откуда берется воздух?
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Скрипкина Елена Анатольевна

Кратковременный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beretsya_vozduh.docx81.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Откуда берется воздух?»

 

Автор: Скрипкина Е.А..воспитатель

Исследовательский проект.

Кратковременный проект.

Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Образовательные области: Познание, коммуникация, здоровье, музыка, физическая культура.

 

Воздух – вещество, которое в понимании ребенка вроде бы и есть, но, так как увидеть его нельзя, вроде бы и нет. На словах детям сложно понять что такое воздух, поэтому без опытов здесь не обойтись: как доказать, что воздух есть? Где его можно увидеть? Имеет ли воздух свой вес? Что такое ветер и откуда он берется? Воздух и запах – это одно и то же или нет? Может ли воздух быть теплым и холодным, грязным и чистым? Что делает воздух чище, а что наоборот, загрязняет его? Может ли воздух удержать воду? Опыты ответят на тысячу вопросов ребенка.

 

 

Цель: расширение знаний детей о воздухе путем установления причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента.

 

Задачи:

1.        Уточнить понятие детей о воздухе как реально существующем газе, его свойствах, способах его обнаружения.

2.        Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3.        Дать представление о источниках загрязнения воздуха, способах его сохранения и очищения. Развивать экологическое сознание.

4.        Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента, делать выводы.

 

Ожидаемые конечные результаты

 

В результате осуществления проекта дети отчетливо понимают, что воздух – это газ, который имеет свои физические свойства. Знают эти свойства, способы и области применения этих свойств человеком. Понимают, что такое атмосфера, атмосферное давление, механизм возникновения ветра. Осознают проблему загрязнения воздуха, источники загрязнения, способы очистки воздуха. Знают, как защитить себя от пагубного влияния загрязненного воздуха. Способны с помощью взрослого проводить элементарные опыты, выявлять причинно-следственные связи и делать на их основе выводы.

1.1.Что такое воздух.

Цель: расширять представления детей о воздухе; с помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства, создавать ветер.

 

1.2.Имеет ли воздух вес.

Цель: изучить опытным путем, имеет ли воздух вес; что происходит при нагревании и охлаждении воздуха.

 

 

 

1.3.Где может прятаться воздух

Цель: показать, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

 

1.4.Воздух и запах.

Цель: разграничить понятия «воздух» и «запах», показать, что воздух передает различные запахи, но сам ничем не пахнет.

 

1.5.Воздушные фокусы.

Цель: обогащать представления детей о воздухе; опытным путем показать, что воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.

 

1.6.Дышите чистым воздухом.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха. Рассказать о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и способах защиты от  них.

 

2.      Беседы

 

2.1.Воздушная оболочка земли

Цель: формировать представление детей о понятии «воздушная оболочка земли - атмосфера». Обсудить, как важен воздух для жизни на нашей планете всего живого и человека.

 

2.2.Как летит воздушный шар

Цель: дать представление детям о том, как летит воздушный шар, какие свойства воздуха использует человек для полета на воздушном шаре.

 

2.3.Животные и запахи

Цель: дать представление детям о значимости запахов в жизни животных и насекомых.

 

2.4.Давление воздуха и ветер.

Цель: познакомить детей с понятием «атмосферное давление», о зависимости данного понятия от температуры воздуха; объяснить, как возникает ветер.

 

2.5.Высоко в горах.

Цель: познакомить детей с особенностями атмосферного давления и его влияния на человека высоко в горах.

1.1.Какой воздух в нашем городе

Цель: обсудить экологическую обстановку в нашем городе; влияние состояния воздуха на наше здоровье; способы защиты от негативного влияния загрязненного воздуха.

 

2.      Дыхательная гимнастика (коррекционная работа).

 

Включает в себя голосовые игры («путешествие», «вежливые слова»), игры – приветствия и игры-прощания.

Цель: формировать бережное отношение к своему здоровью.

 

 

 

3.      Упражнения под музыку

4.1. Полоскать платочки

4.2. Ветерок и ветер

4.3. Поднимай флаг

4.4. Хлопки в ладоши

4.5.Поднимай и скрещивай флажки

 

4.      Индивидуальная работа.

Проведению данных опытов обучаются несколько детей, которые позже передают свои знания (обучают) других детей из группы самостоятельно (под присмотром воспитателя). Предварительно проводится инструктаж детей по правилам безопасности.

 

4.1.Опыт «Сухой из воды».

Цель: закрепить представление детей о свойствах воздуха, его способности заполнять пустые пространства.

 

4.2.Воздушные вихри

Цель: закрепить представление детей о свойствах воздуха, о том, что давление воздуха образует ветер, который может перемещать предметы.

 

5.      Работа с родителями

 

Воспитатель задает домашние задания для выполнения детьми с родителями в письменной форме с методическими рекомендациями. Воспитатель просит родителей подготовить с ребенком рассказ с фото-отчетом.

 

5.1.Эксперимент «Узнаем объем легких»

Цель: Обеспечить совместную с родителями экспериментальную деятельность; показать способность воздуха вытеснять воду, показать наличие воздуха в легких человека.

 

5.2.Познакомимся с воздушными шарами

Цель: предложить родителям познакомить детей с воздухоплаванием, его историей; рассказать какие свойства воздуха использует при этом человек.

 

5.3.Воздух в аквариуме

Цель: предложить родителям рассказать детям о особенностях дыхания водных обитателей на примере наблюдения за аквариумными рыбками.

1.1.Есть ли воздух в воде

Цель: предложить родителям показать наличие воздуха в воде через элементарный эксперимент.

 

1.2.Информация о загрязнении воздуха в городе, крае. Экологическая карта .

Цель: предложить родителям совместно с детьми найти информацию о экологическом состоянии воздуха в нашем городе, районе; составить экологическую карту города.

 

1.3.Экскурсия в парк «Дышите легко и свободно!»

Цель: предложить родителям отправится на прогулку в парк; провести дыхательную гимнастику; обсудить ощущения, полученные от прогулки в парке; рассказать детям о пользе регулярных прогулок на свежем, чистом воздухе.

 

 

2.      Наблюдения

 

2.1.Наблюдение за дымящимися трубами котельной.

Цель: обратить внимание детей на промышленные трубы, на дым, идущий из них; рассказать о составе этого дыма и о его влиянии на здоровье; обсудить возможности защиты воздуха от промышленных выбросов.

 

2.2.Наблюдение за природными явлениями (ветер сильный, слабый, затишье, тёплый, холодный, рябь на лужах и запуск корабликов).

Цель: обратить внимание детей на ветер, его силу; объяснить движение воздуха, возникновение ветра.

 

2.3.Полет воздушных шариков (с гелием и воздухом).

Цель: показать, как по-разному летят шарики наполненные гелием и воздухом; объяснить, почему так происходит.

 

2.4.Чем пахнет на улице.

Цель: обратить внимание детей на то чем пахнет в городе. Предложить вспомнить, чем пахнет в парке, чем пахнет летом в деревне. Обсудить, почему такие разные запахи.

 

3.      Рассматривание иллюстраций и картин

 

3.1.Промышленные районы городов.

3.2.Лесные массивы страны.

3.3.Путешествия на воздушных шарах.

3.4.Парки города.

3.5.Ураганы, штормы.

 

4.      Знакомство с литературой, стихотворениями.

9.1. Н.Носов «Незнайка на воздушном шаре»

9.2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане»

9.3. Чем пахнут ремесла? Джани Родари

9.4. М. Лермонтов «Горные вершины»

9.5. Н. Сладков «Разноцветная земля» (Зеленая земля)

 

 

 

5.      Обогащение развивающей среды.

 

Воздухарик, трубочки, пробирки, емкости для воды, картинки на тему «атмосфера земли», Весы, воздушные шары, картинки на тему воздухоплавания, разнообразные предметы для обнаружения в них воздуха, ветряные мельницы, пробирки «с запахами», картинки на тему «леса Земли», экологические плакаты, фото промышленных районов, экологическая карта города, комплекс дыхательной гимнастики в картинках, фото парков города.

Конспект  занятия.

Исследовательская деятельность «Где прячется воздух?»

Воспитатель Скрипкина Е.А.

Задачи: расширять представление детей о воздухе .Показать ,что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опустить предметы в воду.

Оборудование :большие пробирки ,пинцет.

Предметы: камни, шишки ,пуговицы, гвоздики и пр.

Проведение исследования: Воспитатель показывает детям небольшие тяжёлые предметы :камень, гвоздь, крупную пуговицу, шишку.

-Ребята, как вы думаете, есть ли воздух внутри предметов?(ответ детей)

-Давайте внимательно посмотрим что будет происходить с предметами, когда они окажутся в воде.(Один из детей бросает на дно пробирки с водой предмет, все наблюдают, так как со стороны лучше видны, идущие вверх от предметов, пузырьки воздуха)

-Вы что-нибудь заметили? (ответы детей)

Дети по очереди опускают в воду все предметы, наблюдая пузырьки воздуха. поднимающиеся к поверхности.

Предметы, оставаясь под водой, покрываются маленькими пузырьками; это из мельчайших щелей в пластмассе. металле и других материалов выходит воздух.

-Ребята. Как вы думаете, что же это за пузырьки вокруг предметов и откуда они взялись?(ответы детей)

_Пузырьки -это воздух, он заполняет маленькие пустоты в этих предметах. Но ,попав в воду, воздух вышел пузырьками, а его место заняла вода.

-Предметы из материалов, внутри которых много воздуха, не тонут в воде. К ним относятся: древесина, поролоновая губка, пробка и пр.Внутри этих материалов содержится так много воздуха, что они могут держаться на поверхности воды.

-Как вы думаете почему не тонет воздушный шар, спасательный круг ? (ответы детей)

Вывод: воздух не только окружает нас повсюду, но и содержится в твёрдых предметах. он легче воды, поэтому предметы ,наполненные воздухом(шарики, спасательные круги. поролон),не тонут.

-Итак, вы сегодня узнали много нового о воздухе, его значении для человека и всех живых существ.

-А знаете-ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдёмте в зал, там вас ждёт сюрприз-воздушные шары. они наполнены воздухом. Дети играют с шарами.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/13/p1014517_960x720.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Откуда берется хлеб?"

Презентация к занятию для детей старшей группы  по ознакомлению с окружающим миром...

Консультация для родителей на тему: «Откуда берется агрессивность?»

Консультация для родителей на тему:«Откуда берется агрессивность?»...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Откуда берется ветер и почему он движется

Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 216»        «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР И ПОЧЕМУ О...

Исследовательская работа "Откуда берется звук?"

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности....

Откуда берется мёд.

Конспект занятия по изобразительной деятельности....