Удивительная природа нашей деревни
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Галиева Роза Фаритовна

Аннотация

Данный познавательно-исследовательский проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Ознакомление детей с природой родной деревни, с ее особенностями, формировать  осознанно-правильное отношение к объектам природы, воспитывать заботливое отношение к природе.

В рамках проекта дети знакомятся с природными достопримечательностями родной деревни, осваивают правила поведения на природе, учатся беречь ее.

Этот проект долгосрочный, рассчитан на год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Кальчировская ООШ» «Детский сад д.Кшанны»

Творческо-исследовательский проект

Подготовила:

Галиева Р.Ф.

Воспитатель

Кшанны, 2017


Аннотация

Данный познавательно-исследовательский проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Ознакомление детей с природой родной деревни, с ее особенностями, формировать  осознанно-правильное отношение к объектам природы, воспитывать заботливое отношение к природе.

В рамках проекта дети знакомятся с природными достопримечательностями родной деревни, осваивают правила поведения на природе, учатся беречь ее.

Этот проект долгосрочный, рассчитан на год.

Введение

Ознакомление детей с природой родного края является одним из главных условий полноценного экологического воспитания дошкольников.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. У него развивается эмоционально-личностное отношение к окружающему, происходит формирование нравственно-экологических позиций, проявляющееся во взаимодействиях с природой и в его поведении в природе. Вследствие данного процесса становится возможным формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Поэтому дошкольный возраст считается оптимальным периодом в развитии экологической культуры личности.

Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.

Без приближения детей к родной природе и обширного применения её в воспитательно-образовательной работе детского сада, невозможно решать задачи разностороннего развития дошкольников. Я считаю, что формирование бережного и заботливого отношения к родной природе допустимо тогда, когда дети будут обладать хотя бы элементарными сведениями о ней, научатся любить природу, видеть её красоту.

Перед каждым воспитателем, независимо от образовательных концепций, которых он придерживается и программы воспитания, стоит задача: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

Актуальность проекта

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Родная природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Природа нашей деревни очень разнообразна и интересна, что позволяет решать все задачи по экологическому воспитанию. Полученные знания, сформированные умения, приобретенные навыки на основе изучения природы своей родной деревни, дети будут использовать в дальнейшей жизни по мере расширения границ социума. Экологическая грамотность населения в будущем позволит сохранить природу республики, страны и планеты.

Цель проекта:

Ознакомление детей с природой родной деревни, с ее особенностями, формировать  осознанно-правильное отношение к объектам природы, воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
  • Помочь приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность;
  • Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе родного края, способствовать пониманию её красоты и многообразия;
  • Учиться защищать природу и бороться за ее сохранение.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:

Для детей:

  1. Расширение представлений о многообразии природы деревень Дюртюли и Кшанны;
  2. Бережное отношение к природе, осознание своих возможностей в спасении окружающей среды;
  3. Проявление познавательных интересов ребёнка;
  4. Активное проявление мыслительной деятельности детей.

Для родителей:

  1. Установление тесного контакта с родителями;
  2. Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ;
  3. Повышение компетентности родителей по вопросам экологического воспитания.

Для педагогов:

  1. Повышение профессионального уровня педагогов;
  2. Создание системы работы по экологическому воспитанию;
  3. Улучшение качества работы по экологическому воспитанию.

Методы и формы работы:

Наглядные:

  • Наблюдения
  • Рассматривание картин, иллюстраций;
  • Экскурсии

Практические:

  • Игра (дидактические, подвижные, творческие, строительные)
  • Труд в  природе (индивидуальные трудовые поручения, коллективный труд);
  • Элементарные опыты

Словесные:

  • Рассказ
  • Беседы
  • Чтение.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

  1. Информирование родителей о реализации проекта
  2. Сбор материала и информации по теме проекта
  3. Составление поэтапного плана работы с участниками проекта
  4. Анкетирование родителей по экологическому воспитанию

2 этап – основной

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Наблюдения в природе в осенний период.
  2. Беседа о лете
  3. Экскурсия в осенний луг
  4. Составление правил поведения на природе
  5. Д/и «Не ошибись», «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем».
  6. П/и «Ходит капелька по кругу»
  7. Сбор осенних листьев для составления композиций

Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

Октябрь

  1. Беседы на темы «Путешествие в грибное царство»
  2. Рассматривание фотографий осенней природы
  3. Настольная игра «Как приходит хлеб на стол»
  4. Д/и «Вершки-корешки», «Съедобный грибок, полезай в кузовок», «Чей след? », «Чей хвост? »
  5. Экскурсия по окрестностям
  6. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  7. Экспериментирование ветром.
  8. Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные нашего леса»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
  9. Чтение худ. лит: М.Файзуллина «Чыршынын кулмэклэре» («Платье елки»), Н.Мадьяров «Балан» («Калина»), Р.Файзуллин «Милэш» («Рябина»).

Участие на экологических субботниках

Участие в празднике «Золотая осень»

Ноябрь

  1. Беседы на темы «Птицы родного края», «Лесной доктор»
  2. Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
  3. Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
  4. Кормления птиц на прогулке.
  5. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
  6. Художественное творчество: рисование «Птицы нашей деревни», «Птица, придуманная мною».
  7. П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
  8. Чтение: С. Алексеев «Родная природа», И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».

Собрание на  тему «Воспитание бережного

и  осознанного отношения  к природе – задача  семьи  

и  детского сада».

Декабрь

  1. Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой».
  2. Знакомство с природной достопримечательностью «Кышлау ерыны» («Овраг зимовья»)
  3. Экспериментирование с водой.
  4. Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
  5. Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
  6. Изготовления и украшение кормушек для птиц.
  7. Чтение: В.Ахмадиев “Кышкы урманда” (“В зимнем лесу”), С. Әлибаев “Тургай”, Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
  8. Наблюдения за живой и неживой природой.
  9. Экскурсия к озеру «Пожар куле»

Конкурс среди родителей «Лучшая кормушка для птиц»

Беседа «Какую елочку выбираете на Новый год»

Январь

  1. Беседы на темы «Водоемы родной деревни».
  2. Составления рассказов о рыбах.
  3. Рассматривание иллюстраций об озере Баешкуль.
  4. Экспериментирование с водой.
  5. Д/и «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».
  6. Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа зимой».
  7. Чтение: легенды «Бабайташ», «Аю чыккан». («Поляна, где появился медведь»).

Консультация «Невидимый мир природы»

Февраль

  1. Беседы на темы «Кто такие рыбы?»,  «Как нужно вести на природе?».
  2. Заучивание загадок о рыбах.
  3. Экспериментирование с ветром.
  4. Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
  5. Художественное творчество: «Животные нашего леса» - слепить из пластилина.
  6. Чтение о природе родного края.
  7. Чтение экологической сказки «Родник»

Экологическая игра “Знатоки природы”

Март

  1. Беседы на темы «Деревья нашего леса», «Где растения любят жить?»,
  2. Д/и «Чьи листья?», «Найди дерево по семенам».
  3. «Огород на окне» посадить семена декоративных растений для озеленения участка летом.
  4. Экспериментирование с песком.
  5. Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация «Во поле береза стояла».
  6. Составление и отгадывание кроссвордов о растениях.
  7. Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Семинар-практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы?»

Апрель

  1. Беседы на темы «Зачем нужно беречь природу?», «Полезные ископаемые вокруг нас»
  2. Развлечение «День Земли».
  3. Составления кроссвордов о растениях.
  4. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  5. Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».
  6. Чтение экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал»
  7. Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.

Р.Валиева «Кынгырау чэчэк» («Колокольчик»), З. Ахмеров «Агачлар да авырый» («Даже деревья болеют»), Х.Халиков «Витаминлы аш» («Витаминный суп»).

Изготовление и вывешивание скворечников. Конкурс «Лучший скворечник»

Май

  1. Беседа «Зеленая аптека»
  2. Экскурсия к реке Аургазы
  3. Наблюдения в природе
  4. Экологическая игра «Лесник»
  5. Художественное творчество: рисование аппликация «Сирень».
  6. Чтение худ. литературы Г. Юнусова «Шомырт агачының һаләкәте» («Трагедия черемухи»), А.Ягафарова «Урманчы» (“Лесник”).

Приглашение родителей на экологические субботники

Акция «Посади дерево»

 

3 этап – заключительный

  1. Интерактивная экскурсия «По тропинкам родного края»
  2. Фотоотчет по проекту.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
  2. Вали Бикташев. Дуртөйле һәм Кешәнле халыкларының туганлык тамырлары. (Родственные корни народов Дюртюли и Кшанлы). Уфа, 2003.
  3. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Йәйгор: Балалар баксаһының өлкәндәр һәм әзерлек төркемдәре өсөнхрестоматия. Икенсе китап. Тулыландырылган 2-се басма. / А.Ш.Йәгәфәрова, М.Б.Юлмөхәмәтов. – Өфө: Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002.
  5. Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! М: Линка-Пресс, 2004.
  6. Марченко Л.И. Весна: Метод. рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – Уфа: Китап, 2004.
  7. Марченко Л.И. Зима: Метод. рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – Уфа: Китап, 2008.
  8. Марченко Л.И. Лето: Метод. рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – Уфа: Китап, 2008.
  9. Марченко Л.И. Осень: Метод. рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – М.: Дрофа, 1996.
  10. Учебная хрестоматия “Я познаю  Башкортостан” воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомлениядетей с родным краем. Уфа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"

Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....

Ребёнок и окружающий мир.Занятие "Прошлое нашей деревни."

Познакомить с прошлым нашей деревни....

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

Дополнительно-образовательная программа по экологическому творческому направлению "Удивительная природа"

Пояснительная записка.          Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, в...

Конспект занятия по лепке по теме: "Дома нашей деревни Городище"

Конспект занятия по лепке Тема: «Дома нашей деревни Городище»Возрастная 5-7 летЦель: формирование умений создавать предметы из пластилинаЗадачи:Продолжать учить из пластилина создавать пре...

Долгосрочный проект "Правила дорожного движения в нашей деревне"

Прект проводился в разновозрстной группе детского сада, с детьми от 4 - 7 лет. В проекте участвовали дети, родители и педагоги детского сада. Для проекта был изготовленн макет дорожного движения дерев...