Формирование нравственной культуры средствами декоративного рисования
консультация по окружающему миру на тему

Курчукова Евгения Вячеславовна

Формирование нравственной культуры средствами декоративного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurchukova.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственной культуры

 средствами декоративного рисования»

Автор:

Курчукова  Евгения Вячеславовна,

воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад № 351

комбинированного вида»

Проблема развития творческой деятельности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В Федеральном государственном образовательном стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».[4]

В концепции духовно-нравственного воспитания раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе образовательной деятельности, в партнерских отношениях с семьей. [4]

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Формирование духовно-нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. [2].

С решением задач нравственного воспитания тесно связана изобразительная деятельность. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.

Народное искусство несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

Через знакомство воспитанников с богатством родного края в соединении с обучением декоративному рисунку происходит воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности.

Работая по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [5]., мы знакомим детей с народной росписью (хохлома, городецкая, жостово и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская др.). А так же, учитывая региональный компонент, мы знакомим детей с матрёшкой из села «Подгородка», с урало-сибирской росписью.

Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.

Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы посуды, игрушек, и, наконец, по возможности - украшение объемных форм.

В течении учебного года  знакомим родителей с нашими успехами. Устраиваем выставки детских работ в приемной, где родители могут оценить творческие способности детей, а также рассказываем на родительских собраниях о необходимости развития у детей познавательного интереса к декоративному рисунку.

Организовываем индивидуальные консультации, беседы, даем рекомендации, создаем информационные стенды, проводим конкурсы совместных работ детей и родителей, анкетирование по вопросам изодеятельности.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративной росписи, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Формируя устойчивый интерес к декоративному рисунку, мы воспитываем уважение к народным традициям, а это благотворно влияет на духовно-нравственное развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...