Игровой тренинг в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольника.
статья по окружающему миру на тему
Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками помогает развитию общения. как со взрослыми так и с другими детьми. Использование мини-игр помогает добиваться эмоциональной раскрепощенности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональное развитие в процессе театрализованной деятельности | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровой тренинг в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольника».
Театрализованная деятельность в детском саду представляет большие возможности для развития речевого творчества дошкольников.
Один из видов театрализованной деятельности – драматизация – это не просто пересказ той или иной сказки, здесь нет строго выполненных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Трудности для организации этой деятельности составляет не только проблема речевого развития дошкольников, но и возможности детей выражать свои эмоции. Проигрывание психогимнастических упражнений, игр, тренингов на изображение эмоций, черт характера, направленных на развитие общения и понимание детьми друг друга, является подготовительным этапом к организации театрализованной деятельности. Частично справиться с этими проблемами мне помогают игры-тренинги, направленные на развитие эмоциональной сферы, на развитие общения детей. В ходе этой работы, в процессе непрямого воздействия на ребёнка, то есть, исключая наставления, создаю ситуации, в которых у детей во время ролевых игр и отработки способов общения, проявляются интеллектуальная и нравственная активность. Далее в процессе динамики возникают желанные изменения в речевом развитии детей, в поведении и отношении их к миру.
Основные цели в работе с детьми:
1.Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.
2.Обучать умению слушать и слышать другого.
3.Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.
4.Учить использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
5.Развивать речь и способность делиться своими переживаниями, впечатлениями в самостоятельных высказываниях.
6.Развивать воображение, наблюдательность, выразительность движений.
7.Формировать навыки творческого рассказывания.
8.Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
9.Способствовать полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчество.
Развивающие игры и тренинги:
Название игры | Цель игры | Ход игры |
Давайте познакомимся | Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде. | Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени). |
Снежный ком | Способствует запоминанию имён всех участников и продолжает знакомство | Первый участник называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по имени всю группу. |
Давайте поздороваемся | Продолжается знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. | В начале упражнения оговариваются разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия и поздороваться им. |
Встаньте все те, кто… | Развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение знакомства. | Ведущий предлагает встать всем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру - любит дарить цветы и т.д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? И т.д.
|
Подарок на всех | Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. | Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем вместе?» или «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг… |
Руки знакомятся руки ссорятся, руки мирятся | Соотношение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. | Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый даёт задание – выполняются по 2-3 минуты: - закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. - Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощение, вы расстаётесь. |
Пантоми- мические этюды | Развитие способностей общаться с помощью пантомимики. | Детям предлагается пройтись так, как в представлении ходит: - маленькая девочка в хорошем настроении, - старик - взрослая женщина - ребёнок, который учится ходить - уставший мужчина и т.д. |
Художник слова | Развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные дета ли; использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей. | Каждый ребёнок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный Портрет – его внешние особенности, а по Возможности и внутренние психологические, не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели?) |
Я и животное | Развитие воображения, выразительности движений и речи. | Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, медведь, змея, ёж, крокодил и др. |
Коллективное сочинение сказки | Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умения учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, развитие творческого рассказывания. | Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом представляющих собой основу для связного рассказа. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по ней рассказ (и все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете). Главный герой сказки – житель страны Понимания, мастер общения. Он отправляется в путешествие, и на пути ему встречаются различные люди. Он попадает в сложные ситуации: лиса хочет его перехитрить, волк хочет съесть, медведь не хочет помочь и т.д. |
Оживи камешки | Развитие наблюдательности и выразительности движений | На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», остальные дети отгадывают это животное. | |
Маски | Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. | На одного ребёнка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребёнок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребёнок, который его изобразил. | |
Зоопарк | Развитие воображения, выразительности, сообразительности. | Дети делятся на две группы: первая группа – дети, изображающие животных в зоопарке, вторая группа – дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями. | |
Прочитай письмо | Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом, развитие творческого рассказывания. | «Почтальон» (взрослый или ребёнок) приносит письма, но не обычные, зашифрованные в каждом письме – мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния. Каждому ребёнку для расшифровки вручается по письму и дети друг с другом рассказывают, сочиняют, что они прочитали в своём письме. | |
Колобок | Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи. | Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок» должен сказать ему несколько слов или задать вопрос, например: - как тебя зовут? - Колобок, я знаю из какой ты сказки. - Колобок, давай с тобой дружить. - Приходи ко мне в гости, Колобок. После сказанной фразы ребёнок передаёт «Колобка» соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребёнку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли. | |
Хоровод сказочных героев | Развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности. | Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке воспитателя (Буратино, Баба-яга, Василиса Прекрасная и т.д.) | |
Вежливые слова | Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, обогащение и активизация словаря ребёнка. | Игра проводится с мячом в круге. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), слова извинения (извините, простите, жаль), слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи, счастливого пути). В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того кому они были адресованы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация театрализованной деятельности в ДОУ как средства развития речи и эмоциональной сферы дошкольников
опыт работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ...
Организация театрализованной деятельности в ДОУ как средства развития речи и эмоциональной сферы дошкольников
Опыт работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ....
"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.
Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».
Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....
Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx
Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....
Развитие речи и эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. По утверждению К.С. Станиславского , театр, - это средство для общения людей, для по...
Картотека игр и упражнений на развитие контактности и эмоциональной сферы дошкольников
Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности, жизнерадостном настроении, и способствует нормально...