Тематический духовно-просветительский проект "Защитники земли русской. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский".
проект (подготовительная группа)

Проект направлен на приобщение детей к базовым духовно-патриотическим и духовно-нравственным социокультурным ценностям России на примере подвигов Великого князя Александра Невского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nevskiy.docx59.15 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 37 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

(Детский сад № 37 ОАО «РЖД»)

Тематический духовно-просветительский проект, приуроченный к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского

Защитники земли русской.

Святой благоверный Великий Князь Александр Невский.

Автор: Кондукова Светлана Витальевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Москва,2021г.

Актуальность проекта

Актуальность патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. Доступны ли дошкольникам чувства духовности, гражданственности, патриотизма? Да, доступны. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство гордости за свою Родину, верность родной земле, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Важно помочь освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий, к которым мы относим веру, верность родной земле, светлый образ исторической личности.

Во все времена острым оставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этого необходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли выдающиеся личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самое главное, уважать свою родную землю. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые отдали все силы на служение своему народу. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу. Их подвиги прославляются в дальнейших сказаниях и песнях.

Еще ценнее в воспитании подрастающего поколения значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые служили своему народу в угоду веры в Бога. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом. К ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий.

Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных. Оно, что, пожалуй, еще значительнее, одно из самых светлых и любимых россиянами. Александр Невский многое сделал для Русской земли и в ратном труде, и в мирной жизни. Вклад великого князя в строительство Российского государства бесценен.

Александр Невский и сейчас является героем для многих русских людей. Яркий образ его, как народного героя, не угаснет с течением времени. Изучая жизнь этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине была заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Героизм Александра Невского стал примером идеала русского духа.

Именно поэтому участники проекта решили изучить житие святого благоверного Великого князя Александра Невского. И не только изучить, но и отдать дань памяти этому великому человеку, как яркой исторической личности.

Ведь духовно-патриотическая тема была и остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя родной земли – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. А участие в мероприятиях патриотической тематики помогает ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формирует представления воспитанников о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такие мероприятия одновременно и учат, и воспитывают детей.

Успех духовно-патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, где поддерживаются семейные традиции, имеется мотивация к взаимодействию у детей и взрослых.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших заступников, защищавших родную землю.

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались. Именно это, а также современная жизнь диктуют необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, истории, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».

Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых и происходит под влиянием близкого окружения - родителей и педагогов.

Главное условие успеха работы - добровольность и взаимная заинтересованность.

Духовно-нравственное воспитание - одна их важных основ формирования будущего гражданина. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны быть скучными, чрезмерно назидательными. Они должны естественно и гармонично наполнять мировоззрение ребенка содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности. Именно этот метод на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.

Именно метод проектной деятельности помогает педагогу при работе с детьми и их родителями.

Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы закончить следующими словами… Важность духовно-нравственного воспитания огромна не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.

В работе над проектом мы использовали (интегрировали) различные виды детской деятельностей. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей с учетом выделенной проблемы. Для ее решения мы использовали проектный метод деятельности.

В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать ту эпоху, в которой жил Великий князь Александр Невский. Вся проектная деятельность была направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую берегли предки, как зеницу ока, понимания то, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед Родиной.

С целью духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере образа Александра Невского – святого, воина, не проигравшего за свою жизнь ни одного сражения, и который смог пойти на жертвы ради достижения великой цели – единение Руси как государства, развития духовно-патриотических чувств разработали педагогический проект «Защитники земли русской. Святой благоверный Великий Князь Александр Невский».
Исходя из этих целей, были поставлены следующие
задачи:

  • создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;
  • познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;
  • развивать интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет на основе ярких впечатлений и исторических фактов;
  • воспитывать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;
  • формировать чувство гордости за деяния верного сына Отечества - великого русского полководца Александра Невского;
  • ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями княжества Александра Невского;
  • ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей.

Информационная карта проекта.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, музыкальном, изобразительном и художественном творчестве.

По количеству детей: групповой.

Участники проекта: дети 5-7 лет, их родители, педагоги групп, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы жизненно-важных ценностей, морально-нравственных установок и основы духовно-патриотического воспитания;
  • обобщение знаний о защитниках родной земли;
  • знакомство с историей средневековой Руси, жизнью великого князя Александра Невского;
  • формирование чувства гордости за верного сына Отечества – великого русского полководца Александра Невского, горячо любящего свой народ и свою землю;
  • интерес к историческому прошлому, связанному с духовной жизнью наших предков, традициям и обычаям;
  • накопление практического материала по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей и речевому развитию;
  • сотрудничество с родителями (законными представителями), направленное на духовно-патриотическое развитие детей и их успешную социализацию.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Новизна проекта. Проект направлен на приобщение детей к базовым духовно-патриотическим и духовно-нравственным социокультурным ценностям России на примере подвигов Великого князя Александра Невского.

В ходе реализации проекта воспитанники познакомятся с жизнью и подвигами святого великого князя Александра Ярославича Невского, с исторической эпохой, в которой жил герой. Дети проявят интерес к историческому прошлому России, сопричастности к ее судьбе Родины. Участники проекта приобщатся к опыту православной культуры, усвоят первоначальное понимание основ духовно-патриотических категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ».

Методическое обеспечение проекта:

Материально- техническое:

  • оформление уголков в группах по духовно-патриотическому воспитанию;
  • библиотека методической и художественной литературы;
  • Медиатека мультфильмов и презентаций на тему «Духовно-патриотическое воспитание».

Кадровое:

  • сотрудничество со священником Романом Савчуком, кандидатом богословия, научным рецензентом Издательского совета Русской Православной Церкви.

Информационно-содержательное:

  • создание информационного банка данных;
  • разработка занятий, игр, викторин, досугов и т. д.;
  • организация работы с родителями (консультации, наглядная информация);

Для реализации проекта был разработан план мероприятий.

Формы работы с детьми:

  • занятия, беседы, игры духовно-патриотического содержания;
  • просмотр презентаций, видеороликов, фильмов о жизни, правлении великого князя Александра Невского;
  • продуктивная деятельность детей;
  • использование художественной литературы;
  • проведение совместного музыкально-поэтического праздника «Князь Александр Невский – защитник земли русской».

Формы работы с родителями

  • консультация для родителей «Как знакомить детей с историей Руси»;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, праздник);
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

#1055;одготовительный этап.

На подготовительном этапе предстояло решить следующие задачи:

  • изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников в поддержке образовательного процесса;
  • скоординировать действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды;
  • Сбор информации, материалов ко всем видам деятельности в рамках проекта, подбор подготовка методической литературы;
  • разработка основных методических материалов и изготовление необходимых дидактические пособий. (подбор литературных произведений об Александре Невском для проведения цикла занятий «Александр Невский – душа России», подбор иллюстраций, открыток, фотографий о событиях княжества Александра Невского, памятников и памятных мест, посвященных подвигам А.Невского и др.) Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Большинство родителей отметили, что дети должны иметь представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Отвечая на вопросы о духовно-патриотическом воспитании в семье, некоторые родители охотно делились своим опытом, своими семейными традициями почитания и уважительного отношения к защитникам Родины.

#1054;сновной этап.

Основной этап заключается в организации системы занятий с детьми и семьями воспитанников. Данный этап самый длительный по времени.

Цель основного этапа –духовно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о жизни и подвигах Великого князя Александра Невского.

Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством), план основного этапа включает в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов.

Реализация проекта.

1. Познавательное развитие, речевое развитие.

-Чтение:

С. Баруздин «С чего начинается Родина»;

К. Ушинский «Отечество»;

А. Ишимова «История России в рассказах для детей», «Православные праздники»;

М. Семенова «Мы – славяне!», др.

- Рассматривание репродукций картины Васнецова «Три богатыря», портретов Дмитрия Донского, Александра Невского и др.

- Беседы с использованием иллюстраций и презентаций «Александр Невский», «Защитники Руси», «Города золотого кольца России», «Одежда и вооружение русских воинов», «Русское оружие», видеороликов «Александр. Невская битва», «Ледовое побоище» и др.

-Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками о Родине.

-Цикл занятий «Александр Невский – душа России»: «Кто такие славяне?», «Александр Невский – святой благоверный князь», «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет», «Русские богатыри», «Памятные места», «Знакомство с памятниками, посвященными А. Невскому», «На том стоит русская земля», «Великий русский князь Александр Невский», «Александр Невский – великий полководец», «За правое дело сражайся смело».

Оформление картотеки пословиц, поговорок, загадок о верности, смелости, доблести, мудрости воинов-защитников.

2. Социально-коммуникативное развитие.

- Игровая деятельность;

- Русские народные подвижные игры.

ДОБАВИТЬ ЧТО ТО

3. Художественно-эстетическое развитие.

-Конструирование «Стены Кремля».

-Изобразительное искусство:

- рисование «Богатыри земли русской», «Военные доспехи, снаряжение защитников земли русской»;

- раскраски «Как появилась Русь», «Образ Александра Невского».

- Аппликация – «Памятник Александру Невскому».

-Аппликация с элементами рисования «Князь Александр Невский».

-Рисование «Защитник земли русской А. Невский».

-Оформление выставки рисунков «Богатыри земли русской».

#1052;узыка.

-Прослушивание гимна России, аудиозаписи кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский», русских былин и сказаний.

-Разучивание песен «Нет милей Руси» (муз. О.Кочарян, сл. Н.Кочарян), «Вставайте люди русские» (муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговской), хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» (М.И. Глинка).

5. Физическое развитие.

-Народные подвижные игры - забавы: «Вытолкни из круга»», «Перетяни канат», «Попади копьем в цель», др.

-Спортивное развлечение «Богатыри земли Русской».

-Подготовка музыкально-танцевальных композиций «Во кузнице», «Прялица» к празднику ««Князь Александр Невский – защитник земли русской».

Обобщающий этап.

Обобщающий этап включал в себя сбор и обработку методического и практического материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Александр Невский - одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, чьи деяния не раз были описаны в литературных произведениях, вскоре после смерти канонизированный церковью, человек, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя, явился ярким образом, который помог педагогам, родителям пробудить у воспитанников чувства патриотизма, сопричастности к истории Родины, интереса к истокам русского православия.

Работу по данному направлению мы представили, как интеграцию различных видов детской деятельности. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей с целью реализации проекта.

Проект был творческим и познавательным. С целью реализации поставленных задач мы разработали план, где предусматривалось обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся, формирование умения организовать деятельность и обеспечить ее разнообразие, развить творческий потенциал и привлечь родителей к осуществлению проекта.

Подводя итоги реализации проекта «Защитники земли русской.

Святой благоверный Великий Князь Александр Невский», следует отметить,

что у детей сформировались представления о героическом прошлом русского народа, о житие святого благоверного Великого князя Александра Невского – защитника земли русской.

Участники проекта (педагоги, родители) пришли к аргументированному выводу: начинать работу по формированию духовно-нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не смог сказать о наших воспитанниках: «Это потерянное поколение».

Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей интереса к истокам героизма, православия, уважения и благодарности героям, защитникам нашего государства, привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления, развития страны и потребности защищать Родину.

Список использованной и рекомендуемой литературы

#1040;лешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004

#1047;ацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - : Мозаика-Синтез; Москва; 2019.

#1057;оциокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017;

#1056;екомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2005.

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).

#1048;збранные пословицы и поговорки / Общ. ред. Прокофьевой. – М., 1957.

Приложения, которые дальше буду дорабатывать. И дополнять.

Внесите и уберите то, что посчитаете необходимым.


(Приложение 1. Биографические данные; орден св. Александра Невского; военный орден Александра Невского; Триптих «Александр Невский» - художник П. Д. Корин).

Поиск художественной литературы для чтения детям: Н. Телешов «Крупеничка» (Приложение 2); «Авдотья Рязаночка» (Приложение 3).

Поиск видеоматериалов (симфоническая сказка «Петя и волк). Подготовка презентаци «Александр Невский», подготовка видеоролика «Александр Невский. История войн».

Приложение 2

Конспект занятия «Кто такие славяне»

Цель: формировать историческую память, представление о доброте и красоте.

Задачи:

#1055;робуждать интерес детей к древним корням.

#1056;азвивать умение анализировать, сравнивать исторические факты, умение участвовать в обсуждении.

#1042;оспитывать чувство патриотизма, культуру чувств, преданности своей Родине.

Оборудование к занятию: презентация «Кто такие славяне», пластилин, картон, образцы барельефа.

Ход занятия:

Учись, дитя, и познавай

Премудрость светлого ученья –

В нем правды непочатый край,

К добру великое стремленье.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о славянах. Вы любите сказки о добрых молодцах, красных девицах, битвах со Змеем Горынычем?

- Это хорошо! Они учат добру и уму-разуму. А сегодня я вам расскажу быль (Кто может объяснить это слово?) о том, как жили наши предки-славяне. Это тоже учит уму-разуму, доброте и любви. А кто такие предки, вы помните? (родители наших мам и пап, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек…)

- Так вот, слушайте. В старину в нашем Отечестве, на Руси, не было таких красивых городов. На их месте были непроходимые леса, топкие болота, чистые реки… могучие дубы, красавицы сосны поднимались вверх так высоко, что казалось, подпирали верхушками небо. А внизу – непроходимые чащи, сквозь которые без топоров не проберешься… Мелькали стада оленей с развесистыми рогами, лосей, доносился рев волков и медведей. А зайцев, лисиц, барсуков, белок и других зверушек – и не счесть! Здесь жили наши предки-славяне, такие же мужественные и красивые, как эта дивная природа!

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные!

Древляне, русичи, поляне…

Потом назвали всех – славяне.

Хоть мы зовемся россияне,

Но издревле мы есть – славяне!

- Жили славяне в селищах (по-нашему, в селах, деревнях), в деревянных избах. Работали на земле: выращивали рожь, просо, жито. Разводили овец, коров, лошадей. Занимались охотой, рыбной ловлей (рыбы было так много, что зачастую ее можно было доставать из реки руками).

- Были наши предки очень добрыми и заботливыми дома, но непримиримыми в войне. Об их силе, храбрости и победах было известно далеко за пределами Руси, и воевать с ними опасались…

- Название «Славяне» имеет два значения. Произнесите его вслух – славяне… Слышатся слова «Слово», значит «Бог» и «Слава», значит «Победа». Значит это племя победителей!

Слава на небе солнцу высокому! Слава!

Слава на небе светлым звездам!Слава!

На земле отважным стрелкам – Слава!

Чтоб рука их была всегда тверда – Слава!

Чтобы привел Бог за матушку Русь постоять – Слава!

Наших врагов за рубеж провожать – Слава!

Чтобы не было опричь Руси царства сильней – Слава!

Чтобы не было русской славы громчей – Слава!

Чтобы не было русской песни звончей,Слава!

А.К. Толстой

- Славяне еще отличались тем, что высоко ценили Совесть и Честь!

Ведь Совесть – это Соль Земли!

И правда –

Есть Соль Земли,

Есть чувство – совесть,

Невыразимое, как дар певца,

Как ощущенье моря,

Как молнии слепящий шар!

Как пенье тетивы

В неуловимое мгновенье

За оперением стрелы!

И все же Совесть – это Соль Земли!

Д. Ильин

- Славяне были так честны и совестливы, что главной клятвой их были лова: «Да будет мне стыдно!». Давайте запомним эти слова.

- В те времена Русь наша матушка не выстояла бы, если бы это высокое чувство чести не было для людей главным.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что в суровых условиях тех далеких лет только в том случае, если каждый поддерживал другого, помогал ему и считал это законом, можно было выжить.

- Поэтому, если человек не сдерживал своего слова, ему приходилось умирать и от стыда, и от того, что все племя отворачивалось от него и он оставался один. Давайте и мы с вами постараемся быть честными, как наши предки, держать свое слово, чтобы потом не было стыдно, будем жить и поступать по совести.

- А как вы себе это представляете?

- Славяне были очень воинственными по отношению к врагам и очень добрыми и заботливыми в семье, гостеприимными и хлебосольными. Гостей сажали на красное место в доме, угощали самым лучшим, что было. Но не только угощали, но и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя. В каждом славянине горело отзывчивое, доброе сердце: они всегда стремились помогать друг другу, поддерживать в беде.

- А вы помогаете друг другу?

- Как вы думаете, а сейчас нас можно назвать гостеприимным народом?

- А у вас дома бывают гости? Как вы их встречаете? А сами бываете в гостях?

- Значит, мы сохранили этот обычай с древних времен, переняли его от наших предков славян и пронесли сквозь долгие годы.

И мы – своею статью все пригожие, –

Все разные и все похожие.

Зовемся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Мы – славяне!

- И все-таки основным содержанием жизни древних славян был тяжелый труд и бесконечные войны. Отбивали нападения врагов, ходили в дальние походы в другие страны. И повсюду славян знали как воинов-богатырей, умеющих побеждать. Уменье побеждать, не щадя себя, сохранилось и у нас в крови, как память, особый дар.

- В те времена старейшин рода-племени выбирали из тех, кто лучше всех воевал, был самым храбрым, самым умным, самым ловким…

- Как вы думаете, почему так было?

- Потому что жизнь рода, племени зависела от успехов в бою, от умения быстро распознавать опасность и отражать ее. Роды разрастались в племена, племена объединялись в союзы и постепенно старейшины родов-племен стали выбирать главу над всеми родственными племенами – так появились князья, потом Великие князья. И с их именами связана наша дальнейшая история Руси.

Край ты мой, родимый край.

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, Родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

А.К. Толстой

- Итак, мы с вами многое узнали о славянах.

- Какими они были?

- Где жили?

- Чем отличалось племя славян?

- Похожи ли мы на них? Чем?

- А теперь давайте сделаем барельеф «Мио славян». Каждый берет себе пластилин и подумает, что из него можно вылепить: солнце, птиц, деревья, дома, животных… А потом мы все это разместим на картоне и повесим на стену – получится настоящий барельеф [2].

Приложение 3

Конспект занятия «На том стоит русская земля»

Цель:познакомить детей с жизнью и подвигами святого великого князя Александра Ярославича Невского, создать образ заступника Русской земли.

Задачи:

1. Поддерживать и развивать интерес детей к истории России.

2. Воспитывать чувства гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе.

3. Познакомить детей с судьбой самого известного полководца А. Невского. Обогатить знания детей о победах князя Невского.

#1055;рививать интерес к историческому прошлому России.

#1055;ривлекать родителей к образовательному процессу через вторичный просмотр презентации дома с детьми, предложив ребенку вспомнить и

рассказать родителям при просмотре запомнившееся.

Оборудование к занятию: презентация «Жизнь и подвиги А. Невского», раскраски по содержанию занятия, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, раньше, давным-давно Россию называли Русь. Она была не единая, в ней было множество отдельных княжеств. Княжества были маленькие, воинов в княжестве также было мало и на Русские земли нападали враги: монголо-татары с востока и рыцари-крестоносцы с запада.

(слайд «монголо-татары»)

- Как вы думаете, почему они нападали на Русские княжества? Монголо-татары были кочевниками, главное занятие у них – скотоводство, им нужны были пастбища для скота, поэтому они завоевывали соседние территории; Русские княжества были маленькие, между собой не дружили, не помогали друг другу, поэтому её легко можно было завоевать врагам. И вот однажды напали татаро-монголы на русские княжества около реки Калка. Князья, которые правили в этих княжествах были гордые, хотели завоевать славу только себе, воевали поодиночке, друг другу помогать не стали, поэтому потерпели поражение.

- Что должны были сделать князья? (помириться, объединиться)

- Совершенно, верно, только в единстве сила. Чтобы победить страшного врага нужно было объединиться и действовать вместе. Но они продолжали ссориться, а в это время грозный враг опять стоял у границ Руси. Опять напали враги на одно из княжеств. Враги сожгли город, многие жители погибли или уведены в плен. Захватили монголо-татары Русь, заставили платить дань их монгольскому хану и спрашивать на все разрешение. (слайд «Нашествие»)

- Тяжелое, страшное время наступило на Русской земле. Князья поняли свою ошибку, стали говорить: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, не собирались мы вместе, чтобы помочь друг другу». Почти вся Русь была разрушена, плач разносился по всей земле. Лишь нескольким городам удалось спастись, среди них города Новгород и Псков (показать на карте). Трудно им было, помощи ждать было ниоткуда, когда новый враг подошел к их границам. Этот враг был еще страшнее, это были рыцари-крестоносцы. (слайд) Что же делать? Как спастись от врага?

- Замечательно, что на нашей земле есть люди, которые живут не ради себя, а ради других людей, чтобы всем людям жилось хорошо. Один из таких великих людей был Александр Невский.

- Когда он был маленький, 8 лет, почти как вам, его стали учить военному делу. Дядя посадил его на настоящего коня, дал вместо игрушек настоящее оружие – меч, копье, лук со стрелами и учил воевать, сражаться, защищать. Трудно Александру было, но он был выносливым, смелым, терпеливым, во всем слушался своего дядю. Когда уставал и буквально падал с коня, на него выливали ведро воды и снова заставляли взяться за меч и копье.

- Вы смогли бы так учиться биться как Александр? (ответы детей)

Физкультминутка «Мы богатыри»

- Когда ему исполнилось 10 лет отец стал брать сына на битвы, в военные походы. Через несколько лет отец поручил ему самостоятельно охранять границы города. И начал Александр объяснять князьям, что нужно объединяться и вместе защищать родную землю. В это время рыцари-крестоносцы напали на Русь. Стал Александр с воинами всех княжеств защищать родную землю. Тяжелая, кровопролитная была битва со шведами, но Александр одержал победу, разгромил врага. Эта битва была названа Невская битва. С тех пор Александра стали называть Александр Невский. Александр сказал: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Так и происходило. Однажды весной на Русь решили напасть немецкие рыцари. Битва состоялась на Чудском озере. У Александра были храбрые, сильные и крепкие воины, но немецких рыцарей было гораздо больше. Битва была очень тяжелая, далеко был слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился. У воинов Александра были легкие доспехи, а у немецких рыцарей были доспехи тяжелые и когда лед надломился, многие из них утонули под тяжестью своего снаряжения. (слайд «Чудское озеро»)

- Александр с воинами опять одержал победу. За все время его княжества он ни разу не потерпел поражение, всегда одерживал победу.

-Как вы думаете, какими качествами воина он обладал? (ответы детей)

- Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Родины от иноземных захватчиков, выполняя свой главный долг: сохранение Руси и православной веры. Перед смертью князь принял монашество. «Зашло солнце земли Русской» - так говорили о нем на Руси. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского. Посмотрите, на высоком берегу реки Волги в городе Городце стоит памятник Александру Невскому. (слайд)

- У каждого народа есть свои герои. Славятся они не только силой, решительностью и смелостью. Свои подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего народа и Отечества. Самоотверженность – вот главная черта русских героев.

- Добрая память о нем сохранилась до наших дней. Теперь его называют святым, в храме есть икона с его обликом (слайд Александр Невский). Но какой же подвиг он совершил, как вы думаете? (спас Русь)

- Хотели бы вы, мальчики, быть похожими на Александра Невского?

- Я знаю, что вы тоже смелые, решительные, и свои поступки будете совершать только с чистым сердцем.

- А сейчас давайте поработаем с раскрасками и оформим выставку ваших работ (дети раскрашивают образ Александра Невского.

Приложение 5

Словесная игра «Доскажи словечко»

Цель: закрепить знание пословиц.

- Береги землю родимую (как мать любимую);

- Герой – за Родину (горой);

- Где смелость – там и (победа);

- Чем крепче дружба, тем легче (служба);

- Для Родины своей ни сил, ни жизни (не жалей).

Приложение 6

Пословицы и поговорки про доблесть

  • Нет доблести — нет славы.
  • Доблесть и сила друг от друга не отстают.
  • Доблесть не покупают, а добывают.
  • Наше свойство — доблесть и геройство.
  • Доблесть — сестра геройства.
  • Победа — доблести награда.
  • Не велика доблесть — иметь сильное тело, велика доблесть — знать военное дело.
  • Человек смертен, доблесть бессмертна.

Пословицы о смелости, отваге, стойкости

  • Бой красен мужеством, а приятель - дружеством.
  • Бой отвагу любит.
  • Лучше быть мертвым героем, чем живым трусом.
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет.
  • Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.
  • Смелые глаза - молодцу краса.
  • Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
  • Не страшись, да и не хвались.

Пословицы о храбрости

  • Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.
  • Храброму смерть не страшна.
  • Храбрый боец в бою молодец.
  • Храбрым счастье помогает.
  • Храбрость стоит, а трусость бежит.
  • Чья храбрость - того и победа.
  • Кто без храбрости, тот без радости.
  • Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского.

Статья предсталявляет духовно – патриотическое воспитание дошкольников на примере жития святого благоверного князя Александра Невского....

Святой благоверный князь Александр Невский

Жизнь и подвиги Александра Невского...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ» - «ПОДВИГИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – ЗАЩИТНИКА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Цель. Содействовать формированию у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням, через ли...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на тему: «Святой благоверный князь Александр Невский»

Цель: познакомить с житием святого благоверного князя Александра Невского...

НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Святые защитники Руси. Князь Александр Невский»

   Воспитание любви к родному краю, стране, уважения к своим национальным особенностям, культурному и духовному наследию своего народа приобретает всё большее общественное значение и ...

Проект "Подвиг святого благоверного князя Александра Невского".

Проект "Подвиг святого благоверного князя Александра Невского"....