнечной энергии и особенностях ее проявления. |
4 неделя «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.151. | Цветовой волчок или юла. | Умение делать выводы, выдвигать гипотезы |
Самостоятельная деятельность (Январь)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная |
3 неделя Д/и «Свет и цвет» «Как узнать?» | Отгадывание загадок | Работа с энциклопедией | Оформить альбом «Свет» из детских работ |
4 неделя Д /и «Выбери нужное» | Сочинение стихов | Работа с энциклопедией | Изготовление волчка из подручных средств |
Образовательная деятельность (Февраль) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Откуда радуга берется?». | Развивать аналитические способности детей. Познакомить с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование –М., 2005 г., с.63. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | Иметь представление о солнечной энергии и особенностях ее проявления. |
2 неделя «Как увидеть и услышать электричество» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка; шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Иметь представление об электричестве |
3 неделя «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы | Иметь опыт безопасного использования электрических приборов |
4 неделя «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133 | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки, |
Самостоятельная деятельность (Февраль)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | ||||
1 неделя Д/ и «Семь цветов радуги» | Разучивание стихотворений | Работа с энциклопедией | Рисование радуги | |||||
2 неделя Д/ и «Электрический ток» | Рассказ о безопасности при взаимодействии с электричеством. | Рассматривание альбома «Электрический ток» | Рисование молнии | |||||
3 неделя С.р. игра «Магазин » | Беседа «Электроприборы» | Рассмотреть, как устроен фен | Книжка – малышка (для средней гр.) | Мытье игрушечных бытовых приборов | ||||
4 неделя Д/и «Магнитная дорожка» | Рассказы Магнита | Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» | Лепка предметов, которые могут примагнититься | На прогулке: находить предметы, к которым притягивается магнит | ||||
Образовательная деятельность (Март) | ||||||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат | ||||
1 неделя «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг.гр.), с.19. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.с.39. Гризик Т.И. Познаю мир. –с.136. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.с.15 | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Иметь представления о строении Солнечной Системы | ||||
2 неделя «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Литература Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23 | Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений».фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. | Иметь представление о том какие бывают камни и их использование | ||||
3 неделя «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь | Иметь представление о происхождении камней | ||||
4 неделя «Стекло и металл» | Познакомить детей со стеклом и металлом; учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, прочность, хрупкость)Способствовать умению определять материал, из которого сделан предмет | Конспект «Стекло и металл» (педагогическая копилка) | Предметы из стекла и металла | Знать свойства материалов и их использование |
Самостоятельная деятельность (Март)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Трудовая | Чтение | |||||
1 неделя Д/и «Мир вокруг нас» | «Загадки - отгадки» | Работа с энциклопедическим материалом | Рисование «Другие планеты» | Познавательные рассказы, истории из энциклопедии | ||||||
2 неделя Кроссворды | Беседа по сказке | Рассмотреть камни через лупу, попробовать на прочность | Нарисовать иллюстрации к сказке | Собрать коллекцию камней | И.Н. Рыжов экосказка «О чем шептались камешки» 1 часть | |||||
3 неделя Строительные игры (строительство и украшение построек) | Беседа по сказке - продолжить | Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства) | Выкладывание рисунков из камней | Нарисовать иллюстрации к сказке (дополнить) | И.Н. Рыжов экосказка «О чем шептались камешки» 2 часть | |||||
4 неделя д/и «Из чего сделан предмет» «Ящик ощущений» | Беседа «Поделись опытом» | Опыт со стеклом и металлом Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов | Коллаж «Стекло и металл» | Познавательные рассказы, истории из энциклопедии | ||||||
Образовательная деятельность (Апрель) | ||||||||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат | ||||||
1 неделя «Бумага, древесина, ткань» | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | Конспект «Что из чего?» (педагогическая копилка) | Предметы из бумаги, дерева, ткани | Уметь сравнивать предметы, пользоваться различными материалами и инструментами. | ||||||
2 неделя «Этот загадочный космос» | Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском саду. Экология с.163. | Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей. | Иметь представления о символике созвездий, профессии космонавта. | ||||||
3 неделя «Земля, с днем рождения тебя!» | Уточнить представления о жизни на земле. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету, что она является общим домом и ее надо беречь | С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», с.66 Гризик Т.И. Познаю мир, с.112. | Глобус (или большая физическая карта полушарий), картины или слайды с изображением разных зон Земли – тундры, пустыни, горной местности, леса и др. | Знать, что Земля единственная планета в солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных и людей | ||||||
4 неделя | КВН «Природа: живая, неживая» |
Самостоятельная деятельность (Апрель)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная |
1 неделя Д/и «Что из чего?», «Бумажный, деревянный, тканевый» | Беседа «Живая планета» | Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов Опыт с бумагой, древесиной | Изготовление поделок, построек Аппликация из ткани "Полянка цветов" |
2 неделя | Выучить стихи о космосе | Рассмотреть модель «Планеты» Работа с энциклопедическим материалом | «Звездное небо» коллаж (коллективная работа) |
3 неделя Д/и «Опиши, мы отгадаем».«Угадай, что в руке».«Чего не стало». | Сочинить сказку о Земле | Работа с энциклопедическим материалом | Поздравительная открытка для Земли с пожеланиями |
Образовательная деятельность (Май) | ||||
Тема | Содержание | Программно – методическое обеспечение | Материалы, оборудование, предметно – развивающая среда | Ожидаемый результат |
1 неделя «Экологическая тропа» Целевая прогулка по экологической тропе | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | Конспект «Мы и природа» (педагогическая копилка) | Перчатки, грабли, носилки | Знать и уметь, как правильно общаться с природой |
2 неделя «Человек - живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Конспект «Мы и природа» (педагогическая копилка) | Плакат «Организм человека» Фартук – макет | Иметь представления о некоторых органах и правильного «ухода » за ними |
3 неделя «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. | Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7лет, стр. 44 | Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка. Засушенные растения, картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края». | Знать элементарные представления о лекарственных растениях, их сборе, хранении и применении |
4 неделя | Праздник «В мире чудесной природы» |
Самостоятельная деятельность (Май)
Игровая | Коммуникативная | Познавательно - исследовательская | Продуктивная | Чтение |
1 неделя Игра "Что будет, если…" Игра "Опиши, а мы отгадаем" | Беседа | Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" | Рисунок «Как я потрудился» | Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" |
2 неделя Дидактическая игра "Валеология" Игра "Угадай на вкус" | Беседа о потребностях человека Язычок- помощник | Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Беседа о потребностях человека | Гимнастика для глаз | К. Чуковского «Мойдодыр» |
3 неделя Игровая ситуация «Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" | Беседа о лекарственных травах | Рассматривание иллюстраций с растениями Презентация «Лекарственные растения» | Альбом «Лекарственные растения» (из рисунков детей) | Стихи о травах |
Список использованной литературы
- Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.-М.: Мозайка-Синтез
- Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 152 с. : цв. вкл.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки и праздники ) – «Линка - пресс», 2002
- Николаева С. Н. ознакомление дошкольников с неживой природой – М. 2003
- Пособие по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» под редакцией Рыжовой Н.А., М., 1998
- Т.А. Шорыгина Беседы о воде в природе – М. 2008
- Т.Н. Зенина Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами ( подготовительная группа) – М., 2008
- Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет – Воронеж, 2004
- Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23
- Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
- Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.
- Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Юный эколог"
План кружка...
Кружок "Юный эколог"
Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....
Кружок "Юный эколог"
Цели и задачи экологического кружка· подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...
Кружок Юный Эколог
Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется. Лес — это прежде всего сложное растительное сообщество. Ведущая роль среди зеленого населен...
Кружок "Юный эколог"
Цель кружка: формировать у детй осознанное познание взимосвязей всего живого и неживого в природе....
Кружок "Юный эколог"
Данный материал включает в себя: пояснительную записку и перспективное планирование на учебный год....
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...