Экологическая тропа №1 группы "Затейники"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Материал для формирования у детей среднего возраста экологического сознания и экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 650.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 Колпинского района Санкт-Петербурга.
План – конспект
экологической тропы по территории детского сада №35
группы «ЗАТЕЙНИКИ».
(тропа №1)
Составила: Манакова И.Я.
Август 2017 года.
План - схема экологической тропы по территории детского сада №35.
- Детский сад
- Птичья столовая
- Скворечник
- Туя
- Липа
- Спортивная площадка
- Берёза
- Кустарник - шиповник
- Лиственница
- Рябина
- Клён
- Цветник
- Огород
Цель создания экологической тропы:
Формирование экологической культуры детей среднего возраста и развитие их экологического сознания.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающей природе, дать понятие - «экологическая тропа».
- Показать объекты экологической тропы на территории детского сада.
- Активизировать познавательную деятельность через наблюдение, рассматривание, постановку поисковых вопросов и трудовые действия.
- Закреплять элементарные математические представления.
- Развивать речь и расширять активный словарь детей за счёт названий деревьев и их описания.
- Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Материалы:
- План-схема экологической тропы;
- Карточки с номерами пунктов назначения и описанием объектов, загадками об объектах экологической тропы;
- Фото объектов экологической тропы;
- Художественная литература;
- Инвентарь для ухода за цветником и огородом;
- Краски «гуашь», кисти, баночки с водой и альбомные листы для творческой деятельности.
Ход путешествия:
Воспитатель: (в группе) Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое?
Дети: -----------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Мы сегодня с вами на прогулке познакомимся с экологической тропой. Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: (в зависимости от ответов) Да, правильно. Экологическая тропа - это путешествие в котором мы с вами встретимся с разными растениями и познакомимся с ними поближе. А может в нашем путешествии, мы встретимся и с другими объектами природы и узнаем что-то новое о них.
(раздаётся стук в дверь) Кто там?
(няня вносит большой конверт) Что это? Давайте посмотрим. Ой, это же письмо от лесной феи! Что-же в нём? Какой то план и конверты с фото. Да это план экологической тропы! Лесная фея хочет, чтобы мы отправились в путешествие по этому плану. Согласны?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Тогда переодевайтесь на прогулку и отправимся в путь.
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Посмотрим, что на плане под цифрой (1). Найдите конверт с такой же цифрой. Здесь фото - детский сад! Это- же про наш детский сад! Кто скажет, какой он? …………………………………….Хорошо вам в нём живётся?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель:
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Да детский сад – наш второй дом. Здесь все вас очень любят и ждут.
А теперь посмотрите, куда ведёт стрелочка на плане?
Она ведёт к цифре (2). Находим конверт с такой же цифрой.
Что изображено на фотографии из конверта?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Посмотрите, это-же настоящая столовая для птиц!
Кто знает для чего здесь эта столовая?.... Что это за птица на ветке?.....
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Молодцы! Всё знаете. Следующая цифра (3).
Что в конверте под номером (3)? Здесь фото и какая-то загадка.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
Чтобы уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец —
Он и лётчик, и певец. (скворечник)
Что-же это такое? Посмотрите на фото.
Где у нас на территории детского сада такой домик?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: (помогает сориентироваться) Вот же этот дом!
Кто в нём живёт?................. Для чего его делают люди?..............
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Молодцы! И это вы знаете! Ну тогда отправимся дальше. Следующий пункт под цифрой (4), ищем конверт с такой же цифрой. Посмотрите, здесь на фото какое-то дерево. Не обычное оно, листочки какие-то странные. Здесь написано, что дерево это называется Туя.
Второе название этого растения – «жизненное дерево» или «дерево жизни».
Туя относится к хвойным вечнозеленым растениям, но хвои в нашем понимании (т.е. иголок, как у сосны, ели, можжевельника обыкновенного) у нее нет.
Ее листья представляют из себя налегающие друг на друга чешуйки. Где у нас есть такое дерево? Кто знает? Давайте поищем.
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Вот оно. Внимательно рассмотрим листочки-чешуйки. Удивительно и красиво. Посмотрели?....................................................... Пора нам отправляться в путь дальше по нашему плану. Куда показывает стрелочка? Она ведёт к цифре (5).
Ищем конверт с такой-же цифрой. ……………………………………………… Вот он. Что это здесь на фото посмотрите внимательно?.....................................
Посмотрите, какие у этого дерева листочки. Они похожи на сердечки. Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Медведь и пчёлки»? Кто будет медведем?............................................. (медведь прячется за дерево).
Пчёлки летают, с липы мёд собирают и в ведёрко складывают.
Устали пчёлки, легли спать, а медведь тут как тут, крадётся за мёдом. Пчёлки просыпайтесь, медведя прогоняйте! (дети-пчёлки ловят медведя)
Игра повторяется по желанию детей.
Воспитатель:
Что-же дальше ждёт нас на нашей экологической дорожке?
А ждёт нас объект под цифрой (6) . Открываем конверт с цифрой (6).
Что это на фото?....................................................(спортивная площадка) Для чего нужна в детском саду спортивная площадка?................................
Где же она находится?................................. Пойдёмте, потренируемся.
(Дети находят спортивную площадку и занимаются на тренажёрах и спортивном инвентаре)
Воспитатель: Всё, зарядились энергией, пора отправляться дальше по нашей тропе. Надо найти конверт с цифрой (7)………………………………………. Здесь фото и какое то стихотворение:
Стройная красавица
Согнется, не сломается.
С листьями ладошками,
Длинными сережками.
Вкусным соком, сладким,
И корою гладкой.
Напевает ветер ей.
Песню в шелесте ветвей.
И под ней который год
Подберезовик живет.
О каком дереве стихотворение? ………………….…..Где живут у нас берёзки?
Раз, два, три березку найди!.......................................(дети ищут берёзу)
Посмотрите какая она красавица. Погладьте её ствол, обнимите её.
Какой он?..................................................................................................
Да, берёзку всегда называют красавицей, за её стройность, белый ствол, за круглые листочки.
Скажем берёзке – до свиданье и продолжим наше путешествие.
А стрелочка показывает на цифру (8). Ищем конверт с цифрой (8).
В нём фото с изображением каких-то кустов.
Давайте посмотрим, где у нас растут такие кусты?
(ищем кусты шиповника)
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались, что это кусты?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Правильно. Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому, весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева. Это кусты шиповника. В его ягодах много витаминов. Сок этих ягод добавляют в ваш кислородный коктейль, чтобы укрепить ваш иммунитет, чтобы в холодное время года вы меньше болели.
Воспитатель: А что это за дерево рядом с кустом шиповника?
(Показывает на лиственницу). Кто знает, как оно называется?
Дети: -----------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Это дерево у нас на плане под цифрой (9). Посмотрите на фото из конверта, это оно?............................................................................. – Да, это - Лиственница, так же как и Туя, оно хвойное растение семейства сосновых. В отличие от других хвойных растений, лиственница сбрасывает свою хвою ежегодно, одновременно с лиственными породами.
Иголочки у неё мягкие, ласковые, совсем не колючие.
Шишки маленькие , круглые. Смотрите, сколько их упало на землю.
Это очень хороший природный материал, давайте соберём их в мешочек для наших поделок?
(дети собирают в мешочек шишки)
Воспитатель: Молодцы! Много собрали шишек, можно отправляться дальше по нашей экологической тропе. По нашему плану стрелочка ведёт нас к цифре (10) и конверту с цифрой (10).
Посмотрим что там - опять загадка.
Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица ... (рябина).
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Поищем где растёт рябина?................................................
.Чем она отличается от других деревьев?...............................................
Какую пользу она приносит в природе?.................................................. (ответы детей)
Скоро наступит осень и ягоды рябины станут ярко красные. Мы с вами соберём немного ягод и сделаем из них подарки нашим мамам.
Физкультминутка: «У реки росла рябина»
У реки росла рябина,
(Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх.)
А река текла, рябила. (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на.
(Приседы.)
Эта рыба — рыбий царь
(Прыжки.)
Называется — пескарь.
(Ходьба на месте.)
Воспитатель: Посмотрим на план, куда теперь показывает стрелочка?
На цифру (11). Ищем конверт с такой же цифрой. Что в нём?............(фото)
С какого дерева этот листок?....................................................................
Давайте поищем, где у нас растут деревья с такими листьями.
(дети ищут и находят)
Воспитатель: Какие необычные, красивые листья у этого дерева……………. А это что растёт на клёне, кроме листочков (показывает на семена клёна)
Давайте поиграем с ними? Сейчас мы все превратимся в «Буратино» с длинными носами (приклеиваем «носики» из семян клёна)
Хороводная игра: «На лужайке поутру»
Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Воспитатель: Экологическая тропинка приближается к нашей прогулочной площадке. А на плане под цифрой (12) наша клумба. Откроем конверт с этой цифрой и посмотрим на фото. ………………………… Да, это наша клумба. А вы помните, как называются цветы, которые растут на ней? (ответы детей).
Эти цветы называют «Анютины глазки». Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки отцветут, то можно будет собрать семена для посадки в следующем году.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!
Клумбы бывают разной величины и формы.
Посмотрите, какой формы наша клумба?....................................................... А какой ещё формы вы видели клумбы?.......................................................
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Все цветы, растущие на клумбе нуждаются, в нашей помощи и заботе. Давайте польём наши цветочки водичкой из леечек и вырвем травку вокруг клумбы, чтобы она не мешала расти нашим цветочкам
(дети поливают цветы и пропалывают сорную траву вместе с воспитателем).
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Хорошо поработали.
Остался у нас последний пункт на нашей экологической тропе, под цифрой (13) и в конверте с этой цифрой на фото, что мы видим?
Дети: -----(овощи)---------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Где у нас растут овощи? …………………………..На нашем огороде.
Помните, какие овощи, мы с вами посадили?................................................
Посмотрите, что у нас выросло.
(дети смотрят, воспитатель читает стихотворение)
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Вот и мы с вами скоро будем собирать свой урожай (картошку, морковку, кабачки, огурцы, перцы). Хороший у нас получился огород.
А теперь, давайте вспомним, где мы с вами сегодня были и что видели,
какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке.
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?
Дети: ------------------------------------------------------------------------------------------
Воспитатель: Давайте ответим лесной фее на её письмо? ………………………
Все, кто хочет, пусть нарисует, что ему больше всего понравилось или запомнилось в нашем путешествии. А я соберу ваши работы и отправлю их в большом конверте прямо в лес к лесной фее.
(дети по желанию идут рисовать свои впечатления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....