Конспект НОД "Пернатые друзья"(старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бикмурзина Елена Михайловна

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим о птицах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах, строении тела птицы, закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни,  дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о строении тела птицы, об отличительных особенностях птиц; закрепление знаний о зимующих и перелетных  птицах; формирование экологического представления детей об окружающем мире.

2. Воспитательные:  воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

3. Развивающие:  развитие речевой активности, активизация словаря,  фонематического слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения; мелкой моторики пальцев рук.

Интегрируемые образовательные области:

- Познание

- Коммуникация

 -Социализация

 -Художественное творчество.

Демонстрационный материал: изображения птиц (перелетных и зимующих), изображения частей тела птиц и животных, изображение гнезда и берлоги; корзинка, игрушечное яйцо, перо, гнездо; 2 обруча, картинка с изображением снежинки и солнца.

Раздаточный материал: подносы с семенами, барельефы с изображением грача (размер А5).

Предварительная работа: чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», рисование птиц, изготовление барельефа «Грач», прослушивание аудиозаписи голосов птиц.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент:

     Под музыку (лес, щебет птиц) входят дети. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь все внимание на меня (дети стоят в кругу на ковре).

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы.  Правильно, весна – это очень веселая, радостная пора, всем хочется улыбаться, гулять и играть, а у вас хорошее настроение?

Дети: Да.

Воспитатель: Что же такого происходит весной, что повышает нам настроение? Что происходит в марте, первом месяце весны?

Дети: В марте солнце греет сильнее, снег тает, бегут ручьи, на реках начинается ледоход.

Воспитатель: Правильно, а теперь давайте перечислим признаки, которые характерны для месяца апреля.

Дети: В апреле появляются первые весенние цветы, прилетают перелетные птицы, просыпаются от спячки медведь, еж, появляются насекомые.

Воспитатель: Да, а чем же отличается месяц май?

Дети: В мае появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки, расцветают цветы.

Воспитатель: Да, мир оживает весной. Вы много признаков весны назвали, а теперь отгадайте мою загадку. Загадка в корзинке, которую я принесла (в корзине – перо, яйцо, гнездо). Как вы думаете, кому это все принадлежит?

Дети: Птицам.

Воспитатель: Правильно, именно птицам и посвящено сегодня наше занятие ( дети садятся за столы)

Воспитатель: Давайте вспомним признаки, по которым птицы отличаются от других животных (на доске воспитатель выставляет часть тела животного, а ребенок находит на столе у доски часть тела птицы, в это время дети за столами находят нужную карточку).

Д/и «Назови правильно»

У зверя нос, а у птицы…(клюв);

У зверя шерсть, а у птицы…(перья, пух);

У зверя лапы, а у птицы…(лапки);

У зверя детеныш, а у птицы…(птенец);

У медведя берлога, а у птицы…(гнездо).

Правильно, но есть еще одно отличие, которое мы не назвали. Что есть у птицы, чего нет ни у зверей, ни у людей?

Дети: Крылья

Воспитатель: Молодцы, а зачем нужны птице крылья?

Дети: Крылья нужны, чтобы летать.

Воспитатель: Да, ребята, этим похожи все птицы. У них есть клюв, крылья, состоящие из пуха и перьев, лапки с коготками. Но все ли птицы похожи друг на друга? (выставить на доску изображения нескольких птиц, непохожих друг на друга)

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем же они отличаются друг от друга?

Дети: Размером и формой клюва, крыльев, окраской перьев, длиной ног.

Воспитатель: Ну раз вы это знаете,  я предлагаю вам поиграть в игру на внимание. Я буду произносить названия птиц, но как только я ошибусь, вы должны хлопнуть в ладоши. Приготовились?

Игра «Полетели птицы»

 Полетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети хлопают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Полетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети хлопают.

- Полетели птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Полетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

 

Воспитатель: Молодцы, давайте и мы с вами отдохнем и полетаем, как птицы.

Физминутка:

Птичка летает, птичка порхает (руками машем, летим по кругу)

Птичка кружится, на ветку садится (присели)

Ветку нагнули, птичку спугнули (встали, подпрыгнули)

Быстро взлетает и улетает (полетели по кругу).

(Дети остаются на ковре)

Воспитатель: Правильно, а еще есть птицы, которые живут рядом с нами круглый год. Как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Давайте их перечислим.

Дети: Сорока, ворона, воробей, синица…

Воспитатель: Правильно, а те птицы, которые улетают осенью, а возвращаются весной как называются?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Перечислите их.

Дети: Грач, скворец, ласточка, трясогузка, иволга…

Воспитатель: Давайте подумаем, ребята, почему же перелетные птицы улетают от нас?

Дети: Потому, что становится холодно; потому, что они питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся и засыпают.

Воспитатель: Правильно, я вижу  вы помните перелетных птиц, а хотите посмотреть на них и послушать, как они поют? Тогда  усаживайтесь на ковре, а волшебный экран нам поможет.

Презентация: «Перелетные птицы» (вместе со слайдами звучит музыка с голосами птиц).

Воспитатель: Вы внимательно слушали, сможете узнать птицу по голосу?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте сыграем в игру «Чей голос». Включаются по очереди записи голосов птиц, которые были в презентации. Дети угадывают.

Воспитатель: Вспомнили, теперь не перепутаете перелетных птиц с зимующими? Мы сейчас это проверим.

Игра- соревнование «Не ошибись» ( на ковре выкладываются картинки с птицами, с двух сторон два обруча, у одного лежит снежинка, у другого – солнце – обозначение зимующих и перелетных птиц; дети строятся в две колонны)

Задание: найти свою птицу(зимующую или перелетную) и положить в свой обруч.

Воспитатель: Давайте проверим, справились ли вы с заданием (поднимает из обруча каждую птицу, дети называют и определяют, какая она).

Воспитатель: Для того, чтобы все все перелетные птицы к нам быстрее прилетели, мы должны их позвать. У вас на столах лежат ваши работы. Помните, мы изображали грачей с помощью пластилина (барельеф), сегодня я вам предлагаю их оживить. Для этого я принесла вам семена подсолнечника (семечки) и семена гороха. С помощью горошинки, мы сделаем грачу глаз, а семечками украсим все тело, чтобы покрыть грача перьями, тогда он сможет взлететь (дети выполняют работу под щебет птиц, затем работы выставляются на доске).

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее занятие, что мы сегодня с вами делали, о чем говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о птицах, о том, как они отличаются от животных; вспомнили перелетных и зимующих птиц, оживили грача.

Воспитатель: я рада, что вам было интересно, наше занятие окончено.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 1 «Родничок»

Конспект фронтального логопедического занятия

 «Деревья в зимнем лесу»

(старшая логопедическая группа)

Подготовила: Бикмурзина Е.М.

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ». (старшая группа)

Навыки общения формируются у человека с ранних лет, поэтому необходимо обучить детей позитивным приемам общения со сверсниками....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

Конспект НОД в старшей группе тема: "Весна и наши крылатые друзья"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по окружающему миру .В  НОД мы закрепляем знания детей о весне, о жизни птиц ,расширяем представления о зимующих птицах.  Воспит...

Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа

Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...

Конспект НОД в старшей групп – «Правила дорожного движения для Белоснежки и её друзей»

Цель: формирование знаний о правилах  безопасного дорожного движения в качестве пешехода...

Конспект НОД в старшей группе. "Как снеговик нашел друзей".

Занятие на кружке "Карандашик". Нетрадиционные формы рисования. Свеча и акварель....

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...