Цикл занятий по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познакомить детей со значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_dokument_microsoft_office_word.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста
по экспериментированию
Тема 1: «Свойства воды»
Цель:
- Познакомить детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- вода растворитель.
- Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
- Прививать бережное отношение к воде.
Материалы для занятия:
- прозрачные сосуды цилиндрической формы, сосуды фигурной формы;
- воронки;
- фильтрованная бумага;
- вещества, которые будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло;
- иллюстрации на тему вода.
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации, и они помогут нам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.
- Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая. Вода в море - морская. Вода в океане океаническая.
- Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от соленой морской воды)? Пресная.
- Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных речках, морях и океанах во время шторма, бури).
- Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.
- Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на ваши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать тоже самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?
Дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.
Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики.
- Они остались такими же?
- Да их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из наших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору.
Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у неё стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Воспитатель: Еще одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что это за вещества.
Совместными усилиями определяют, что на столе находятся мука, соль, сахар, растительное масло, настой из трав.
Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;
- мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;
- растворы календулы, марганцовки растворяются быстро, но меняют цвет;
- масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
Воспитатель: А теперь попробуем нашу воду очистить. Из фильтрованной бумаги сделаем воронку.
Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.
Выводы:
- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде;
- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор травы.
- после фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы крахмала, которые смогли перейти через фильтр.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в наш дом через водопроводные краны, тоже отфильтрованная. Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, только потом она попадает в водопровод.
Тема 2: «Вода в жизни человека»
Цель: 1. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:
- вода – источник жизни;
- вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
3. Прививать бережное отношение к воде.
Материал для занятия:
Фотографии, рисунки, картинки с изображением различных природных водоемов; географическая карта мира и глобус; кроссворд на листе бумаги.
Ход занятия:
Ребята, я предлагаю вам по буквам угадать ключевое слово занятия и заполнить кроссворд.
1 2 3 4
|
Воспитатель: В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте.
Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и тоже стоит на третьем месте.
В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».
И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама».
Тема нашего занятия «Вода».
Воспитатель: Мы привыкли называть себя землянами, потому что наша планета называется Землей и сам человек живет на твердой поверхности земли.
Но если на нашу планету посмотреть из космоса, то, прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Почти ¾ поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим более 1\4 остается на долю суши, на которой мы и живем. Так, что недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают её такой, и именно голубой она кажется из космоса. Все океаны и моря - это один громадный водоем. Вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов - в моря. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием - Мировой океан.
Воспитатель: Итак, сегодня мы поговорим о воде и ее значении в нашей жизни. Дети, представьте себе, что на нашей планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?
Высказывание детей (без воды не может жить человек, погибает все живое вокруг и т. д.).
Воспитатель: Итак, мы видим, что без воды жизнь человека была бы невозможна. Ученые установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды – всего 3-4 дня, а затем он погибает.
Все живое на земле произошло из воды. Давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете ещё не было жизни, почти всю её поверхность занимал океан. И именно в океане под воздействием солнечных лучей появились первые живые существа – такие маленькие, что их невозможно было рассмотреть без сильных микроскопов. Они продолжали развиваться, становясь все более сложными. Появились рыбы.
А океан тем временем отступал, уступая место суше, которая все больше поднималась из океанских глубин. Иногда из-за землетрясений суша поднималась так резко, что некоторые участки океана оказывались как бы отрезанными, заключенными внутри материка. Так образовались озера и внутренние моря.
А как же морские животные? Некоторые из них учились дышать воздухом и постепенно, с течением времени, пересинились на сушу.
Прошло еще много времени – миллионы лет, прежде чем на Земле появился человек. Но наш организм до сих пор «помнит» о том, что жизнь зародилась в океане: тело человека на 2\3 состоит из воды.
Игра - «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, так чтобы все могли видеть друг друга, воспитатель в центре, с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Дети могут ответить холодная, горячая, газированная, речная ит.д..
По окончанию игры воспитатель подводит итог, обобщает мысли.
Вода есть в морях, океанах, реках, озерах, прудах, ручьях и родниках. Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замершем виде – снег, лёд. Все это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку.
Океаны и моря – это один громадный водоем, вода все время перетекает из морей в океаны, а из океанов в моря.
Реки питаются водой ледников, болот и озер. Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или озера или ключей и родников, бьющих из-под земли.
Морская вода соленая и для питья не годится. В морской воде содержится очень много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму.
Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она падает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, компоты, ею завариваем чай.
Тема 3: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Цель: 1. Познакомить детей со значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей сред.
- Рассказать, что капельки воды в нашей природе «ходят», движутся по кругу.
- Познакомить детей с явлением кислого дождя.
Материал к занятию:
глобус, картины с изображением рек, озер, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе; предметные картинки с сюжетами использования воды, рассказ «Что такое кислый дождь?»
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки и озера.
- Объясните, что изображено на картине? (Дети объясняют, что все, изображенное на картинах, - это вода.)
Стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель предлагает детям картинки, и рассказать, как человек использует воду.
- Что вы знаете про воду?
- Какая она?
- Кому она нужна?
- Зачем вода растениям?
- Как они её получают?
- Нужна ли вода животным?
- Нужна ли вода человеку?
- Что он с ней делает?
Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
- А как же рождается река? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.). На земле много разных рек - большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать большую речку?
Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты - ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку?
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята - её детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает. что им делать.
Полетели Капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночки прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой. (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой речке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (Встают в хоровод). Плавали, плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, подняв руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели. прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой будьте, она за вас соскучилась.
После чего воспитатель читает рассказ «Что такое кислый дождь?».
Задает вопросы:
- Что такое кислый дождь?
- Из чего он получается?
- Кому он вредит?
- Откуда берется дым в воздухе?
- Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?
Тема 4: «Кто живет в воде»
Цель:
1. Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность, к жизни именно в водной среде;
2. Разъяснять необходимость охраны этих животных и среды их обитания;
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы к занятию: картины с изображением речных животных: рыб, лягушки, бобра, рака.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду). Известно, что живые существа впервые появились в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы). Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой водке и пресной. Рыб в мире огромное количество. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Панно подводного мира реки).
Посмотреть на реку -
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда.
Но если поглубже,
В неё заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так:
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это – огромная щука,
Плывет, как ракета
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает,
Стоит, как лопата.
В затоне линии копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
По ходу чтения стихотворения на панно прикрепляются картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
Рак: Я - рак. Ползаю по дну и прячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда-то на востоке нас держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
Лягушка: Раньше были мы икрой, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ква-ква!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете – красота!
Игра «Мы - водные животные».
Мы - лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы - красивые речные лягушки. (Дети имитируют её движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег, ловят комарика.)
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши:
Папы и мамы, и малыши!
Детки - рыбешки на больших похожи –
Плавают как папы тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
Дети имитируют движения рыбок. Плавают молча. Рыбки маленькие, их может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к ним, рыбки быстро разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы её съесть.
Превращаемся в улиток. Высовываем рожки (пальца рук) и медленно ползем по листу водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде. Нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Детям предлагается набор карточек с изображениями разных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема.
Тема 5: «Что растет в воде»
Цель:
- познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде;
- разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал: рисунки, фотографии водоемов и водных растений. Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, на реке, на пруду? Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет рисунки реки.
- Найдите рисунок белой кувшинки? Как ее еще называют?
Прикрепляют лилию. Предлагаю вам послушать сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
«В реке росло много белых кувшинок и их широкие листы плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, - кругом, куда не посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется в дали».
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыли к кусту кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению.»
Тишина. Лишь кое-где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой раздольной.
Дети, рассмотрите листья и стебли этого замечательного растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черенка. Почему толстые? Потому что в нутрии каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает листку утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок - на длинных стебельках-веревочках, они связывают растения с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суши он не может стоять прямо.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги Толстого «Золотой ключик»)
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в своих теплых кроватках, один я сижу на мокром листе… Дайте поесть чего-нибудь, лягушки.» Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».
- Какие цветы у кувшинки?
Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок нектар, приносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки - цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора закрываться, когда открываться. Кувшинки раскрывают лепестки утром, закрывают вечером. Их даже называют цветы – часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их на букет. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
МБДОУ ДСКВ №48 «Золотой петушок»
Некипелова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста
Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Яз...
Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста
Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Яз...
Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Природа и быт Тюменского Севера»
региональный компонент...
Цикл занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возмо...
Цикл занятий по пластилинографии для детей старшей группы
Цикл занятий по пластилинографии для детей старшей группы...
Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio
Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...
Цикл занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возмо...