"Великие люди Земли Русской"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_velikie_lyudi_zemli_russkoy.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ЦРР - детский сад № 5 «Рябинка»
воспитатель, Морозова Лиля Асхатовна
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию
детей подготовительной к школе группы
«Великие люди Земли Русской»
«Когда мы любим, гордимся отечеством —
это значит, что мы гордимся его великими людьми,
т. е. теми, которые сделали его сильным
и уважаемым на исторической сцене»
И. П. Павлов.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространственно — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа. Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней?
Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, которой он гордится и которая может гордиться им. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но дети дошкольного возраста очень часто с трудом отличают то, что произошло с ними накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать им, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить детей с историей, чтобы было интересно. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, а также уважение к труду людей науки и искусства.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть их может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных достижениях людей России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребята, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта они приобретут знания об истории России, о достижениях отечественной науки и искусства, о людях, прославивших свою страну трудом, способностями и знаниями, то можно считать цель и задачи проекта выполненными.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – долгосрочный.
Цели: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по изучению достижений отечественной науки и искусства; воспитание у детей патриотизма на примере служения науке и искусству великих людей России;
Задачи:
- поддерживать у детей интерес и тягу к знаниям, которые выработало человечество;
- воспитывать уважение к труду великих людей России и гордость за достижения отечественной науки и искусства;
- воспитывать целеустремлённость на примере жизни гениальных людей нашей страны;
- развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности дошкольников.
Сроки реализации проекта: сентябрь – май
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
- Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
- Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.
- Организация условий для реализации целей и задач проекта.
- Мониторинг
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Изобразительная деятельность.
- Беседы.
- Экскурсии по городу в рамках сотрудничества с социальными структурами города – ОЦНК, МВК им. Шемановского, Арт – центр «Дом ремесел», КДЦ «Наследие», «ЦБС».
- Игровая деятельность.
- Тематические вечера.
3 этап. Итоговый
- Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о развитии науки искусства в нашей стране, о достижениях великих людей в разные времена через мониторинг.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
- Повышение познавательной активности детей в ходе знакомства с достижениями великих людей России в разные времена.
- Обогащение представлений детей о причинах различных изобретений в сфере науки и искусства.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.
План работы по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственный | Продукт / Результат |
1. | Родительское собрание. Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы» | сентябрь | Воспитатели /родители | Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы |
2. | ООД по ознакомлению с достижениями великих людей России в сфере науки и искусства | Сентябрь - май | Воспитатели/ дети | Систематизация накопленных знаний |
4. | Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций | Сентябрь - май | Воспитатели | Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации |
5. | Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. | Апрель | Воспитатели/ родители | Рефлексия о совместно проведенной работе. |
6. | Итоговый анализ проведенной работы | Май | Воспитатели, дети, родители | Отчет о реализации проекта. Общие итоги в виде детско – родительского мероприятия «Хочу все знать» |
Мониторинг на начало и конец учебного года:
Ф.И. ребенка | Знаком с достижениями великих людей России в разные времена. | Понимает значимость людей, прославивших свою страну трудом, способностями и знаниями. | Имеет представление о причинах различных изобретений и изменений в сфере науки и искусства. |
Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.
Список используемых сокращений:
ЧХЛ - чтение художественной литературы
С.р.и. - сюжетно – ролевая игра
Дид. игра – дидактическая игра
Планирование образовательной деятельности
Дата | Тема, программное содержание | Закрепление материала |
сентябрь | «Поэты и писатели России». Продолжать знакомство с поэтами и писателями России; закрепить знания о произведениях А.С.Пушкина, С.Есенина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, И.А Крылова; рассказать детям о жизни и творчестве этих великих людей; прививать интерес к истории своей страны. | Рассматривание иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, И.А Крылова и др. Беседы на тему: «Мой любимый сказочный герой», «Чем сказка отличается от рассказа». Компьютерная викторина «Угадай сказочного героя». ЧХЛ – А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «У Лукоморья дуб зеленый…»; «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Сатлане»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях; «Сказка о попе и его работнике Балде»; С.Михалков «Дядя Степа»; Л.Н. Толстой «Филлипок». Лепка «Персонаж любимой сказки». Рисование «Мой любимый сказочный герой». |
октябрь | «Русские композиторы». Продолжить знакомить детей с композиторами нашей страны и их произведениями; рассказать о жизни и творчестве П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского – Корсакова, С.С.Прокофьева и их вкладе в развитие музыкального искусства; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее композиторов. | Прослушивание произведений П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского – Корсакова, С.С.Прокофьева. Музыкальная деятельность - музыкальные игры; игра на металлофоне; воспроизведение ритмического рисунка на барабане, бубне, тамбурине; рисование под музыку русских композиторов. |
ноябрь | «Правители нашей страны в разные времена». Познакомить с историей правления царей на Руси; рассказать о сходстве и отличии действий царя и президента; рассказать о правлении царей Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины Великой и их вкладе в развитие Руси; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну. | Рассматривание портретов Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины Великой и др. правителей нашей страны; символов России (флага, герба) в разные времена. Беседа на тему: «Если бы я был президентом». |
декабрь | «Ученые нашей страны». Познакомить детей с учеными нашей страны; рассказать о Ломоносове, Менделееве и их вкладе в развитие российской науки; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее ученых. | Рассматривание портретов Ломоносова, Менделеева и других ученых. Познавательно – исследовательская деятельность - «Наш помощник – микроскоп», «В мире химии», «Путешествие в мир стеклянных вещей», «Знакомьтесь – фарфор». ЧХЛ - М.В.Ломоносов «Лишь только дневной шум замолк», «Послушайте, прошу, что старому случилось». |
январь | «Спортсмены». Закрепить знания детей о зимних и летних видах спорта и спортивном снаряжении; познакомить с российскими спортсменами – победителями и призерами различных соревнований; воспитывать чувство гордости за спортсменов нашей страны. | Рассматривание иллюстраций о спортивном инвентаре и видах спорта. Валеологич. игра: «Назови спортсмена». Лепка «Лыжник». Спортивные игры на прогулке. Эстафеты. ЧХЛ - Галишникова Н. «Всегда полезно спортом заниматься»; В.Пахомов «Легкая атлетика»; М. Санадзе «Когда я вырасту, я стану хоккеистом». |
февраль | «Полководцы нашей страны в разные времена». Продолжать знакомство с великими людьми нашей страны; рассказать о полководцах Александре Суворове, Михаиле Кутузове, маршале Жукове, об их победах; познакомить с праздником - Днем Воинской Славы России и историей его появления; прививать интерес к истории своей страны; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь; закрепить знания о военных профессиях и военной технике разных времен. | Рассматривание иллюстраций о полководцах Александре Суворове, Михаиле Кутузове, маршале Жукове. Лепка «Богатырь и его конь». С.р.и. «Армия». Настольная игра «Защитники Отечества». Вечер загадок о военной технике и военных профессиях. Развлечение ко Дню Защитников Отечества. ЧХЛ - Н. Головина «Моя первая русская история в рассказах для детей»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове»; |
март | «Художники нашей страны». Продолжить знакомить детей с художниками нашей страны и их произведениями; рассказать о Левитане, Шишкине, Айвазовском, Васнецове и их вкладе в развитие живописи; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее художников. | Рассматривание иллюстраций и картин Левитана, Шишкина, Айвазовского, Васнецова. Знакомство с художниками иллюстраторами. Знакомство с изобразительным искусством: портрет, пейзаж, натюрморт. Развитие речи - «Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками». «Составление описательного рассказа на тему «Моя картина». Рисование «Обложка для книги сказок». ЧХЛ – Ю. Гречко «Художник»; Г. Ветрова «Исаак Левитан. Сказка о грустном художнике»; Г. Ветрова «Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике»; Г. Ветрова «Иван Айвазовский. Сказка о волне и художнике»; |
апрель | «Космонавты». Обобщить и уточнить знания детей о покорении космоса; познакомить с историей жизни первого космонавта - Ю.А.Гагарина, его соратников – Г.С.Титова, А.А.Леонова, В.В.Терешковой и др.; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее космонавтов. | Рассматривание иллюстраций о космических кораблях, спутниках и снаряжении космонавтов. Рассматривание иллюстраций о Ю.А.Гагарине, его соратниках – Г.С.Титове, А.А.Леонове, В.В.Терешковой и др.; С.р.и. «Космонавты». ЧХЛ - Ю.А. Гагарин «Вижу землю»; Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом»; О.Повещенко «Космонавт». |
май | «Изобретатели». Продолжить знакомить детей с изобретателями нашей страны и их интересными изобретениями; рассказать об Игоре Сикорском, Владимире Зворыкине, Глебе Котельникове, Александре Понятове и их вкладе в развитие науки; прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну и ее изобретателей. | Рассматривание иллюстраций изобретений Игоря Сикорского, Владимира Зворыкина, Глеба Котельникова, Александра Понятова. Беседа на тему: «Чтобы я изобрел, если бы стал изобретателем…». Конструирование из бросового материала «Робот – помощник». |
Список использованной литературы:
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
5. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру к совершенству». М.: «Лист», 1999 г. – 144с.
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. // «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») . (5).
7. Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е. В.Соловьёва, Л. И. Царапенко – М.: Обруч, 2011, - 144с.
8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С.Комаровой, О. А.Соломенниковой; художник М. В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2006, - 144с.: ил.
9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Литературная гостиная «Защитники земли русской - Александр Невский, великое имя России!»
Литературная гостиная«Защитники земли русской - Александр Невский, великое имя России!»...
Литературная гостиная «Защитники земли русской - Александр Невский, великое имя России!»
Литературная гостиная«Защитники земли русской - Александр Невский, великое имя России!»...
"Защитники земли русской" .Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, с применением технологии "Сам себе костюмер"
В сценарии - путешествие во времени от эпохи могучих богатырей до знаменательной даты 9 мая 1945 года с помощью технологии "Сам себе костюмер"...
Сценарий музыкально–литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста «Великие таланты земли русской!»
Цель: Формирование у детей положительного отношения к искусству (литература, музыка, танец).Задачи:- способствовать эмоциональному отношению к литературным и музыкальным произведениям, с помощью разли...
Беседа "Великие люди Земли Нижегородской"
Знакомство с великими земляками...