ИГРОВОЙ КВЕСТ «ДОРОГОЙ ДОБРЫХ ДЕЛ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми предшкольного возраста
с задержкой психического развития
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Технология проблемного обучения в исследовательской деятельности.
Игровые технологии.
Здоровье-сберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
ЦЕЛЬ: расширение представлений дошкольников о свойствах воздуха.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные
· стимулирование развития интереса к разнообразию объектов окружающего мира, любознательности и познавательной мотивации;
· формирование познавательных действий, становление сознания;
· формирование системного способа исследовательского типа мышления;
· обучение умению делать элементарные выводы
· обогащение активного словаря за счет прилагательных: воздушный, зеркальный, бумажный, прозрачный, бесцветный, невидимый; существительных: воздух, вес;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· формирование основы информационной культуры детей, их личности.
Коррекционно-развивающие
· развитие когнитивно-познавательной сферы;
· развитие познавательных процессов и функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
· увеличение резервов здоровья: развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.
Коррекционно-воспитательные
· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
· познавательное развитие;
· социально-коммуникативное развитие;
· физическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми предшкольного возраста
с задержкой психического развития
ИГРОВОЙ КВЕСТ «ДОРОГОЙ ДОБРЫХ ДЕЛ»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Технология проблемного обучения в исследовательской деятельности.
Игровые технологии.
Здоровье-сберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
ЦЕЛЬ: расширение представлений дошкольников о свойствах воздуха.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные
- стимулирование развития интереса к разнообразию объектов окружающего мира, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- формирование системного способа исследовательского типа мышления;
- обучение умению делать элементарные выводы
- обогащение активного словаря за счет прилагательных: воздушный, зеркальный, бумажный, прозрачный, бесцветный, невидимый; существительных: воздух, вес;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- формирование основы информационной культуры детей, их личности.
Коррекционно-развивающие
- развитие когнитивно-познавательной сферы;
- развитие познавательных процессов и функций: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- увеличение резервов здоровья: развитие тонкой моторики руки и общей координации движений.
Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Складывание вееров из цветной бумаги.
Наблюдение за листьями и ветвями деревьев в ветреную погоду.
Чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», просмотр мультфильма «Айболит» и кинофильма «Айболит – 66».
Рисование героев рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Беседа «Добрые дела».
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационный: цветовой фонарь, почтовая коробка, кусочки бумаги, стаканы, салфетка, 2-а таза с водой, торт из бумаги, бумажный бутон, кисточки, коробочка с надутым воздушным шариком в котором лежит винтик, градусник, бумажное зеркало, тоннель (производства АЛЬМА), лента, приклеенная на пол.
Раздаточный: воздушные шары
Для опыта № 1 - целлофановые пакеты, зубочистки.
Для опыта № 2 - трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Для опыта № 4 – веера.
Техническое оснащение: видео проектор и экран.
Музыкальное сопровождение: песня из мульфильма «Приключения Незнайки» «Дорогою добра»
ХОД
Воспитатель (Т.В.):
-Ребята, сегодня у нас будут необычные гости. А чтобы узнать, кто они надо отгадать загадки:
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек
Гуслю, Пончика, Незнайку…
Кто есть кто – ты отгадай-ка!
- Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается
Всех лечить старается.
- Этот – мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.
- Эти двое малышей
Механики отличные
Все могут сделать и быстрей
И лучше заграничного.
1 слайд - при отгадывании загадок появляются герои: Тюбик, Пилюлькин, Винтик и Бармалей
Воспитатель (Т.В.):
- Посмотрите на экран. Вот наши славные друзья. Но взгляните, кто-то здесь появился лишний. Кто же это?
Дети:
- Бармалей.
Воспитатель (Т.В.):
- Верно, но Бармалей разве жил в Цветочном городе вместе с коротышками? Из какой сказки Бармалей? (ответ детей)
Воспитатель (Т.В.):
- Правильно. Надо его туда вернуть.
2 слайд - Бармалей крупным планом, голос Бармалея:
- Я - кровожадный, беспощадный, я – злой разбойник Бармалей. Вы не хотите меня оставить в Цветочном городе, поэтому я накажу коротышек, отниму у них вещи, без которых они не смогут наслаждаться жизнью и спрячу их в сказочной стране. Вам их будет не найти.
3 слайд - предметы, которые забрал Бармалей исчезают
Воспитатель (Т.В.):
- Ребята, давайте сделаем доброе дело: поможем коротышкам отыскать их вещи. А для этого отправимся в сказочную страну. Отгадайте, на чем мы туда доберемся:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
4 слайд - воздушный шар
Физ. минутка:
На воздушном шаре прокатиться,
Чтоб стрелой ворваться в небеса.
Дайте с высоты мне, словно птице,
Поглядеть на горы и леса!
Мы летим над озером, над лугом,
Сбылись наши смелые мечты!
И дома, знакомые друг другу,
Узнаются с птичьей высоты.
5 слайд (бумажный замок)
Воспитатель (Т.В.):
-Вот мы и прилетели в сказочную страну. И попали в бумажный замок, где нас встречает Бумажная Королева.
Бумажная королева (Н.В.):
- Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в бумажную страну! Какая беда у вас приключилась?
Дети:
- Бармалей спрятал у коротышек инструменты, мы должны им помочь вернуть их.
Бумажная королева (Н.В.):
- Бармалей здесь был и оставил для вас письмо. Какое странное письмо! Оно очень холодное! И в нем ничего не написано. (Воспитатель показывает детям письмо) Я поняла, у Бармалея злое, холодное сердце, поэтому буквы замерзли, стали как льдинки прозрачными и нам их не видно. Нам надо согреть письмо!
- Ребята, вас можно назвать добрыми?
Дети:
- Да!
Бумажная королева (Н.В.):
- Давайте поделимся добротой и теплом своих сердец с зайчиком (игрушка). Спрячем письмо в кармашек теплому зайчику, письмо согреется. Буквы тогда проявятся на бумаге, и мы сможем прочитать его.
Кладут письмо в кармашек зайчику. На письме от тепла (в зайце теплая грелка) проявляются буквы.
Письмо от Бармалея:
Я злой и страшный Бармалей!
Я спрятал кисти от детей!
А кисти вы тогда найдете,
Когда весь тортик соберете!
А торт усыпан весь цветами,
А дальше догадайтесь сами!
Бумажная королева (Н.В.):
- У меня был красивый торт, а Бармалей кусочки торта спрятал, вам надо собрать торт из кусочков, но так, чтобы цифры на торте шли друг за другом. С какой цифры надо начинать?
Дети:
- С цифры 1.
Дети расставляют куски торта по порядку и собирают торт в единое целое.
Бумажная королева (Н.В.):
- Посмотрите, ребята, какой красивый торт у нас получился, не торт, а целая поляна цветов! Ребята, а из чего распускаются цветы?
Дети:
- Из бутонов!
Бумажная королева (Н.В.):
- Вот мы отгадали, куда спрятал ключ Бармалей! В бутоны! Вот они бутоны.
Дети и воспитатель рассматривают бумажные бутоны.
Бумажная королева (Н.В.):
- Ребята, а какие условия нужны, чтобы бутоны раскрылись в красивые цветы?
Дети:
- Солнце, вода, тепло!
Бумажная королева (Н.В.):
- А у меня, как раз, здесь есть тазик с водой, давайте опустим бутоны в воду и посмотрим, что с ними произойдет!
Дети опускают бумажные бутоны в воду, они раскрываются, а в серединке раскрывшихся бутонов лежат геометрические фигуры. Это ключи. Детям надо определить, какой ключ будет подходить к шкатулке. Шкатулка желтая, значит, будет подходить желтый ключ, на замке круг, значит, шкатулку можно открыть желтым круглым ключом. Открываем шкатулку, а там лежат кисточки Тюбика!
Бумажная королева (Н.В.):
- Какие вы молодцы. Держите кисти и отправьте их Тюбику. До свиданья.
Воспитатель (Т.В.):
- Чтобы отправиться дальше мы должны перепрыгнуть через ручей, пройти по тонкому мосту над пропастью и проползти сквозь туннель.
Дети проходят полосу препятствий.
6 слайд (зеркальный замок)
Воспитатель (Т.В.):
- Вот мы и пришли в зеркальный замок. Но что это, ребята? Посмотрите, здесь осколки разбитого зеркала. Давайте их сложим в целое зеркало (собирают пазлы зеркала)
7 слайд - появляется зеркало
- Спасибо, ребята, вы помогли мне. Злой Бармалей разбил меня, а вы собрали в единое целое. Что вы делаете в сказочной стране?
Дети:
- Мы помогаем коротышкам отыскать предметы, которые спрятал злой Бармалей.
Воспитатель (Т.В.):
- Градусник Бармалей спрятал в зеркальном замке.
Дети берут градусник и кладут его в коробку, благодарят зеркало.
Воспитатель (Т.В.):
- Давайте продолжим наш путь.
Полоса препятствий.
Воспитатель (Т.В.):
- Мы пришли в воздушный замок.
8 слайд (воздушный замок).
Воспитатель (Т.В.):
– Ребята, посмотрите, это же Повелительница Воздуха.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Здравствуйте, друзья. Вы попали ко мне в воздушную страну. Вокруг нас много воздуха. А зачем он нужен?
Дети:
- Мы дышим воздухом.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Правильно, а о том, какой он – воздух, давайте узнаем.
Опыт №1 (фронтальный) «Где спрятался воздух? »
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
- Значит, воздух, какой? (невидимый)
- Давайте поймаем воздух.
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
- Закрутите пакеты.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг)
- Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
- А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим)
- Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый)
- Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
- Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
- Что вы чувствуете? (шипение)
- Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
- Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2 (фронтальный) «Как увидеть воздух? »
- Подуйте через трубочку на свою ладошку.
- Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок)
- Воздухом мы дышим через нос и через рот, а потом его выдыхаем.
- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
- Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
- На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)
- Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
- (Воздушные пузырьки поднимаются вверх)
- Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт №3 (демонстрационный) «Воздух - невидимка»
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4 (фронтальный). «Движение воздуха»
- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
- На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта)
- А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор)
- Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки. Положить их на край стола и резко взмахнуть над ними веером.
- Что произошло?
- Кусочки бумаги разлетелись, хотя до нее никто не дотрагивался. Почему это произошло?
- Возьмите веера и помашите ими в лицо.
- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется)
Вывод: Воздух движется.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Давайте повторим, какими свойствами обладает воздух.
Дети:
- Воздух прозрачный, невидимый, он движется, легче воды, не имеет формы.
- Вы правильно назвали свойства воздуха и у меня для вас есть сюрприз….
Показывает красивую коробочку, а в ней надутый воздушный шарик.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Ребята, почему шарик такой круглый, чем он наполнен?
Дети:
- Воздухом.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Правильно. А что произойдет, если я проткну шарик?
Дети:
- Он лопнет и из него выйдет весь воздух.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Проверим?
Протыкает шар зубочисткой (для безопасности шар лежит в коробке), шар лопается и наружу вылетает винтик.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Вот вам винтик, верните его коротышкам. А за то, что вы так хорошо запомнили свойства воздуха, я подарю вам воздушные шары, они помогут вам вернуться назад в детский сад.
Повелительница Воздуха дарит детям шары.
Повелительница Воздуха (Н.А.):
- Теперь прощайте.
Дети благодарят, прощаются.
Воспитатель (Т.В.):
-Ну, вот мы и нашли все вещи коротышек. Давайте их заберем в детский сад и отправим по почте в Цветочный город.
Градусник, винтик и кисточки лежат в коробке для посылок.
Воспитатель (Т.В.):
-А теперь возвращаемся обратно в детский сад.
Песня "Дорогою добра" (движения и перестроения под песню)
Воспитатель (Т.В.):
- Вот мы и вернулись в детский сад.
-Где же мы были? - Кому помогли? (ответы детей)
-Посмотрите, как много добрых дел мы совершили. Давайте всегда стараться делать только добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...
КВЕСТ "ДОРОГОЮ ДОБРА"
В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверж...
Квест "Дорогою Добра"
Квест для детей...
Игровая ситуация дорогою добра
формировать у детей представление о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости; способствовать нравственному воспитанию личности ребенка в процессе совместной деят...
СЦЕНАРИЙ КВЕСТА «Дорогою добра». (развлечение для детей старшего дошкольного возраста)
СЦЕНАРИЙ КВЕСТА «Дорогою добра».(развлечение для детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект занятия «Повышение активно-сти родителей по формированию у до-школьников навыков безопасного поведе-ния на дороге посредством игровой дея-тельности. Тема: Деловая игра «Дорога добра», ма-стер-класс
Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.Задачи:— активизировать родителей дете...
Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности «Лучики добра» в старшей группе на тему «Квест-игра Дорогою добра»
Цель: Обобщение представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Совершенствование навыков доброго общения со сверстниками и взрослыми. Создание положительного эмо...