"Вы слыхали о воде? Говорят, она везде..."
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В ходе реализации данного проекта у детей расширились понятия о воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vy_slyhali_o_vode.docx | 312.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 «Лесная сказка»
Проект
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде»
Проект разработан и реализован
воспитателем группы «Березка»
Зыряновой К.С.
г. Новосибирск 2017
1 Блок
- Введение
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Актуальность: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
- Тема: «Вы слыхали о воде? Говорят они везде».
- Авторы: Зырянова К.С.
- Участники: дети, родители и воспитатель.
- Образовательные области: развитие речи, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие, чтение литературы, социально- коммуникативное развитие,
- Тип проекта: краткосрочный, групповой.
- Социальные партнеры: воспитатель, дети, родители.
- Срок реализации: 1 неделя.
2 Блок
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
- Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
- Активизировать природоведческий словарь ребенка.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Формы работы:
- словесные (беседы, рассуждения);
- наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр видео, эксперименты);
- метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);
- практические (раскраски, поделки).
Ожидаемы результаты:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Результат проекта: «Выставка творческих работ».
3 Блок
Предварительная работа:
- сбор литературы, информации и наглядности по теме;
- работа с родителями по подготовке к проекту;
- изготовление папки раскладушки;
- изготовление альбома «Вы слыхали о воде? Говорят она везде»;
4 Блок
Подготовительный этап:
- определение темы проекта;
- формулировка цели и разбивка на веер задач;
- составление плана основного этапа проекта;
- опрос детей ;
Родители: решение о принятии участия в проекте.
Дети: рассматривание картинок по теме.
Основной этап:
- проведение совместной деятельности;
- рассматривание альбома «Вы слыхали о воде? Говорят она везде»;
- беседы по теме;
- рассматривание картин;
- раскраски по теме;
- организация сюжетно- ролевой игры «Рыбаки».
Заключительный этап:
- составление портфолио проекта;
- организация выставки творческих работ;
- презентация проекта.
5 Блок
Системная паутинка проекта
Окружающий мир | Чтение литературы | Социально- коммуникативное развитие |
1.Рассматривание картинок по теме; 2.рассматривание альбома «Вы слыхали о воде? Говорят она везде»; | Чтение стихов 1.«Что такое вода?…» Олегова С.; 2.«Река, озеро и пруд..» Стовба А. | 1.Беседа «Что такое вода?». 2.Сюжетно- ролевая игра «Рыбаки». |
Взаимодействие с семьей | Художественное творчество | Развитие речи |
Информирование родителей, совместная продуктивная деятельность, индивидуальные беседы, домашние задания, помощь в организации выставки творческих работ. | 1.Лепка «Пасхальные яйца»; 2.Коллаж «Круговорот воды в природе» | 1.Беседы- рассуждения; 2.Отгадывание загадок; |
Этапы проекта
ЭТАПЫ | ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА | ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ | ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ | |
Подготовительный Понедельник | 1.Погружение детей в проблему «Что такое вода?; 2.Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. 3.Информирование родителей о начале реализации проекта 4.Изготовление альбомов. 5.Подготовка раскрасок по теме. | Дети осознают проблему. Эмоционально и с интересом реагируют на проблемные вопросы. | Принимают решение о принятии участия в проекте. Помогают детям в решении проблемы. | |
Основной | Вторник | 1.Беседа «Что такое вода??» 2.Рассматривание альбома «Вы слыхали о воде? Говорят она везде» 3.Опыты с водой | 1.Интересуются круговоротом воды в природе. 2.Понимают, что у воды есть определенные свойства. | |
Среда | 1.Чтение стихотворений о воде; 2.Аппликация «Морские обитатели» 3.Опыты с водой. | 1.Дети понимают, что вода- источник жизни на Земле. 2. Дети знакомятся еще с одним свойством воды. | ||
Четверг | 1.Лепка «Осьминог» 2.Разгадывание загадок. 3.Чтение сказок о воде. | 1. Дети знакомятся с разными видами обитателей воды. 2.Активизируется словарный запас по теме. | ||
Заключительный 3 неделя | 1.составление портфолио проекта; 2.организация выставки; 3.презентация проекта. | Участвуют в организации выставки, подводят итоги проекта, совместно со взрослыми определяют перспективы развития проекта. | В качестве зрителей посещают выставку. |
6 Блок
Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что вода имеет огромное значение для нашей жизни. Дети проявили большой интерес к беседам о воде, все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и охотно пополнили ее работами, так же детям очень понравились опыты с водой. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта («откуда берется вода? Сколько человек может прожить без воды? как очищают воду»). В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились со свойствами воды, видами водоемов и т.д. До детей были доведены знания об обитателях водоемов. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей.
7 Блок
Методическое сопровождение
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказки о воде
Сытые пузыри
М.Пришвин
Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.
Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца и на мать.
Глупый зайчик и ручеек
Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но все равно знал дорогу обратно. Тут он видит – ручеек бежит. И говорит зайчонку ручеек: «Пойдем наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.
Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеек?» А ручеек отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеек, который туман?»
«Я тут, – говорит ручеек, – я превратился в облачко. Ну, побежали!»
Недоумевающий зайчик и ручеек продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко?» Ручеек отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко, который дождь?» Ручеек отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».
Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стихи о воде
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле...
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
*****
Вода ручьев. Она перед тобой —
То возле ног журчит, то в отдаленье.
В пустыне путник, отгоняя зной,
Ее увидев, станет на колени.
Вода немногословного ручья
С души усталость снимет и тревоги.
Вот снова фляга поднята твоя —
И не страшны суровые дороги.
Стовба А.
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (Лёд)
На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Ручеёк)
Бежит бычок,
Золотой рожок,
Бежит, журчит. (Ручеёк)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
Между гор,
Между дол
Бежит белый конь. (Ручеёк)
Под осоку, на песок,
Уронили поясок.
Он лежит — да не поднять,
Он бежит — да не поймать. (Ручеёк)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды —
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется? (Пруд, озеро)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нетопоры для ноги. (Болото)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Эксперименты с водой
Льда больше, чем воды.
Налить до краёв в пластиковый стакан воду. Поставить его, не пролив ни капли, на ночь в морозильник. Вынуть его, когда вода полностью замерзнет.
Больше или меньше стало воды? Оставить стакан в тёплом месте, и посмотреть, что стало с водой после таяния.
Объяснение: при замерзании вода расширяется. Льду не хватает места в стакане, и он выталкивается наверх. Когда лёд растает, вода займёт свой прежний объём.
Таяние льда в воде.
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте их ответы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Таяние снега.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой нагревательной системы.
Можно ли пить талую воду?
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Способность воды отражать окружающие предметы.
Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Прозрачность воды.
Взять два одинаковых стаканчика. В один налить воду, а в другой – молоко. В оба стаканчика положить монетку. Посмотреть, что произошло? В каком из стаканчиков монетка видна, а в каком – нет?
Объяснение: в стаканчике с водой монетка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Вода не имеет собственного цвета, она прозрачная.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Эффект радуги
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Возможно использование света фонарика.
Текучесть воды.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Взять 2 стакана, наполненных водой, а также 2-3 предмета, выполненных из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды? ». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.) . Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Всасывание воды
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.
Имеет ли запах вода?
Налить в два стакана чистую воду. Предложить ребёнку понюхать и сказать чем пахнет вода? Затем добавить в один из стаканов капельку валерьянки, дать понюхать снова. Что произошло с водой? Сравнить два стакана с водой.
Объяснение: у чистой воды нет запаха. Если в воду что-то добавлять, то она начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавлены.
Какой вкус у воды?
Налить в 3 стакана чистую воду. Дать ребёнку попробовать воду на вкус, спросить, какого она вкуса?
Насыпать в один стакан сахар, а в другой соль, размешать и дать попробовать. Спросить: «Какой вкус вода приобрела теперь? »
Объяснение: чистая вода не имеет вкуса, но если в воду что-то добавлять, то вода приобретёт вкус того вещества, которое в неё добавлено.
Какая форма у воды?
Налить воду в кувшин, перелить её в стакан, потом перелить в тарелку и налить на стол. Что происходит с водой, если её переливать в посуду разной формы?
Объяснение: вода – это жидкость, не имеющая своей формы. Жидкая вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте она растекается.
50. Делаем облако.
Налить в банку горячей воды, затем наблюдаем. На противень кладём кубики льда и ставим на банку. Воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается.
Вывод: водяной пар концентрируется, образуя облако.
Скрепка учится плавать.
Глубокую миску наполовину наполнить водой. С помощью вилки аккуратно положить на воду металлическую скрепку. Она будет плавать.
Смешать в чашке с водой немного жидкости для мытья посуды. Налить получившуюся смесь в миску, скрепка сразу пойдёт ко дну.
Объяснение: поверхностное натяжение воды способно удержать скрепку. После добавления жидкости для мытья посуды оно уменьшается, и скрепка тонет.
Сухая бумага в воде.
Большую глубокую миску наполнить водой. Высокий стакан набить на треть бумагой. Погрузить стакан в воду вверх дном.
Вынуть его и посмотреть, что стало с бумагой. Какая она, сухая или мокрая?
Объяснение: бумага осталась сухой потому, что при погружении перевёрнутого стакана воздух внутри стакана мешает воде подняться наверх и намочить бумагу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Беседа
Почему воду нужно беречь?
«Воду нужно беречь» — твердят родители и воспитатели, дома и в детском саду. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же ее беречь, если ее вон сколько вокруг?
Дома отвернул краны – течет, хорошим напором, широкой струей. Хочешь тебе – холодная, хочешь - горячая. Готовь еду, купайся, стирай, сколько влезет. На улице измазался, играя в футбол, – колонка неподалеку. Нажал на рычаг – вода льется рекой, мойся, плещись сколько угодно. А вон по городу и за городом — сколько озер, рек, прудов. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаешь понимать, зачем же ее так беречь, воду-то эту, если ее огромные объемы, куда ни взгляни.
Теперь давайте посчитаем более конкретно. Каждый человек ежедневно выпивает около полутора-двух литров воды. Да плюс суп, да еще чай, кофе, компоты всякие. Это только внутрь. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из жильцов многоквартирного дома. А в деревне еще коровок-овечек напоить, а огород полить каждый вечер в жаркую погоду. Еще вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая энергию для нас, еще переносит на своих волнах огромные корабли. А сколько воды используется на любом производстве! Для охлаждения, увлажнения, промывания. Тонны, десятки тонн, сотни тысяч тонн ежедневно.
А теперь посмотрим на нашу планету. Нет, не на Вселенную – она как раз бесконечна. А планета, Земля? У нее есть северная и южная крайние точки, западная и восточная. То есть она ограничена в размерах, как ни крути. А, следовательно, ограничены и ее природные ресурсы. Представьте на минуточку: вода может закончиться! Одновременно, на всей планете. То есть совсем-совсем. Ни к соседям не сходить, чтобы набрать воды в чайник, ни у колонки не вымыться, и воды тебе ни отдадут, ни продадут ни за какие богатства мира. Представили? И как? Не очень, правда? Ну, помыться можно и подождать. А суп сварить? А просто – глотнуть свежей чистой воды, придя с тренировки или, вернувшись домой с жаркой улицы. А между тем, в течение одних суток, то есть двадцати четырех часов, человечество использует – вдумайтесь на минутку – семь миллиардов тонн воды! Даже страшно себе представить такое количество, не говоря уж о том, чтобы с ним навсегда попрощаться.
Да что там говорить – на нашей планете уже и сейчас существуют населенные пункты, страны и даже целые части материков, где люди страдают от нехватки воды. И будьте уверены: там они ее так бездумно не расходуют, берегут каждую капельку и очень точно просчитывают, сколько и когда ее потратят. Вот для того чтобы не пришлось скоро считать каждую каплю воды всему человечеству на Земле, воду крайне необходимо беречь. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее на любые нужды. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд – каждому из нас когда-то придется напиться из такого же.
Вода выступает важным фактором жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Окажись вы в пустыне под ее беспощадно палящим солнцем, вы будите рады променять пусть не все, но некоторые сокровища на воду, на хотя бы один глоток этого живительного и бесценного «жидкого золота». Бедуины, путешествуя по пустыням, старались хорошо запасаться водой, так как если она закончится - они погибнут.
Что есть для нас вода сегодня? Разгадали ли мы ее главный секрет?
С уверенностью говорить о том, что да, мы познали ее смысл нельзя. О воде написано много статей, воде посвящены стихи и пословицы, она олицетворение жизни в литературных произведениях. И еще больше будет написано в самое близкое время. К осознанию значимости и роли пресной воды в нашем повседневном мире привлечено внимание многих ученых земного шара. К изученным и открытым характеристикам воды со времен ее представления с точки зрения химии как два атома водорода и один атом кислорода немецким естествоиспытателем А. Гумбальтом, в наши дни добавилось очень много иных ее физико-химических свойств и ролей в жизни всего живого.
Многие столетия люди не знали, что представляет собой вода, и каким образом она появилась на планете. До XIX века люди не думали, что вода - химическое соединение. Данные о том, что вода есть химическое соединение стали известны лишь в XIX веке. На ранних стадиях ее изучения, воду относили к химическим элементам. Весь мир знал, что вода - химическое соединение, формула которого Н2О.
О наличии тяжелой воды стало известно в 1932 году. В наше время известно, что может быть 135 изотопных типов воды. Внешне тяжёлая вода смотрится как обыкновенная, но при этом ее состав непрост и многообразен. Вода - одно из бесчисленных химических соединений, с, казалось бы, легкой и совершенно непримечательной формулой, но в то же время - такой сложный смысл сокрыт в ней.
Вода все время контактирует с различными веществами в природе. Вода химически не меняется под действием большего количества соединений, которые она растворяет. Вода имеет возможность растворить, как и твердые тела, жидкости, так и газы. Воду можно отнести к категории максимально сложных веществ по своим качествам и способностям. Вода, какой бы она не была по составу, имеет разное воздействие на здоровье человека. Всякий вид воды формируется в своих установленных обстоятельствах. И ежели жизнь - это одушевленная вода, то, также как и жизнь, вода многолика и характеристики ее неиссякаемы. Вода обладает очищающим и освежающим влиянием, в связи с чем, часто используется в целительстве. Исходя из многих высказываний, имеющих отношение к воде: «много воды утекло», «воды не замутит», можно вообразить, что раньше люди знали о воде больше, чем мы и применяли ее силу на благо себе.
Хотя мы и представляем себе полную значимость воды в современном мире для нас, но не предполагаем, что наши представления не полны. Представим себе на минуту, что на Земле не стало бы питьевой воды, рек, морей, океанов. Что могло бы произойти? В подобным случае жизнь на нашей планете не могла бы даже появиться. Собственно воде Земля обязана появлением и развитием жизни, в таком случае, не будь ее, не было бы и нас. В данном случае ни один живой бы организм не выжил бы, а жизнь бы не возникла. Не будь воды, не знали бы мы ее строения, ее свойств, ее значимости, ее особенностей, не знали бы мы что такое жизнь.
Берегите воду! Вода незаменима никакими сокровищами мира. Вода несёт информацию о состоянии нашей планеты, в связи с этим ее требуется оберегать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект занятия в старшей группе
«Вода в жизни животных».
Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни животных.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя:
Вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. Из воды на ¼ состоит тело животного и на 90 % мозг живого существа. Вода входит в состав всех клеток организма животных.
Ученые считают, что жизнь на Земле зародилась не на суше, а именно в водной стихии Мирового океана. Самые первые, простейшие живые существа появились в водной среде около 3,5 млрд. лет назад. А около 500 млн. лет назад в океане уже существовали многообразные водоросли и животные – медузы, кораллы, морские лилии. С временем в Мировом океане появились различные рыбы.
Постепенно многие морские животные приспособились к жизни и на суше и заселили ее.
Можно сказать, что вода – колыбель жизни, одно из начал всего сущего на земле. Так говорили мудрецы в древности.
Представьте, что в лесной глуши на дне глубокого сырого оврага бьет и зимой и летом говорливый веселый родничок. Попить воды к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик, то прискачет ловкая белочка, то придет лесной красавец – величественный лось, примкнет к воде и долго пьет живительную свежую влагу. А то, неуклюже топая, спустится в овраг и Михайло Потапыч. Всех напоит ключевая вода.
Послушайте стихотворение «Ключевая вода».
Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает.
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу,
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.
Волки, лисы, бурундуки, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда можно быстро и безопасно утолить жажду.
Домашних питомцев – коров, лошадей, овец, козочек пастухи водят на водопой. В полдень пастух ведет их в удобное местечко, с пологим спуском к реке. Животные заходят в воду и не спеша с удовольствием пьют.
В жарких странах, где вода – драгоценность, где реки и ручьи мелеют и пересыхают от зноя, множество животных собираются на водопой: слоны и носороги, тигры и леопарды, антилопы и зебры. Хищники и травоядные. Приходят они сюда своими тропами, в разное время: кто ночью, а кто и днем.
Для многих животных вода – среда обитания.
- Вспомните этих животных.
Верно. Это рыбы, разнообразные рачки, моллюски, медузы, кораллы.
Поговорим о животных Мирового океана. Все животные, населяющие океаны, делятся на три большие группы. К первой относится планктон – микроскопические водоросли и животные. Они свободно «парят» в океанских водах.
Ко второй группе – рыбы и морские животные, способные активно передвигаться в воде. К третьей – животные, обитающие на дне океана, начиная от прибрежной зоны до самых больших океанских глубин.
Пожалуй, самые удивительные и причудливые животные живут в водах океана на громадной глубине. Чтобы привлечь добычу, они используют светящуюся приманку, их громадные пасти всегда широко раскрыты, а животы имеют свойство растягиваться. Среди них кальмары, осьминоги, рыба – фонарик и рыба – удильщик.
Есть на Земле и такие животные, которые живут на суше, но много времени проводят в воде
- Вспомните, что это за животные?
Правильно, это водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди и многие другие птицы. Они строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов, в зарослях осоки, камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь.
Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется. Потом, выбравшись на берег, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышко жиром. Зачем же уткам такие купания? Оказывается, нужны. Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду может … утонуть.
А если не утонет, то плавать буде плохо, с телом, почти погруженным в воду. С грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело? Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются. После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать.
Многие виды черепах, змей живут на суше и в воде. В северных морях моржи и тюлени, прекрасные пловцы и ныряльщики, часть времени проводят на суше, устраивая огромные лежбища.
Некоторые животные могут подолгу обходиться без воды. Обычно это обитатели пустынь, например, верблюды. Люди их называют «кораблями пустынь». Среди зыбучих песков, в невыносимый зной медленно «плывут» по безжизненной пустыне караваны верблюдов, нагруженных тяжелой кладью. Верблюды неприхотливы. Их корм – колючки. Пищу и воду они запасают в горбах, расположенных на спине.
Отгадайте загадки:
У меня есть плавники, Шепчутся речные струйки,
Плавники, как две руки. Лист кувшинки шевеля.
Есть и хвостик гибкий. В серебристые чешуйки
Кто я, дети?... (рыбка). Нарядилась вся семья.
В глубине, мелькая зыбкой,
Козочки бегут тропой Весело танцуют… (рыбки).
Воду пить на … (водопой)
Вопросы:
- Какую роль играет вода в жизни животных?
- Где животные в природе утоляют жажду?
- Почему воду называют «колыбелью жизни»?
- Для каких животных вода – среда обитания?
- Какие животные обитают на разных глубинах Мирового океана?
- Какие животные могут жить на суше и в воде?
- Какое животное запасает воду в горбах на спине?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Конспект занятия в старшей группе.
«Вода в жизни людей».
Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, карточки, на которых изображены акула, рак, щука, осьминог, карась, ерш, медуза и др..
Ход занятия:
Рассказ воспитателя.
Ребята! Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды. Людям нужно много воды. И не только, чтобы утолить жажду, но и поддержать в чистоте себя и свое жилище.
- Как вы думаете для чего нужна вода? (Ответы детей). Вода нужна для мытья улиц и машин, для фабрик и заводов, производящих нужные и полезные вещи, для полива огородов и садов, полей. Чтобы получить одну тонну бумаги, нужно израсходовать 250 тонн воды ,а чтобы изготовить одну тонну стали сталеварам требуется 150 тонн воды. Вот как много нужно воды для производства.
В старину города, села и деревни строили по берегам рек.
- Как вы думаете почему?
Правильно. В те далекие времена вода в водоемах была чистая, можно было пить и речную и озерную воду. Чтобы сделать ее еще чище и вкусней, в сосуд с водой клали рябиновые листья. Они не только очищали воду, но и придавали ей неповторимый вкус.
- А еще почему?
Верно. В реках и озерах водилось много рыбы. Многие крестьяне занимались рыболовством. Из рыбы варили не только вкусную уху, но ее солили, вялили, сушили, т. е. заготовляли впрок.
Наконец, по рекам, этим голубым водным дорогам, ходили старинные суда. Купцы перевозили свои товары из города в город и вели торговлю.
Столетие проходило за столетием, вода в реках становилась более загрязненной, и пить ее делалось все опасней. С водой переносились тяжелые заболевания, например, брюшной тиф. Города на берегах рек разрастались, население увеличивалось, люди страдали от нехватки чистой питьевой воды.
Попробуем мысленно перенестись в нашу столицу на 300 – 400 лет назад. Вода в Москве – реке еще была чистой и прозрачной, а во дворе каждого дома находился колодец с хорошей питьевой водой. Чистой была вода и в прудах, а воду из Пресненских прудов подавали ко двору самого царя Александра Михайловича.
Но уже в XVIII в., при царе Петре I, стала бурно развиваться промышленность, загрязнявшая и почву, и воздух, и воду. Отходы беспечные люди сбрасывали в Москву – реку и ее притоки, а также в московские пруды.
Вот тогда – то и начались вспышки эпидемий, люди стали умирать от заразных болезней.
В конце XVIII в. Царица Екатерина II издала указ о строительстве в Москве водопровода. Источниками воды стали Мытищинские ключи. Вода в них необыкновенно чистая, вкусная и полезная. Водопровод строили долго – 12 лет, ведь дело это было нелегкое. Вода бежала не по трубам, а по кирпичной галерее и не под напором, а самотеком, под уклоном.
Жители Мытищ гордились своей замечательной водой, которой поили всю Москву. Недавно московскому водопроводу исполнилось 200 лет. Речная вода проходит фильтрование и бактериологическую очистку и по разветвленной подземной сети поступает к жителям столицы.
Отгадайте загадки:
Без нее, без нее В каждый дом, в каждый дом
Нам не выстирать белье, Несет по трубам воду он.
И посуду не помыть, Под землею он живет,
Суп и кашу не сварить. Его зовут … (водопровод).
Она нужней нам, чем еда,
И называется … (вода).
Вопросы:
- Почему в старину города строились по берегам рек?
- Где люди брали воду для питья?
- Почему со временем пить воду из рек, озер и ручьев стало опасным?
- Когда был построен московский водопровод?
- Как очищают воду перед подачей ее в дома?
Задание:
Составьте рассказ со словами: река, речная вода, фильтр, очистные сооружения, водопровод, трубы, кран с горячей и холодной водой.
Игра «Морской или речной»
Воспитатель раскладывает карточки, на которых изображены речные и морские обитатели. Например: акула, осьминог, карась, ерш, медуза, рак, щука и т. д.
Ребенок должен разделить морских животных и речных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Конспект занятия в старшей группе
«Вода в жизни растений».
Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни растений.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, комнатное растение, лейка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни растений. Представьте, что вам подарили красивое комнатное растение. Горшок с цветком поставили на подоконник, и мама подробно объяснила вам, как надо ухаживать за растением, чтобы оно всегда было свежим, а его листья не засохли и не пожелтели. Кстати, мама подарила вам и маленькую пластмассовую лейку. Из нее вы будите поливать цветок.
Без воды растения жить не могут. Одним нужно больше воды, другим меньше, третьим одна капля. Но вода необходима любому растению.
Сколько нужно воды растениям, я расскажу вам позже, а пока послушайте о том, как растения «пьют» воду. Растения забирают воду из почвы с помощью тоненьких волосков, которые покрывают корни.
Из клеток корневых волосков вода просачивается в клетки мякоти корня и, двигаясь из клетки в клетку, попадает в тончайшие трубочки – сосуды.
По сосудам вода поднимается к стеблю, к веткам и листьям. Что же заставляет воду подниматься к кронам самых высоких деревьев, т. е. двигаться вверх.
Оказывается, корни всасывают воду, создавая определенное давление. Его называют прикорневым. Холодная вода плохо всасывается корнями, а теплая – хорошо. Поэтому поливать растения, в том числе и домашние цветы лучше водой комнатной температуры.
Воду недаром называют «соком Земли». Она входит в состав клеток растения в виде особых растительных соков, в которых есть минеральные соли и сахара. Вода нужна для набухания и прорастания семян, особенно много ее необходимо растениям во время роста.
А вот когда начинает созревание плодов, и овощам и фруктовым деревьям воды нужно меньше. Их можно не поливать.
Для полива огородники часто используют дождевую воду, собранную в большие бочки. Она прогревается за день на солнышке. Поливают сады и огороды и речной водой.
Послушайте стихотворение:
Добрая реченька.
В теплую погоду, тихим ясным вечером,
Поит огороды маленькая реченька.
Ива серебристая. Тополь замер чуткий,
Дай ведро водицы, реченька – голубка!
- Что происходит дальше с водой, которая попала в внутрь растения?
Через крошечные отверстия, которые есть на каждом листочке, вода испаряется. Она превращается в невидимый пар и улетает в облака. В облаках пар охлаждается, опять становится жидкостью, собирается в дождевые капельки, которые падают на землю. Значит, растения участвуют в круговороте воды в природе. Если листья крупные, как у фикуса или бегонии, то родина растения там, где много влаги. Чем крупнее лист, тем больше влаги с него испаряется. Особенно много влаги испаряется с молодых листочков.
За сутки с листьев капусты испаряется один литр воды, с кукурузных листьев – 800 граммов, а с листьев красавицы – березы больше 60 литров. Вот почему в березовой роще всегда свежий и влажный воздух.
Если листья растения мелкие, или вместо листьев – колючки, как у кактуса, значит родина растения – засушливые районы планеты. О сухом климате говорит и восковой налет, покрывающий листья и мельчайший густой пушок на поверхности листа.
Теперь, посмотрев на листья цветка вы можете определить, много ли ему требуется влаги или мало, и будите поливать его правильно.
В природе по берегам рек, ручьев, озер и прудов обычно растут влаголюбивые растения, их листья крупные, стебли сочные, а соцветия пышные. Им нужно много воды.
И маленький цветок душистой фиалки , и могучий столетний дуб, и водоросли на дне реки, и мхи, устилающие землю в еловом бору, - растения. Мы видим их всюду: в лесу, на лугу, в поле, в саду. Весной и летом земля словно наряжается в изумрудно – зеленое платье из свежих листьев.
Послушайте стихотворение:
Зеленое платье планеты.
Весенние свежие травы покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы. Зеленою стала Земля.
В лесу теперь тень и прохлада,
А воздух - целебный настой.
Растенья – нам добрые братья,
Былинка и дуб – исполин.
Планеты зеленое платье
Давайте, друзья, сохраним!
Растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются. У большинства растений есть корни. У одних они расположены глубоко в земле, у других находятся в верхнем слое почвы. Корнями растение всасывает из почвы воду, в которой растворены минеральные соли и питательные вещества. А листья растений поглощают из воздуха углекислый газ. Под воздействием солнечных лучей он превращается в крахмал и сахар, необходимый растениям для жизни и роста.
Вы, наверное, замечали, что если комнатному растению не хватает света, его листья желтеют и вянут, а цветы засыхают. Без солнечного света зеленые растения жить не могут.
Крахмалом и сахаром растения щедро делятся с человеком и животными. Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, а забирают из нее углекислый газ. Если бы на нашей планете исчезли растения, то в воздухе совсем не осталось кислорода, и тогда люди и животные не смогли бы жить на Земле. Ведь им нечем было бы дышать.
Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними
Отгадайте загадку:
Он стоит на окне
И тихонько шепчет мне:
«Ты воды не пожалей,
Меня из леечки полей!»
(комнатный цветок).
Вопросы:
- Могут ли растения жить без воды?
- Как забирают растения воду из почвы?
- Как вода попадает в стебли и листья растений?
- Когда растениям нужно больше воды?
- Когда фруктовые деревья можно не поливать? Почему?
- Что вы знаете об испарении воды листьями растений?
- О чем могут рассказать листья растений?
- Участвуют ли растения в круговороте воды? Расскажите об этом.
Задания:
- Нарисуйте и раскрасьте цветок в горшке, лейку, лист березы, клена, тополя, дуба, кактуса, цветок водяной лилии и кувшинки.
- Составьте рассказ со словами: дождь, береза, влажная земля, листья, испарение воды с листьев березы, водяной пар, облака, капля.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Конспект занятия в старшей группе
«Вода. Какая она?»
Цель: Расширить и углубить знания детей о воде. Развивать речь, обогащать словарный запас, пробуждать воображение и фантазию.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о воде. Это самое распространенное и удивительное вещество в природе!
- Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду? Сначала расскажите о воде, которая есть у вас дома. (ответы детей).
Невозможно представить жизнь современного человека без воды. В ванной комнате и на кухне у вас есть краны с горячей и холодной водой.
-Вспомните, когда мы открываем их и пользуемся водой? (когда моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы и т. д.)
- Когда еще нужна вода? (готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения и т. д.)
Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.
- Задумывались ли вы о том, как вода поступает в дом? Из больших емкостей ее с помощью насосов закачивают в трубы, и она поднимается до самых верхних этажей.
- Представьте, что вам захотелось пить. Можно ли пить некипяченую воду из – под крана? Лучше этого не делать. Сырую воду нужно кипятить. Кипячение убивает вредных микробов, которые содержаться в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ – хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить ее. Но пить некипяченую воду нельзя.
- Какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай: ту, которая течет из крана с холодной или из крана с горячей водой? (ответы детей).
Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Ее используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В эту воду добавляют специальные химические вещества, вредные для здоровья человека.
Теперь вы уже кое – что знаете о той воде, которая течет из кранов в вашей квартире. Она называется водопроводной.
- А теперь вспомните, где вы видели воду в природе? (ответы детей: в реке, в ручейке, в болоте, озере и в пруду.)
А еще вы наверняка видели дождь и лужи, которые остаются после дождя. Может быть, кто – нибудь из вас отдыхал на море. Видел, какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды!
Послушайте стихотворение:
Вода наполняет моря, океаны,
И реки, и родники.
Растают над степью седые туманы,
Наполнят весной ручейки.
Вода улетает высоко, за тучи
И кружит всю жизнь напролет:
То станет легчайшей снежинкой летучей,
То дождиком землю польет.
Так кружится, кружится без передышки –
То капля, то иней, то снег, то ледышка.
Снег и лед, которые появляются зимой, - это тоже вода, только замерзшая. Кристаллы инея на ветвях деревьев, морозные узоры на стеклах, капельки тумана, висящие в воздухе, роса на траве, облака и тучи – это тоже вода.
Послушайте стихотворение:
Вы узнали воду?
И сугроб и снегопад –
Белоснежный снегопад,
Капля в чашечке цветка, кучевые облака,
То туман в осенней мгле,
То узоры на стекле,
То сосульки, то капели,
Что весною зазвенели,
Иней хрупкий ледяной,
Что укрыл леса зимой,
В лужице осколки льда –
Это все вода, вода!
Отгадайте загадки:
Если пить мы захотим, Мы с ней очень крепко дружим,
То ее мы вскипятим. Утром моемся под душем.
(Вода) (Вода.)
Я косматая, большая, На земле осталась я
По небу медленно ползу. После летнего дождя,
И веду с собой грозу. Разлеглась среди дороги,
(Туча.) Кто пройдет, промочит ноги.
(Лужа.)
Задания: Нарисуйте и раскрасьте.
- Кувшин с водой.
- Раковину и краны с горячей и холодной водой в ванной комнате.
- Тучу, из которой идет дождь.
- Лужу на дороге.
- Каплю росы на зеленом листочке.
Поиграем: Назовите явление природы, которое не связано с водой: дождь, град, листопад, иней.
Рефлексия. О чем беседовали на занятии. Что понравилось больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....
Проектная деятельность по экологии в старшей группе- "Вы слыхали о воде?Говорят она везде!"
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что м...
Вы слыхали о воде?говорят она везде!
Интеграция образовательных областей: Речевое развитиеПознавательное развитие , Художественно-эстетическоеразвитие.Цель: Расширить знания детей о воде.Образовательные: Расширить знания о свойствах воды...
проектная деятельность в средней группе на тему "Вы слыхали о воде? Говорят она везде!"
Паспорт проектаТема проекта: «Вы, слыхали, о воде? Говорят она везде!»Автор проекта: Михайличенко Оксана Николаевна, воспитатель средней группы.Участники проекта: дети средней группы, роди...
«Вы слыхали, о воде? Говорят она везде! В море, в луже, в океане и в водопроводном кране»
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) тема: «Вы слыхали, о воде? Говорят она везде! В море, в луже...
КОНСПЕКТ открытого просмотра познавательно-игрового занятия с элементами исследовательской деятельности: «Вы слыхали о воде, говорят она везде» с детьми средней группы №1.
Открытое занятие с детьми средней группы....
"Вы слыхали о воде, говорят она везде"
Развлечение по теме проекта "Волшебница вода"...