Технология исследовательской деятельности.
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исмаилова Эсмира Гусейнагаевна

Методы и приемы. Виды исследовательской деятельности. Этапы проведения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности.

Технология исследовательской деятельности дает детям представление о различных сторонах изучаемого предмета. Эта технология предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы.

Методы и приемы:

*эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера (эвристическая беседа - это вопросно-ответный способ обучения, предполагает не сообщение педагогом новых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий)

*наблюдения, опыты

*дидактические игры, игровые, обучающие и творческие развивающие ситуации

*погружение в краски, звуки, запахи

*подражание голосам и звукам природы

Виды исследовательской деятельности:

*путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений)

*путешествие во времени (освоение временных отношений: историческое время – от прошлого к настоящему)

*опыты (освоение причинно-следственных связей и отношений)

*коллекционирование

В группе для экспериментирования должны быть созданы центры или уголки для проведения опытов. Здесь, помимо оборудования, должны находится различные энциклопедии и карты-схемы для проведения опытов.

Опыты можно проводить не только с водой и песком. Помимо состояния и превращения веществ, можно изучать движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений и т.д.

Исследование – это не просто экспериментирование. Оно включает в себя:

  • умение получать сведения из различных источников
  • обрабатывать эти сведения в своей голове
  • обобщать и классифицировать.

Другими словами исследование предполагает:

  • постановку проблемы
  • выдвижение гипотезы, может быть даже нескольких (а гипотеза требует проверки на опыте и подтверждения)
  • поиск различных вариантов решения.

Очень целесообразно сотрудничество с родителями, например, участие родителей в различных исследовательских проектах.

Этапы проведения занятия:

  1. Беседа о предстоящем эксперименте и предполагаемых результатах. Постановка задачи – что мы хотим получить? Решение задачи - что понадобится? Помощь в построении плана эксперимента. Изготовление карты-схемы. Беседы с опорой на подробные карточки-схемы.
  2. Практическая деятельность в уголке экспериментирования (проведение опыта).

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности необходимо:

*ознакомить детей с алгоритмом проведения опыта

*продемонстрировать проведение опыта педагогом

*дать возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья)

Ознакомление с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме.

Следует чаще использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации. Можно использовать следующие вопросы:

*Почему?

*Как получилось?

*Что будет, если?..

*Что нужно сделать?

*Для кого это полезно?

*Какие части? Для чего каждая часть?

*Что будет дальше?

*Как тебе это удалось?

*Что не получилось?  

Можно экспериментировать с любым предметом. Например, пластмассовая трубочка. Вопрос: «Что будет, если?..»

  • подбросить ее вверх
  • выпустить из рук
  • прокатить по полу
  • опустить в воду
  • постучать по ней
  • опустить в воду и постучать по ней
  • погрузить на разную глубину
  • наклонить в воде
  • посмотреть сквозь нее вдаль (на небо)
  • закрыть ладонью конец трубки и опустить в воду а потом убрать ладонь и т.д.

Таким образом, применение данной технологии учит детей анализировать, делать выводы, объяснять закономерности в природе. Т.е. возрастает познавательная активность и интерес к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Конспект досуга с детьми младшей группы «В гости курочка пришла и яичко принесла» ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)

Конспект  досуга с детьми младшей группы " В гости курочка пришла и яичко принесла" ( с использованием технологии исследовательской деятельности, социоигровых технологий)ЗАДАЧИ:-Закрепить знания ...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками

Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...