В гостях у времени года
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Абдулхаева Светлана Ильинична

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по экологическому воспитанию

в старшей группе

Тема: "В гостях у времени года"

Цель систематизировать знания детей о последовательности времен года. Уточнить о представления о харакктерных особенностях каждого сезона, формировать представления о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (типичное состояние погоды, растений,образа жизни животных и птиц, труда и отдыха людей). Оживить впечатления детей от встреч с явными явлениями природы в разные времена года.

Уточнить представления детей о том, что растения и животные нуждаются в охране и заботе, углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Помочь детям почувствовать красоту и лиричность произведений о проироде, добиваться выразительного чтения стихов.

Активизированный словарь; развивать связную речь.

Дети входят в зал. Здороваются с гостями.

Вдруг появляется Незнайка:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Незнайка!

- Я не Незнайка, я Знайка.

- Знайка, а это мы сейчас проверим, какой ты Знайка. Я тебе буду задавать вопросы, а ты будешь на них отвечать.

- Слушай, почему вода морская вся соленая такая?

- Там селедки проживают, солью воду засыпают.

- Нет, не правильно.

- Вот тебе еще один вопрос. Где хлеб и булочки растут?

- Это все конечно знают, они на деревьях вырастают.

- Не правильно. Ничего ты не знаешь незнайка.

- Незнайка, а почему ты плачешь?

- Я арбуз хочу.

- Арбуз, на дворе зима. Ребята когда у нас поспевают арбузы?

- Осенью.

- А с какими временами года нужно встретиться, чтобы пришла осень и поспели арбузы?

- Весна, лето, зима?

- На мой вопрос, есть и загадка:

Ежегодно приходит к нам в гости

Один седой, другой молодой

третий скачет, а четвертый плачет.

- Кто это?

- Времена года: зима, весна, лето, осень.

- Ребята, давайте отправимся с вами в путешествие по временам года. А ты незнайка хочешь с нами в путешествие?

- А вы меня возьмете?

- Тогда нам с вами пора в путь отправляться.

Звучит музыка Чайковского о зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Вот мы и в гостях у матушки зимы. О зиме и про зиму люди сложили много пословиц:

Зима в одну ночь становится

Русская зима в трех месяцах живет

Ноябрь- ворота зимы

 Декабрь- год кончает, зиму начинает

Мороз невинен, да стоять не велит.

Вот сколько пословиц. Наблюдая за зимними явлениями природы, люди примечали приметы зимы: Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий:

- Зима- красивое время года!

- В чем красива зима?

(елки в снегу, деревья в кружевном инее, заснеженные поля, снегопад, белый снег пушистый сверкает разноцветными искрами).

Расстелила зима пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

- А спрятала она?

- Медведь спит в своей берлоге, ежик в своей норе.

- А заяц, который по лесу, по полю бегает подарила зима новую шубу.

- Какая у зайки зимняя шуба?

- Белая, теплая, пушистая.

- А как ведут себя зимующие птицы?

- Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются.

Знают, люди им помогут!

- Зима - веселое время года.

- Чем можно заниматься зимой?

( кататься с горы, на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков, плясать и кружиться вокруг новогодней елки).

 Зима - не только холодное время года, но и красивое и веселое.

Незнайка играет с детьми в снежки.

- Что за зимой идет- Весна. Давайте позовем весну: Иди весна, иди красна.

- Под музыку идут в весеннее время года.

Вот и пришла к нам красавица Весна.

- Давайте вспомним - как пришла весна?

- Стало ярко светить солнце.

- И что случилось?

- Снег стал таять. Потекли ручьи. Звонкие, веселые первые ручьи.

Игра в веселый ручеек.

- Ребята, я вам загадаю загадку:

Шагает красавица

Легко земли касается

идет по полю, на реку,

И по снежку и по цветку. ( Весна).

- А вы знаете загадки:              

           

                                                      Я раскрываю почки        Зазвенели ручьи,                                    В зеленые листочки

Прилетели грачи.                                   Деревья одеваю

В дом свой – улей пчела                            Посевы поливаю

Первый мед принесла.                              Движение полна

Кто скажет, кто знает,                               Зовут меня   ( Весна)

Когда это бывает?

(Весной.)

А вот вам еще загадка:

Она весну встречает

Сережки надевает.

Накинута  на спинку

Зеленая косынка.

А платьице — в полоску.

Ты узнаёшь...  (березку).

Берёзка- красавица русских полей

Порадуй берёзонька наших детей.

Хоровод мы заведём, про берёзоньку споём.

( Исполняется хоровод вокруг берёзки " Ай да берёзка" и поют песню).

- Радостное время года, все кругом просыпается после долгой холодной зимы. Весну ждут, встречают люди.

- Здравствуй лето!

Ярким солнцем все согрето.

В лес зеленый побежим

На поляне посидим.

( Дети садятся на поляну с цветами).

И поют песню о лете.

- Ребята, а вы знаете, что такое лето?

- Лето- это значит много солнечного цвета.

Стихотворение о лете:

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Шортики и майки

Лежат на берегу,

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

Незнайка загадывает загадки:

Солнце печёт,                                          Я соткано из стоя

Липа цветёт,                                            Несу тепло с собою

Рожь поспевает.                                        Я реки согреваю

Когда это бывает?                                      "Купайтесь"- приглашаю                                                                                        

                   (Летом)

И любите за это все меня, я (Лето).

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?

(Июль)

Теплый, длинный-

длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка.

(Июнь)

- А теперь послушайте меня внимательно:

На большом листе бумаги

Ты рисуешь дом с трубой

Ярко- красной краской, флаги

Небо – краской, голубой

Желтой краской поле летом

Белый - парус на волне

Ну а луг - какого цвета

Можешь ты ответить мне.

- Кто мне скажет луг какого цвета?

- Зеленый.

- Так ли это. Помните мы с вами читали рассказ М. Пришвина "Золотой луг",

какой там был луг!

- Золотой, желтый - от множества цветущих одуванчиков.

- Одуванчик- лекарственное растение. В медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита.

- В лугах сестрички- золотой глазок,

белые реснички (ромашки).

- Ромашка, тоже лекарственное растение, из нее готовят различные

лекарства и применяют при разных болезнях. Если вы придете

на луг, не рвите и не топчите без  надобности цветы и траву.

Не составляйте из них большие букеты, потому что сорванное

растение не дает семя, а значит и не будет  следующих

растений, а многие из них пища и лекарство для человека и животного.

                                Мы по ковру идем с тобой,

                                 Его никто не ткал.

                                 Лежит у речки  голубой

                                 И желт, и синь и ал.  (Луг)

- Вот мы и не заметили как и пролетело лето.

                                 Солнышко не хочет

                                   Землю согревать

                                 Листья пожелтели

                                     Стали опадать

                                Часто дождик льется

                                    Птицы улетают

                                    Отгадайте дети

                              Когда это бывает (Осенью).

Стоит избушка. Сидит бабушка - загадушка:

- Детушки - малолетушки мои пришли. Здраствуйте. Будьте гостями.

Угощу я всех ребят. Отгадайте мои загадки. А вот в лукошке.

Загадывает загадки:

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять

Как ее названье, дети?

                         (Картофель).

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась

А как осень подошла

Нам одёжки отдала

Сотню одеженок

Сложили мы в бочонок.

                        (Капуста).

Я вырос на грядке

Характер мой гадкий

Куда ни приду

Всех до слез доведу.  ( Лук).

Красненький нос

В землю врос

А зелёный хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос.

                             (Морковь).

Над землей трава

Под землей алая голова.

                         (Свекла).

- Молодцы все мои загадки отгадали.

Вот еще мои вам загадки. Я вареньем угощу, вы отгадку назовете.

Дает ребенку пробовать варенье:

- черная смородина

клубничное

яблочное

вишневое

сливовое

мед

черная рябина

- И эти отгадки отгадали. Молодцы ребята.

Незнайка (прячет за спину пирог) и говорит:

- Можно мне загадать ребятам загадку бабушка - загадушка:

 Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном

С вишней сладкою бывает

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо

Ну теперь зови ребят

По кусочку все съедят    (Пирог).

- Молодцы ребята. Угощает пирогом.

-Бабушка - загадушка прощается: " Мне пора в путь идти. Я помогаю беречь лес от недобрых людей, досвидание.

- Незнайка, а тебе Алина, хочет загадать загадку.

Если  спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар  ( Арбуз).

- Спасибо ребята за арбуз, за такое увлекательное путешествие.

Прощается с детьми. Уходит.

- И нам ребята пора возвращаться. Сегодня мы с вами маленькое путешествие во времена года сделали. Где мы были ( в зимнем лесу, в весеннем, летнем, в осеннем лесу).

- В году у дедушки 4 имени ( весна, лето, зима, осень).

 В заключение читается стихотворение

Я верю в доброту природы

Во всех склонениях ее

Пройди по ней, лесами, лугами

Пей чудеса как из ведра

И если хочешь стать ей другом

Не расточай ее добра

Я верю в доброту природы

Во всех склонениях ее.

                                                                    (М. Светлов).

ХОРОВОД ВОКРУГ БЕРЁЗЫ.

1. Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет:

П/в: Ай да березка,

       Белый ствол!

       Зеленей, зеленей

       Ты листвой.

2. Яркие платочки

В руки мы возьмем.

У березки стройной

Пляску заведем.

П/в: Ай да березка,

      Белый ствол!

     Зеленей, зеленей

     Ты листвой.

3. К вечеру мы дружно

Скажем ей: "Прощай!

Ты без нас, березка,

В поле не скучай!"

Песня:  " Это лето к нам пришло".

1. Отчего так много света  ! 2 р.

Отчего нам так тепло       !

От того, что это лето        !  2 р.

На все лето к нам пришло   !

                                   

                         

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к временам года

Уточнить арактерные признаки времени года, выевлять ростейшие причино- следственные связи. Обогощать сьоварный запас . Уить различать на слух слова  с определённым звуком. Обобщать знание детей о...

Конспект Досуговой деятельности во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим: «В ГОСТИ К ВРЕМЕНАМ ГОДА»

Формировать  начальные представления  о временах года, познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в малых гру...

В гости к временам года

В гости к временам года...

"В гостях у времени года" сценарий для подготовительной группы

                                       Фольклорный праздник для детей подготовительной группы...

Конспект интегрированного занятия: «В гостях у времен года» 2016

Конспект интегрированного занятия:  «В гостях у времен года» 2016...

Путешествие в гости к временам года

Основная общеобразовательная программа"От рождения до школы".Возрастная группа: дети младшей группы 3-4 лет.Образовательная область "Познавательное развитие".Раздел "Экологиче...