«Растительный и животный мир Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие в подготовительной группе по природе на тему «Растительный и животный мир Земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_rastitelnomu_miru.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе по природе.
на тему «Растительный и животный мир Земли»
Пр. содер. Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира Земли. Ознакомление детей с последовательностью смены природных зон Земли, с животным миром этих зон (Арктики, Антарктиды, Тундры, Тайги, смешанных лесов, Пустыни). С умением приспосабливаться к условиям внешней среды. Учить узнавать как влияют факторы неживой природы (свет, тепло, вода, почва) на живую природу. Учить детей выделять отличительные признаки живой природы, в Пустыни-сухо, жарко , нет дождей, много света, в тундре –холодно, сыро. В Арктике и Антарктиде, холодно, нет почвы, мало света. Активизировать словарь детей, название климатических зон, природных условий, название растений и животных.
Демонстрационный Материал: карта природных зон, Карточки на каждого ребенка: факторы неживой природы (свет, почва, вода, тепло). Карточки Животных и растений. картинки с зарисованными изменениями, что произошло с лукавицами. Игра «Найди Лишнее», «
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение опытов с луковицой, беседы, разучивание стихов.
Ход занятия.
Рассказ о луковицах. Какие с ними произошли изменения.
Вспомним условия произростания:
-Какими условиями была обеспечена первая луковица? (Было тепло, светло, и стояла в воде)
-Какие условия были созданы для второй луковицы? (Было тепло, стояла в воде, но не было света )
-А в каких условиях росла третья луковица? (Было тепло, светло, но не было воды)
Показ рисунков.
Мы с вами зарисовали, какими выросли луковицы в этих условиях.
-Что произошло с первой луковицей? (она пустила корешки, дала зеленые листья)
- Что произошло со второй луковицей? (Появились корешки, листья желтые)
- Что произошло с третьей луковицей? (она не проросла)
Этот опыт нам показал, что если не хватает хоть одного фактора (воды, тепла, света, почвы) растение плохо растет или совсем не растет. А в природе для роста растений нужна еще почва.
А теперь ребята, чтобы узнать, как влияют факторы (тепло, свет, вода и почва) на растительный и животный мир Земли. И как растения приспособились к таким условиям на Земле, отправимся в путешествие по нашей Земле. А проводниками нам будут любознательность и воображение. Мы постараемся забыть, что сидим в своей группе, а представим себя путешественниками. Дорога предстоит долгая и мы отправимся с вами в путь дорогу на ракете.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете
На носки поднимись,
А потом руки ввысь
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь.
СТИХ. Земля
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Внизу, за стеклами кабины
В молочных облаках лежал
Далекий, маленький, любимый
Земной, голубоватый шар.
-О чем говорится в этом стихотворении? (О нашей земле)
Показываю глобус.
Глобус – это модель Земли. Какая наша Земля по форме? (Круглая)
Рассматриваем глобус .
-На глобусе показано все, что есть на Земле: реки, моря, леса, пустыни и т.д. Наша земля делиться на зоны. В каждой зоне разные природные условия – климат.
Мы знаем точно шар земной
Два полюса имеют:
На южном – холод ледяной
На северном – теплее.
-О каких полюсах говориться? ( Арктика и Антарктида)
Рассматриваем на карте.
-Каким цветом обозначим эту зону (белым).
Расскажите о климате этой зоны?
Холодно, вечная мерзлота, снег и лед не тают.
Растения растут здесь? (нет)
-Почему? (Нет почвы)
-Какие животные здесь обитают? (Моржи, тюлени, белые медведи, пингвины).
Стихи
Под северным сиянием,
Лежит лентяй тюлень
Ему и утро раннее
Встречать наверно лень.
Вот белая медведица,
Не страшен ей мороз.
Схватить тюленя целиться
Закрыв свой черный нос.
У берегов Антарктики
Среди снегов и льдин
Во мраке, в белом галстуке
Идет гулять пингвин.
-Как животные приспособились к таким условиям жизни?
-Толстый слой жира, густая шерсть спасает от сильных морозов, все хорошо плавают и охотятся за рыбой.
Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора (вода, свет, тепло, почва) на животный мир Арктики и Антарктиды.
Какая следующая зона?
-Тундра
- Каким цветом обозначим? (серым)
-Какой климат в тундре?
-Чуть теплее, чем в Арктике и в Антарктиде. Дольше и теплее лето, но тоже холодно, сильные ветра, много снега.
-Все это влияет на растительный и животный мир тундры.
-Какие растения там растут?
-Карликовые, низкорослые, стебли стелются у поверхности земли.
-Почему?
-Это их защищает от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста.
-Какие вы знаете растения?
-Карликовая береза, полярная ива, морошка, ягель, брусника.
-Что вы знаете о животных тундры?
-В тундре живет северный олень, белая сова, куропатки, лемминги, песцы.
-Как они приспособились к таким условиям?
- Густая шерсть зверей , пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. У оленя широкие копыта, которые помогают бегать по снегу и болотам, не проваливаясь, или же разгребает снег, чтобы достать корм.
-Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животных и растений Тундры.
Но стало холодно нам вдруг
Метет над снежным краем
Давай в лесную полосу
Хоть на часок слетаем.
-Какая следующая зона?
-Зона лесов и тайги.
-Закройте фишкой животное которое живет в зоне Тайги.
Физминутка – Самолет.
-Каким цветом обозначим зону Лесов и Тайги.
-Какой здесь климат?
-Теплое жаркое лето, солнце греет. Достаточно тепла, света, воды. Выпадает много осадков в виде дождя, летом и зимой. Богатая почва, поэтому здесь разнообразная растительность и разнообразный животный мир.
-Какие здесь растут растения?
- деревья высокие тянуться к солнцу. Где меньше тепла растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой.
А где поверхность земли получает больше тепла и света растут вместе с хвойными и лиственные деревья: дуб, клен, ясень, липа.
Богат и животный мир лесной полосы.
-Что вы знаете о животных леса?
-В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм но и укрытие. В глухом лесу живет бурый медведь, волки, лисицы, барсуки строят себе норы, куницы и белки поселяются в дуплах. На зиму животные меняют окраску (белки и зайцы), мех становиться пушистым. У лося широкие копыта, благодаря которым он легко передвигается по топким болотам. В густой зелени ни сразу найдешь гнезда.
Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир лесной полосы.
Закройте фишкой животное, которое живет в лесной полосе.
-Какая следующая зона следует после лесов?
-Пустыня
-каким обозначим цветом? (оранжевым)
-Какой здесь климат?
-жарко, много света, мало воды, дожди выпадают весной, почва бедная – один песок. Поэтому бедная растительность.
- Как приспособились растения к таким условиям?
-Корни уходят глубоко в землю, только там они могут найти влагу. Мелкие листья, чтобы меньше испарялось влаги. У некоторых растений вместо листьев – колючки.
-какие растения вы знаете?
-Саксауловое дерево - вместо листьев чешуйки, верблюжья колючка, полынь.
Животный мир тоже своеобразен.
-Как приспособились животные к таким условиям?
Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности.
-Каких животных вы знаете?
-Верблюды- они питаются верблюжей колючкой, скудными травами. Несколько дней могут обходиться без воды.
Антилопа-джейран, много ящериц-варанов, змей, тушканчики.
-Постройте модель, которая покажет, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир пустыни.
-Найдите у себя на карте животное, которое живет в пустыни и закрой те фишкой.
Физкультминутка – ракета.
Ну вот и вернулись мы домой. Узнали много интересного о растениях и животных, как они приспособились к условиям жизни. Узнали, как влияют четыре фактора (тепло, свет, вода, почва) на растительный и животный мир.
Игра «Найди лишний фактор»
На столе лежат карточки с изображениями животного или растения и карточки с факторами внешней среды, характерные для предложенных им животных или растений.
Расскажи о своем животном:
Это …………
Оно живет ……………
Где тепло, светло…………..
Надо выбрать только те факторы, которые характерны для этого животного, а лишнее убрать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото-загадки "«Растительный и животный мир Хабаровского края».
В альбоме представлены фрагменты фотографий животных и растений Хабаровского края...
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Картотека динамических пауз на тему "Растительный и животный мир"
Карточки иллюстрированные, на листе А4 по 2 карточки...
картотека пальчиковой гимнастики на тему: "Растительный и животный мир"
Иллюстрированные карточки, на листе А4 по 2 шт., кол-во - 38шт....
Конспект НОД "Животный и растительный мир Крайнего Севера Земли" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животный и растительный мир Крайнего Севера Земли" по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. Конспек...
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с природой. на тему «Растительный и животный мир Земли»
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с природой.на тему «Растительный и животный мир Земли»Цель. Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира Земли. ...
- Мне нравится (1)