«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Платонова Наталья Александровна

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

 

Идея воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. В переводе с древнегреческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Взрослым людям, воспитанным на таких принципах, как «Человек – царь природы», сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда – на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому. В нашей стране в последние годы появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. Последний из них был разработан в 2000 году: проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ», в котором дошкольникам был посвящён целый раздел. В нём особо подчёркивалась важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей, всеми доступными средствами. Прежде всего, мы должны уделить внимание следующим вопросам.

·  Формированию понимания самоценности природы;

·  Осознанием ребёнка себя как части природы;

·  Воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

·  Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

·  Пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из взаимосвязей ведёт за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

·  Понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;

·  Формированию у детей понимания сохранить окружающую среду, осознанию или взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

·  Усвоению основ экологической безопасности;

·  Усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

·  Формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Современные  дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. «Природу», по их мнению, можно увидеть лишь в деревне, на даче, в лесу. Многие воспитатели отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь» - за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.

Но ведь экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой. Да и можно ли любить то, чего боишься?

Поэтому наш детский сад стремится, как можно чаще выводить своих воспитанников в ближайшие зелёные зоны, создаёт соответствующие условия на территории детского сада, в группах; учит детей видеть необычное в обычном, обращать внимание на туман, дождь, деревья, жучков, которые окружают нас ежедневно.

·  Проведение викторины.

Задание родителям «Придумайте загадку».

На каждый стол кладётся чудесная коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звёздах, рыбах, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный – дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: «Белые лепестки, жёлтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.

Игровое упражнение для детей «Как вести себя в природе?».

Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе. Это могут быть следующие ситуации: «Не разоряй муравейники», «Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко», «Не руби деревья», «Не убивай лягушек, жаб, змей – они полезны», «Не сбивай ногами не съедобные грибы, они нужны лесу» и т.д.

Задание родителям «Придумайте напоминающие знаки».

Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которому нужно сделать черно-белый набросок знака, напоминающее то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.

·  «Бережливым будь с водой, как только воду взял, хорошенько кран закрой».

·  «Не бросай в водоёмы мусор и разный хлам».

·  «Не жги костры».

·  «Не лови насекомых».

·  «Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны».

·  «Не бери собаку в лес в парк весной и вначале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнёзда, пугают и уничтожают детёнышей животных».

Задание для родителей.

Участникам предлагаются коробки с пазлами «Животный мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картинки и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде подключается взрослый.

 

 

Игровое упражнение для родителей.

На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли: «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», «Горы», «Лес». Родители выбирают из предметных игрушек-животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне и комментирует свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство-ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?».

Задание для детей «Логика в картинках».

По очереди для сидящих на каждом из столов демонстрируется слайдфилимы с заданиями:

·  Расположите по росту – от самого маленького до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, взрослый человек, слон, жираф.

·  «Чья тень?»

        Художник нарисовал только тени животных. Угадайте, каких (конь, ослик, кролик, свинья, кошка с мышкой, собака). Предложить детям вырезать силуэты этих животных, предварительно нарисовав их контур на листе бумаги с проекции слайда.

·  «Помогите вернуть хвосты животным». На слайде у акулы – хвост золотой рыбки; у павлина – лисий; у ящерицы – петуха; у рыбки – ящерицы; у лисы - от скорпиона; у петуха – от акулы; у скорпиона – павлиний.

·  «Кто где живёт?»

Определите, где чей домик: оса вернётся в осиное гнездо; пчела – в соты; паук – в паутину; улитка – в раковину; червячок – в земляную норку; птица – в гнездо; медведь - в берлогу; акула – в море; щука – в реку; лиса – в нору; собака – в конуру; конь – в конюшню.

·  «Кто лишний»

На слайдах – животные джунглей и севера. В джунглях не живёт белый медведь (живут зебра, попугай, носорог, слон, змея, обезьяна). На севере не живёт бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).

·  «Найдите насекомое». Цель задания – первое знакомство с классификацией животных.

Показываются слайды с изображением, например, фламинго, хамелеона, головастика, кузнечика, краба, лягушки. Нужно выбрать и назвать насекомое. Заканчивается викторина исполнением взрослыми и детьми общей песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Идея воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. В переводе с древнегреческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Взрослым людям, воспитанным на таких принципах, как «Человек – царь природы», сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда – на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому. В нашей стране в последние годы появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. Последний из них был разработан в 2000 году: проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ», в котором дошкольникам был посвящён целый раздел. В нём особо подчёркивалась важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей, всеми доступными средствами. Прежде всего, мы должны уделить внимание следующим вопросам.

  Формированию понимания самоценности природы;

  Осознанием ребёнка себя как части природы;

  Воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

  Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

  Пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из взаимосвязей ведёт за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  Понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;

  Формированию у детей понимания сохранить окружающую среду, осознанию или взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

  Усвоению основ экологической безопасности;

  Усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

  Формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Современные  дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. «Природу», по их мнению, можно увидеть лишь в деревне, на даче, в лесу. Многие воспитатели отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь» - за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной.

Но ведь экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой. Да и можно ли любить то, чего боишься?

Поэтому наш детский сад стремится, как можно чаще выводить своих воспитанников в ближайшие зелёные зоны, создаёт соответствующие условия на территории детского сада, в группах; учит детей видеть необычное в обычном, обращать внимание на туман, дождь, деревья, жучков, которые окружают нас ежедневно.

  Проведение викторины.

Задание родителям «Придумайте загадку».

На каждый стол кладётся чудесная коробка с игрушечными животными, растениями и пр. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о цветах, деревьях, бабочках, звёздах, рыбах, чтобы дети могли их отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный – дать описание каких-то характерных особенностей животного или растения. Например: «Белые лепестки, жёлтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.

Игровое упражнение для детей «Как вести себя в природе?».

Детям предлагается из ряда табличек-рисунков выбрать знаки, напоминающие о культуре поведения в природе. Это могут быть следующие ситуации: «Не разоряй муравейники», «Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко», «Не руби деревья», «Не убивай лягушек, жаб, змей – они полезны», «Не сбивай ногами не съедобные грибы, они нужны лесу» и т.д.

Задание родителям «Придумайте напоминающие знаки».

Родителям предлагаются на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которому нужно сделать черно-белый набросок знака, напоминающее то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.

  «Бережливым будь с водой, как только воду взял, хорошенько кран закрой».

  «Не бросай в водоёмы мусор и разный хлам».

  «Не жги костры».

  «Не лови насекомых».

  «Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны».

  «Не бери собаку в лес в парк весной и вначале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнёзда, пугают и уничтожают детёнышей животных».

Задание для родителей.

Участникам предлагаются коробки с пазлами «Животный мир планеты». Необходимо быстро собрать сюжетные картинки и составить небольшие рассказы о животных. К каждой команде подключается взрослый.

Игровое упражнение для родителей.

На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли: «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», «Горы», «Лес». Родители выбирают из предметных игрушек-животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне и комментирует свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство-ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: «Кого из животных надо спасать, кто из них заблудился?».

Задание для детей «Логика в картинках».

По очереди для сидящих на каждом из столов демонстрируется слайдфилимы с заданиями:

  Расположите по росту – от самого маленького до самого высокого: муравей, птичка, кошка, овца, корова, взрослый человек, слон, жираф.

  «Чья тень?»

        Художник нарисовал только тени животных. Угадайте, каких (конь, ослик, кролик, свинья, кошка с мышкой, собака). Предложить детям вырезать силуэты этих животных, предварительно нарисовав их контур на листе бумаги с проекции слайда.

  «Помогите вернуть хвосты животным». На слайде у акулы – хвост золотой рыбки; у павлина – лисий; у ящерицы – петуха; у рыбки – ящерицы; у лисы - от скорпиона; у петуха – от акулы; у скорпиона – павлиний.

  «Кто где живёт?»

Определите, где чей домик: оса вернётся в осиное гнездо; пчела – в соты; паук – в паутину; улитка – в раковину; червячок – в земляную норку; птица – в гнездо; медведь - в берлогу; акула – в море; щука – в реку; лиса – в нору; собака – в конуру; конь – в конюшню.

  «Кто лишний»

На слайдах – животные джунглей и севера. В джунглях не живёт белый медведь (живут зебра, попугай, носорог, слон, змея, обезьяна). На севере не живёт бегемот (живут морж, тюлень, белый медведь, северный олень, чайка, кит).

  «Найдите насекомое». Цель задания – первое знакомство с классификацией животных.

Показываются слайды с изображением, например, фламинго, хамелеона, головастика, кузнечика, краба, лягушки. Нужно выбрать и назвать насекомое. Заканчивается викторина исполнением взрослыми и детьми общей песни.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...