Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_oznakomleniya_starshih_doshkolnikov_s_domashnimi_i_dikimi_zhivotnymi.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы ознакомления старших дошкольников с домашними и дикими животными
На формирующем этапе исследования была определена следующая цель: разработать и апробировать систему работы по ознакомлению старших дошкольников с домашними и дикими животными.
На формирующем этапе исследования не только знакомили детей с животными, но и учили их относиться к ним бережно и внимательно, формировали ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у детей дома, стимулировали желание и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь. Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решали в единстве три основные задачи:
-формирование представлений детей о животных;
- развитие эмоционально-положительного отношение к ним;
- воспитание нравственного поведения в природе.
Нами был определен объем представлений, которые должны быть сформированы у детей о домашних и диких животных. Их мы объединили в три группы:
- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);
-среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
- приносимая польза.
Работа на формирующем этапе исследования осуществлялась в процессе наблюдений детей за животными на занятиях, во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественной литературы, театрализованных игр.
Обратили особое внимание на знакомство детей с такими домашними животными, как лошадь, корова, коза. В городских условиях ребенку иногда трудно понять, почему этих животных называют домашними. Спросили у детей, видел ли кто-нибудь из них живую корову, козу, поросенка, и предложили поделиться своими впечатлениями. Рассказали детям о домашних животных:
«На Руси люди жили в домах, где был двор для животных, огород и сад. Домашних животных держали для облегчения жизни человека. При выпасе на шею животным вешали колокольчики - так их легче было отыскать в лесу и в поле. Кроме того, издревле считалось, что звук колокольчика отпугивает диких зверей. Сейчас можно увидеть на праздниках тройку запряженных лошадей с висящими на дуге колокольчиками».
Провели с детьми беседу о лошади. Сначала загадали загадку о лошади:
Животное домашнее,
Но в доме не живет,
А груз и человека Куда надо везет.
(Лошадь)
После того как дети отгадали загадку, показали им картину с изображением лошади и задали вопросы: «Как называется это животное? Это животное дикое или домашнее? Почему вы так считаете? Какую помощь лошадь оказывает человеку? Где можно содержать лошадь в городских условиях? Кто из вас видел это животное?».
При рассматривании иллюстраций с изображением животных, учили детей различать и правильно называть части тела (голова, спина, живот, ноги, лапы, глаза, уши и др.), подводили к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (волк бегает, заяц прыгает). Детей знакомили с уходом за домашними животными, приучали заботливо относиться к животным, устанавливали связи между уходом за животными и их состоянием.
Приведем пример рассматривания с детьми картины «Овцы с ягнятами» из серии «Домашние животные». Основным приемом использования этой картины являлись показ и описание ее, в процессе которых мы обращали внимание детей на характерные признаки этих животных. (У овцы и барана густая завитая шерсть; у барана на голове рога, они загнуты вниз. У овцы, барана и ягнят имеются копыта. Овцы пасутся на лугу, щиплют траву. Вдали видна овцеферма, где овцы живут.) Образцом для описания картины мы взяли рассказ Е. И.Чарушина «Баран»: «Ух, какой круторогий да мягкий! Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий-тонкий. Из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно соткать и валенки свалять. И все будет теплое-претеплое. А таких баранов в колхозе целое стадо».
Повторно рассматривали данную картину с подгруппой детей в утренний отрезок времени. Но в этом случае наш рассказ заменили беседой, в которой внимание детей обратили на характерные признаки животных. Приведем пример вопросов для такой беседы об овце: «Кто нарисован на картине? Что делают овцы, бараны, ягнята? Где пасут овец? Какая шерсть у барана, у овец? Что у овец на ногах, на голове? Что едят овцы? Кто сидит, на горке? Что пастух держит в руках? Где живут овцы? Какую пользу приносят овцы людям? Чем отличается овца от козы?».
После беседы загадали загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».
Благодаря серии картин «Домашние животные» (художник
А.П.Соловьев) знакомили детей с домашними животными, которые не живут в нашей местности (верблюд, осел, олень).
Детей продолжали знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующей норе барсука, медведь ложится спать в берлогу).
Для более глубокого понимания явлений природы часто использовали в работе с детьми рассказы, стихи, фольклорные произведения.
После чтения детям рассказа И.С. Соколова-Микитова «Еж» (Приложение 2), задали вопросы: «Где живет еж? Почему осенью у ежей мало пищи? Как называется место, где еж собирается провести зиму? Почему еж не замерзнет в своем логове зимой?».
Расширяя представления детей об этом животном, рассказали, что еж бегает по лесу очень шумно, шуршит листьями, фыркает и громко чмокает. Почувствовав опасность, он свертывается клубком, прячет незащищенные мордочку и брюшко и выставляет иглы. Иглы служат ежу защитой от других животных. А вот хитрая лиса в этом случае прокатывает колючий клубок к воде, где еж разворачивается. Маленькие ежата рождаются голенькие, слепые и глухие. Со временем они начинают видеть, слышать и покрываться иголками. Ежи в основном добывают себе пищу в ночное время. Питаются они ягодами, червями, насекомыми, реже - мышами. Человека ежи практически не боятся, выходят близко к его жилью. Не следует брать ежа домой, если он попадется на пути - пусть он живет в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные»
Цель: Пополнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные»Задачи: обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных. Развивать у...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы «Дикие животные»
Конспект НОД...
Использование краеведческого принципа при ознакомлении детей дошкольного возраста с дикими и домашними животными
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развити...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Дикие и домашние животные»
Конпект непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ по лексической теме "Дикие и домашние животные"...
Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Братья наши меньшие», домашние животные.
Цель: закрепить знания о домашних животных.Задачи: развивать познавательные способности детей, логическое мышление. Закрепить знания детей о домашних животных.Воспитывать любовь к...