Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Язык"), осязание (занятие "Пальцы"). К каждой теме предлагаются иллюстрации, загадки, которые любят отгадывать дети. Есть обобщающее занятие, по сути дела рефлексия по всей теме. Цикл данных занятий имеет познавательный и образовательный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Органы чувств
Нос
1. Вступительная беседа.
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать об органах чувств.
Их всего пять - это уши, глаза, нос, язык, кожа. (Педагог показывает картинки, комментируя их и выслушивая высказывания детей).
2. Основная часть.
Отгадайте, о чём идёт речь:
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
- Нос - это орган чувств.
Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием.
Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни? (С его помощью различают запахи).
- Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, предметы, которые я вам предложу. (Педагог предлагает детям определить по запаху, к примеру лимон, мыло, чеснок и т.д.)
- Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие).
Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).
Чтобы нос различал запахи необходимо делать упражнение:
Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим,
Сверху, снизу разотрем -
И еще разок вдохнем.
3. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Органы чувств
Глаза
- Вступительная беседа.
Педагог и дети вспоминают, о чем говорили на предыдущей встрече.
- Основная часть.
Педагог загадывает загадку:
Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза).
Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека, и эта способность называется зрением.
Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть красоту окружающего мира, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире).
Если мы посмотрим в глаза друг другу, то заметим, что у радужная оболочка у всех разная. У одних она коричневая, у других – серая, у кого-то голубая. А черная точка посередине – это зрачок. Он помогает нам видеть вокруг. (Педагог беседует с детьми, показывая изображения глаз с разными радужными оболочками).
Ребята, а как вы думаете, для чего нужны ресницы, брови, веки? (Они оберегают глаза от пыли, ветра).
Давайте подумаем, что нельзя делать, чтобы не навредить глазам? (Беречь от острых предметов).
Нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей.
Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми? (Есть продукты с витаминами, делать упражнения для глаз, гулять на свежем воздухе).
Вот правила по охране зрения:
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
- Нужно гулять на свежем воздухе
Чтобы глазки не устали сделаем гимнастику для глаз:
| Моргните левым глазом |
Правила по охране зрения…
Предварительный просмотр:
Органы чувств
Уши
- Вступительная беседа по материалам предыдущей встречи.
- Основная часть.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
У зверушки на макушке,
А у нас - ниже глаз.
(Уши).
Правильно, это уши.
Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка и т. д.).
Дать детям возможность порассуждать, предложив им проблемную ситуацию: как живется человеку, который не может слышать в силу какого-то обстоятельства.
Чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие?
Правила по соблюдению гигиены ушей:
- Не ковырять в ушах,
- Защищать уши от сильного ветра,
- Не слушать громкую музыку,
- Сильно не сморкаться.
А еще, ребята, я предлагаю вам зарядку для ушей:
Мы ладошки разотрем
Смело ушки мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разомнем
Снизу вверх опять пройдем.
Игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!"
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
- Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Органы чувств
Пальцы
- Вступительная беседа по материалам прошлой встречи.
- Основная часть.
Есть органы чувств, которые отвечают за осязание.
Осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки.
Вопросы для размышления:
Давайте поговорим о том, что вы можете почувствовать пальцами, оказавшись в различных ситуациях. (Педагог показывает картинки, где пальцы испытывают различные ощущения).
Далее педагог предлагает игру « Волшебный мешочек». (Дети на ощупь узнают и называют предмет, находящийся в мешочке).
Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику:
"В гости"
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.
Проводится игра: "Жмурки".
3.Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие
Органы чувств
- Вступительная беседа.
Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы теперь знаете?
Для чего нужен нос, глаза, язык, кожа? (Беседа проводится с показом иллюстраций).
Теперь, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, в которых говорится обо всех органах чувств. Их надо внимательно слушать, чтобы правильно назвать отгадку.
Между двух светил в середине я один. (НОС)
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (ГЛАЗА)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (ЯЗЫК)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (ГЛАЗА)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (КОЖА)
Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:
Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно. (НОС)
Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично! (УШИ)
У двух матерей - по пять сыновей, одно имя всем. (ПАЛЬЦЫ)
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (ГЛАЗА)
Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (НОС)
Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора. (ГЛАЗА И НОС)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... (УШКИ)
Назовите орган слуха.
Дружно, хором! Это - ...(УХО).
Не лишился друг, чтоб слуха,
Не кричи ему ты в ... (УХО).
У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств.
Обведите кружочком орган слуха, овалом — орган зрения, треугольником — орган, который отвечает за обоняние…рисунка какого органа не хватает?
Мы должны беречь их и ухаживать за здоровьем.
Послушайте стихотворение С. Я. Маршака:
Одна дана нам голова, | Зато один и нос и рот. А будь у нас наоборот, Одна нога, одна рука, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы...
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы...
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мой северный край» (региональный компонент)
Во время проведения цикла занятий у дошкольников формируется познавательный интерес о родном крае. Воспитываются дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особен...
ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста "Песни военных лет".
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с песнями военных лет и историей их создания....
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Загадочный космос».
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Загадочный космос». Беседа 1: «Где летают самолёты? »(с использованием информационно ...
- Мне нравится (2)