Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proektnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe2.docx | 25.37 КБ |
konspekt_proektnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проектной деятельности в старшей группе
по познавательному развитию на тему:
«Птицы - наши друзья»
Подготовила воспитатель: Миронова Е.И.
2017г.
«Сдается мне, жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их легкий, свободный полет ! А волшебное их искусство гнездостроения «без рук, без топоренка»! Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц ?»
Виталий Бианки
Актуальность проекта:
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Цель проекта: Формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта
• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;
• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;
• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
• расширять представления детей о зимующих птицах;
• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Организация НОД, наблюдения, беседы, ИОС, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, прогулка, п/и, чтение художественной литературы, слушание грамзаписи «Голоса птиц»
Совместная деятельность детей и родителей:
Беседы по данной теме.
Работа по реализации проекта проводилась в три этапа.
Этапы работы:
1-й этап – подготовительный.
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;
• определение проблемы;
• выбор цели проекта;
• составить план работы, проект: «Птицы – наши друзья»;
• введение детей в проблемную игровую ситуацию;
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.
2-й этап – основной.
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц;
- проведение бесед по проекту;
- выставка рисунков «Птицы – наши друзья»;
- наблюдение за поведением птиц во время прогулок;
- рассматривание картин, иллюстраций о птицах, предметных картинок, книг.
3-й этап – заключительный/
Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
Ход проекта.
Беседа «Что мы знаем о птицах».
Воспитатель:
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели
Небо чисто-голубое,
Что с природою такое? (Весна)
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!»
Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
Ребенок читает стишок:
Воробей по лужице прыгает и кружится
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил
Погода хорошая!
Чик-чирик!
Воспитатель:
В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»
Ребенок:
Шустрые синички
Птички-невелички
Прилетают в города на зиму,
Где есть еда,
А весеннею порой
Улетают в лес родной.
Воспитатель:
Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха и даже сорока-воровка. В южные края сороки от нас не улетают. Зимой перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.
Ребенок:
Вновь сорока-непоседа
Завела свою беседу
И стрекочет, и стрекочет
Показать наверное хочет,
Что к весне надела
В шали птица черно-белой,
Да наряд хороший вышел,
Но нельзя ли быть потише!
Физкультминутка:
Мы вошли все с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево,
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Воспитатель предлагает детям назвать и других птиц, которые живут рядом с нами круглый год (ворона, голубь, галка, дятел, сова).
Воспитатель:
Весна – время возвращения перелетных птиц. Трясогузка прилетает в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе её называют «ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком – «лед ломает».
Ребенок:
Трясогузка, трясогузка –
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моем саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной.
Воспитатель:
Возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.
Ребенок читает стихотворение:
Лишь зажурчат весной ручьи,
Спешат на родину грачи.
Где отчий дом, где все родней,
Где даже червяки вкусней.
Воспитатель:
Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже, бывает, чуть раньше их. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют.
Ребенок:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Воспитатель: Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока «хозяева» отсутствовали.
Ребенок читает стихотворение:
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель:
С наступлением мая, когда листья на деревьях и кустарниках окрепли, раскрылись, в наши края прилетает соловей. В густых зеленых зарослях заливаются лесные певцы – соловьи. Никто в лесу не поет лучше соловушки.
Ребенок:
Соловей – соловушка,
Светлая головушка
Только солнышко взойдет
Звонко песню пропоет
Громко заливается
Для друзей старается
Оживает все кругом
С песней счастье входит в дом
Воспитатель предлагает игру «Кто улетел?». – Выставляют 3-4 картины с изображением птиц, дети запоминают. Затем ребенок закрывает глаза, одну картинку переворачивают. Открыв глаза, ребенок должен назвать улетевшую птицу.
Воспитатель:
В середине октября в леса и парки прилетают с севера стайки ярких веселых птиц. Свиристели любят спелые ягоды рябины.
Ребенок:
Песня звонкой свиристели
Раздается под окном
Снова в гости прилетели
И сидят как за столом
Гроздья спелые рябины
Угощенья лучше нет
Словно яркие рубины
Свиристели на обед.
Воспитатель:
С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири.
Ребенок:
На снегу сидит, блистая
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей
На красавцев снегирей!
На закрепление названий птиц проводится игра «Веселый шарик».
– Дети встают в круг, передают друг другу шарик и говорят слова: «Ты катись веселый шарик быстро-быстро по рукам, у кого веселый шарик называет птицу нам».
Воспитатель:
Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится. Умолкнут поля, леса, степи. Не порадует наши глаза их быстрый, ловкий полёт, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут их секреты и тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, не сочиняя сказок. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, и опустошат наши поля, сады огороды. Гусеницы и жуки погубят леса. Некому станет разносить по лесам семена лесных ягод, желуди, орехи. Пусто станет на Земле. А чтобы этого не случилось, мы должны птиц охранять и беречь.
Что мы можем сделать для наших птиц-друзей?
Выслушиваем ответы детей.
– Мастерить кормушки и делать скворечники, подкармливать их зимой, не разорять не гнезда, проявлять осторожность в лесу и т.д.
Сколько птиц на белом свете,
Берегут их, даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке...
Пусть порадуются «Пташки»
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе...
Помогите, им, в судьбе!
Литература:
- Т.А. Шорыгина «Птицы – какие они?»
- А.Барков «Голоса весеннего леса»
- М.Пришвин «Про птиц и зверей»
- Энциклопедия «Тайны живой природы»
- Бабенко В.Г. «Кто живет рядом с нами»
- В.Е. Флинт «Про птиц из Красной книги»
- Моя первая энциклопедия «От орла до воробья» (птицы Европы и России)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Сдается мне, жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их легкий, свободный полет ! А волшебное их искусство гнездостроения « без рук, без топоренка » ! Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц ? » Виталий Бианки
Загадка «Весна» Растопило солнце снег, Радость на душе у всех, Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капели Небо чисто-голубое, Что с природою такое?
Беседа с детьми о птицах
Физкультминутка
Игра «Веселый шарик»
Дети раскрашивают рисунки о птицах
Птицы – наши друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".
Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....
Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Мы шагаем по Москве»
Москва – столица нашей Родины, её самый главный город, благодаря которому Россия известна во всем мире. Дети с интересом знакомятся с историей любимого города, поэтому прогулки по городу позволя...
Авторский конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Путешествие в сказку»
Конспект щбразовательной деятельности...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему «Мы спасём речку»
Конспекты занятий...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»
Данный конспект занятия «Зимующие птицы» разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие по с...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Моя семья»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. ТербуныТербунского муниципального района Липецкой области Конс...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: Квест – игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»
Цель: формировать у детей представление о правильном питании, как основе здорового образа жизни. Задачи:...
- Мне нравится (1)