Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гавацкова Кристина Викторовна
Заеятие для детей средней группы по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы ознакомления старших дошкольников с домашними и дикими животными

На формирующем этапе исследования была определена следующая цель: разработать и апробировать систему работы по ознакомлению старших дошкольников с домашними и дикими животными.

На формирующем этапе исследования не только знакомили детей с животными, но и учили их относиться к ним бережно и внимательно, формировали ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у детей дома, стимулировали желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь. Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решали в единстве три основные задачи:

-формирование представлений детей о животных;

  •  развитие эмоционально-положительного отношение к ним;
  •  воспитание нравственного поведения в природе.

Нами был определен объем представлений, которые должны быть сформированы у детей о домашних и диких животных. Их мы объединили в три группы:

  •  внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);

-среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

  •  приносимая польза.

Работа на формирующем этапе исследования осуществлялась в процессе наблюдений детей за животными на занятиях, во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественной литературы, театрализованных игр.

Обратили особое внимание на знакомство детей с такими домашними животными, как лошадь, корова, коза. В городских условиях ребенку иногда трудно понять, почему этих животных называют домашними. Спросили у детей, видел ли кто-нибудь из них живую корову, козу, поросенка, и предложили поделиться своими впечатлениями. Рассказали детям о домашних животных:

«На Руси люди жили в домах, где был двор для животных, огород и сад. Домашних животных держали для облегчения жизни человека. При выпасе на шею животным вешали колокольчики - так их легче было отыскать в лесу и в поле. Кроме того, издревле считалось, что звук колокольчика отпугивает диких зверей. Сейчас можно увидеть на праздниках тройку запряженных лошадей с висящими на дуге колокольчиками».

Провели с детьми беседу о лошади. Сначала загадали загадку о лошади:

Животное домашнее,

Но в доме не живет,

А груз и человека Куда надо везет.

(Лошадь)

После того как дети отгадали загадку, показали им картину с изображением лошади и задали вопросы: «Как называется это животное? Это животное дикое или домашнее? Почему вы так считаете? Какую помощь лошадь оказывает человеку? Где можно содержать лошадь в городских условиях? Кто из вас видел это животное?».

При рассматривании иллюстраций с изображением животных, учили детей различать и правильно называть части тела (голова, спина, живот, ноги, лапы, глаза, уши и др.), подводили к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (волк бегает, заяц прыгает). Детей знакомили с уходом за домашними животными, приучали заботливо относиться к животным, устанавливали связи между уходом за животными и их состоянием.

Приведем пример рассматривания с детьми картины «Овцы с ягнятами» из серии «Домашние животные». Основным приемом использования этой картины являлись показ и описание ее, в процессе которых мы обращали внимание детей на характерные признаки этих животных. (У овцы и барана густая завитая шерсть; у барана на голове рога, они загнуты вниз. У овцы, барана и ягнят имеются копыта. Овцы пасутся на лугу, щиплют траву. Вдали видна овцеферма, где овцы живут.) Образцом для описания картины мы взяли рассказ Е. И.Чарушина «Баран»: «Ух, какой круторогий да мягкий! Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий-тонкий. Из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно соткать и валенки свалять. И все будет теплое-претеплое. А таких баранов в колхозе целое стадо».

Повторно рассматривали данную картину с подгруппой детей в утренний отрезок времени. Но в этом случае наш рассказ заменили беседой, в которой внимание детей обратили на характерные признаки животных. Приведем пример вопросов для такой беседы об овце: «Кто нарисован на картине? Что делают овцы, бараны, ягнята? Где пасут овец? Какая шерсть у барана, у овец? Что у овец на ногах, на голове? Что едят овцы? Кто сидит, на горке? Что пастух держит в руках? Где живут овцы? Какую пользу приносят овцы людям? Чем отличается овца от козы?».

После беседы загадали загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».

Благодаря серии картин «Домашние        животные» (художник

А.П.Соловьев) знакомили детей с домашними животными, которые не живут в нашей местности (верблюд, осел, олень).

Детей продолжали знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующей норе барсука, медведь ложится спать в берлогу).

Для более глубокого понимания явлений природы часто использовали в работе с детьми рассказы, стихи, фольклорные произведения.

После чтения детям рассказа И.С. Соколова-Микитова «Еж» (Приложение 2), задали вопросы: «Где живет еж? Почему осенью у ежей мало пищи? Как называется место, где еж собирается провести зиму? Почему еж не замерзнет в своем логове зимой?».

Расширяя представления детей об этом животном, рассказали, что еж бегает по лесу очень шумно, шуршит листьями, фыркает и громко чмокает. Почувствовав опасность, он свертывается клубком, прячет незащищенные мордочку и брюшко и выставляет иглы. Иглы служат ежу защитой от других животных. А вот хитрая лиса в этом случае прокатывает колючий клубок к воде, где еж разворачивается. Маленькие ежата рождаются голенькие, слепые и глухие. Со временем они начинают видеть, слышать и покрываться иголками. Ежи в основном добывают себе пищу в ночное время. Питаются они ягодами, червями, насекомыми, реже - мышами. Человека ежи практически не боятся, выходят близко к его жилью. Не следует брать ежа домой, если он попадется на пути - пусть он живет в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные»

Цель: Пополнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»Задачи: обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных. Развивать у...

Использование краеведческого принципа при ознакомлении детей дошкольного возраста с дикими и домашними животными

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развити...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь диких животных и птиц зимой»

Цель проекта:Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Подвести детей к выводу, что зима нужна природе, животным, птицам и как человек может пом...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Дикие и домашние животные»

Конпект непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ по лексической теме "Дикие и домашние животные"...

Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....