Роль коллективной деятельности в экологическом образовании дошкольников.педагогический аспект.
статья по окружающему миру на тему
В статье раскрывается роль коллективной деятельности в усвоении экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnaya_deyatelnost_v_ekologicheskom_obrazovanii_doshkolnikov.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль коллективной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста: педагогический аспект.
Сергеева Светлана Васильевна
старший воспитатель
ГБОУ СОШ №2031
Аспирантка МГПУ
Кафедра
«Управления дошкольным образованием»
г.Москва
Одним из ключевых принципов устойчивого развития человечества в XXI веке следует признать приоритет экологического образования подрастающего поколения в первую очередь. Важнейшим звеном в системе экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения, где должны быть заложены основы сознательного, ответственного отношения к природной среде как к общественной и личной ценности. Однако это становится возможным лишь при условии соответствующей профессиональной подготовленности воспитателей ДОУ.
От уровня экологической компетентности воспитателя ДОУ, его педагогического мастерства в профессиональной эколого-ориентированной деятельности зависит то, в какой мере удастся реализовать цели экологического образования.
Однако в силу сложившегося стереотипа экологическое воспитание дошкольников проводится в основном на базе методик по ознакомлению с окружающим и некоторых разделов трудового воспитания. Это приводит к преобладанию несколько отстраненных и прагматических установок детей по отношению к природе.
Главная цель экологического образования – формирование основ экологической культуры, т.е. правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Период дошкольного детства- благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе.
Тема формирования экологической культуры обширна и может рассматриваться через разнообразные формы детской деятельности.
Коллективные проекты - это один из видов экологического образования. И в детском саду экологическое образование должно не только держаться в реестре ознакомления, необходимо ввести и эмпирический компонент, для большего интеллектуального развития.
Как говорит Элизабет Ботер (Élisabeth Bautier): « В детском саду надо начинать исследовать».[2]
Детский сад являются излюбленным местом ознакомительной практики маленьких детей с объектами, явлениями, процессами, ролями.
На самом деле, практические занятия – часть великой эпохи экологического образования, “выразительная модель ” для детского сада.
Исследовательская деятельность-это не просто наблюдение, накопление экспериментальных данных. Можно прекрасно изучать объект в течение многих лет, не привлекая к наблюдению научного интереса. Чтобы объект имел для ребенка какую-то ценность, необходимо, чтобы ребенок
имел некоторое представление о том, что он наблюдает. Пьер Клеман (Pierre Clément) говорит иначе, но все так же четко: « Наши глаза, которые являются продолжением мозга, не могут не видеть, что - то, что они могут интерпретировать на основе данных, уже сохраненных в памяти. Остальное даже не воспринимается! Все неразрывно связано с интерпретацией увиденного».[3]
Разработка коллективных мероприятий - это организация детей, как образовательного сообщества, с чередующимися работами в малых группах и всем вместе, это группа, которая будет осознавать трудности, думать, и это обеспечит более эффективное обучение. Поскольку коллективная деятельность-это развитие сотрудничества, взаимопомощи, взаимодополняемости, а не конкуренция.
Существует множество различных видов коллективной деятельности в детском саду.
Первый вид деятельности - это эвристически феноменальный, то есть
открытие нового для детей явления. Нужно обязательно иметь богатый материал для каждой группы воспитанников, с тем, чтобы обеспечить как можно больше возможных “открытий”. Если не существует ничего, с чем можно действовать, они ничего не найдут.
Второй вид деятельности - это эвристически изобретательский, т.е. каждая группа ставит небольшие конкретные проблемы, решает их, а затем презентуется всей группе. Этот вид деятельности также требует богатого материала, свободу действий, движений и слова детей.
Третий вид деятельности - это эвристический анализ изменчивости. Этот тип
деятельность отличается от первых двух, но обязательно входит в один из двух, т.к. он не может быть первым по времени. В общем, во время предыдущей операции, дети замечают эффект изменчивости и объясняют его стороны на этапе отчетности, например, в выражении смысла изменения. В любом случае этот вид деятельности состоит в изучении изменение качества, установление отношений между изменением одного фактора и его влияние на объект в целом.
В коллективе каждый старается участвовать в деятельности, внести свой вклад, никто не боится высказывать свои идеи и предположения: они знают, что то, что будет сказано, будет проанализировано, и всегда можно рассчитывать на помощь всей группы, это реальная поддержка. Таким образом, на лицо полезность сотрудничества, солидарности, поддержки, которые развиваются в рамках коллективной деятельности.
В коллективной деятельности создаются интеллектуальные связи, которые создают настроение и создают ценности.
Однако исследовательская деятельность требует нового профессионального отношения.
Новая фигура воспитателя, новый вид профессионализма – это педагог, который не вмешивается, не предотвращает исследование детей и не требует постоянных ответов.
Коллективная деятельность выступает в качестве основного средства для привлечения всех детей в интеллектуальный труд моделирования и проблемных ситуаций.
Благодаря коллективной деятельности, есть привлечение каждого ребенка в различные подходы – это и есть прогресс, т.е. она стимулирует каждого и не оставляет ребенка одного, которая позволяет охватить всех в интеллектуальном труде.
Таким образом, ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность такой детской деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, она способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста.
К.А. Тимирязев отмечал: «… Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».[3]
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Литература.
1.BAUTIER, Élisabeth. Préface. Les chemins des savoirs en maternelle /ed. par Michèle LIBRATTI, Christine PASSERIEUX. Lyon : Chronique sociale, 2000.
2.ASTOLFI, Jean-Pierre. L’erreur un outil pour enseigner. Paris : E.S.F., 1997.
3. http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=276
(Дата обращения 04.04.2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в экологическом образовании дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...
Роль ТСО обучения в экологическом образовании детей.
Технические средства обучения - это устройства, которые помогают педагогу объяснять более широко новый материал, обеспечивая ребенка наглядной информацией.Доказано, что наиболее в...
роль тсо обучения в экологическом образовании детей
роль тсо обучения в экологическом образовании детей...
Роль художественного слова в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. И важно начинать п...
Роль коллективной деятельности в естественнонаучном образовании в детских садах Франции.
В данной статье используется перевод диссертационного исследования madame Ledrapier Catherine, где четко показана необходимость начала естественнонаучного образования в дошколь...
Статья. Роль развивающей среды в экологическом образовании дошкольников.
Проблема экологического образования....
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
РОЛЬ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...