Технология исследовательской деятельности.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методы и приемы. Виды исследовательской деятельности. Этапы проведения занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности.
Технология исследовательской деятельности дает детям представление о различных сторонах изучаемого предмета. Эта технология предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы.
Методы и приемы:
*эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера (эвристическая беседа - это вопросно-ответный способ обучения, предполагает не сообщение педагогом новых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий)
*наблюдения, опыты
*дидактические игры, игровые, обучающие и творческие развивающие ситуации
*погружение в краски, звуки, запахи
*подражание голосам и звукам природы
Виды исследовательской деятельности:
*путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений)
*путешествие во времени (освоение временных отношений: историческое время – от прошлого к настоящему)
*опыты (освоение причинно-следственных связей и отношений)
*коллекционирование
В группе для экспериментирования должны быть созданы центры или уголки для проведения опытов. Здесь, помимо оборудования, должны находится различные энциклопедии и карты-схемы для проведения опытов.
Опыты можно проводить не только с водой и песком. Помимо состояния и превращения веществ, можно изучать движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений и т.д.
Исследование – это не просто экспериментирование. Оно включает в себя:
- умение получать сведения из различных источников
- обрабатывать эти сведения в своей голове
- обобщать и классифицировать.
Другими словами исследование предполагает:
- постановку проблемы
- выдвижение гипотезы, может быть даже нескольких (а гипотеза требует проверки на опыте и подтверждения)
- поиск различных вариантов решения.
Очень целесообразно сотрудничество с родителями, например, участие родителей в различных исследовательских проектах.
Этапы проведения занятия:
- Беседа о предстоящем эксперименте и предполагаемых результатах. Постановка задачи – что мы хотим получить? Решение задачи - что понадобится? Помощь в построении плана эксперимента. Изготовление карты-схемы. Беседы с опорой на подробные карточки-схемы.
- Практическая деятельность в уголке экспериментирования (проведение опыта).
Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности необходимо:
*ознакомить детей с алгоритмом проведения опыта
*продемонстрировать проведение опыта педагогом
*дать возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья)
Ознакомление с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме.
Следует чаще использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации. Можно использовать следующие вопросы:
*Почему?
*Как получилось?
*Что будет, если?..
*Что нужно сделать?
*Для кого это полезно?
*Какие части? Для чего каждая часть?
*Что будет дальше?
*Как тебе это удалось?
*Что не получилось?
Можно экспериментировать с любым предметом. Например, пластмассовая трубочка. Вопрос: «Что будет, если?..»
- подбросить ее вверх
- выпустить из рук
- прокатить по полу
- опустить в воду
- постучать по ней
- опустить в воду и постучать по ней
- погрузить на разную глубину
- наклонить в воде
- посмотреть сквозь нее вдаль (на небо)
- закрыть ладонью конец трубки и опустить в воду а потом убрать ладонь и т.д.
Таким образом, применение данной технологии учит детей анализировать, делать выводы, объяснять закономерности в природе. Т.е. возрастает познавательная активность и интерес к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками младшей группы Тема: «Угощение для Мишутки».
Исследовательская деятельность с мукой и тестом для младших дошкольников ...
Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)
Конспект досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками
Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...