Конспект ООД по познанию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ТЕМА: «Во саду ли, в огороде выросла картошка»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Во саду ли, в огороде выросла картошка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познанию в подготовительной группе
ТЕМА: «Во саду ли, в огороде выросла картошка»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Во саду ли, в огороде выросла картошка».
Задачи:
- создать условия для закрепления у детей исторических сведений о картофеле (дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания).
- создать условия для уточнения и пополнения знаний детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
- создать условия для обогащения и систематизирования знаний детей о картофеле.
- создать условия для развития способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
- создать условия для воспитания гуманного отношения ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания, интереса и уважения к народным традициям.
Методы и приемы: Вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов, использование стихотворных форм, загадок, физминутка – игра, релаксация, игровая ситуация.
Этапы | Оборудование материалы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия |
| Изображение клубней картофеля разных сортов Мяч Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады | Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать, надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно. Друзья, мы пригласили вас, Чтобы рассказать сейчас О чуде-пище не простой, Которая, так вкусно кормит нас! Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? Правильно о картошке. В некотором царстве, В некотором государстве Не на Марсе и не на Луне- Жила картошечка в земле. Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том, Как пришёл картофель в дом! О всех свойствах, об уходе. О работе в огороде. О поделках, вкусной пище…. Многое должны узнать И уже пора начать. Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы будем говорить о картофеле. Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик. Как он помогает? Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I) Как его использовали, в качестве чего? (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты). Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом. Игра с мячом «Отгадай загадку» Пришло время отгадывать загадки. Вот соль тебе, Вот хлеб и ложка – Сварилась к ужину …….. (картошка) Что копали из земли, Жарили, варили. Что в золе мы испекли Ели и хвалили?
И зелен и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом картошка Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» Это чудо плод Её едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошка – Везде присутствует картошка. Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали. А когда копать пошли, Сразу десять вдруг нашли. А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете? А теперь физминутка: Попрошу всех встать, Что скажу, то повторять: Руки вверх и подтянулись, Наклонились, разогнулись, Вдох и выдох - улыбнитесь, Потихонечку садитесь. Воспитатель и дети переходят к столику, где находиться фотоотчёт с огорода. Пусть грязны мои ладошки, Я привык уже к труду… И вкуснее нет картошки, Что посадишь сам в гряду! Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку). А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы. Какого он цвета? А какой он формы, Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга. Картофель, какой на ощупь, Что есть у картофеля? Правильно есть выемки. Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен! А теперь пройдём в нашу лабораторию, занимайте свои места за столом, только тихо. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения. Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие - нибудь блюда из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ! Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы, из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле? А как вы думаете, для чего нужен крахмал? Правильно крахмал, а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты. «Что общего между киселём и белой салфеткой?» Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал. Опытно - экспериментальная деятельность: Натёртую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной; Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука. Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит. Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет. Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите, накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит. Что можете сказать? Отличаются или нет? Итак, мы с вами сделали открытие, и узнали из чего состоит картофель – из крахмала. Итог занятия. Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу. А сейчас мы поиграем. Подвижная игра «Огородник» - Ах, картошка, ты, картошка. Кормишь ты честной народ! Если есть картошка в доме, Будешь сытым целый год! | Дети дарят друг другу улыбки и хорошее настроение. Ответы детей. (о картошке) Дети рассказывают потешку о дождике. Дождик, лей, лей, лей, Крупных капель не жалей! Помоги немножко Вырастить картошку! Дети отгадывают загадки, заучивают. Дети говорят пословицы и поговорки: •Картошка да каша – еда наша. •Картошку копать, не руками махать. •Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. •Без труда картошка не родится никогда. •Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге. Дети вместе с воспитателем проводят физминутку. дети рассматривают фото и вспоминают, как сажали её, окучивали, пололи, и выкапывали клубни картофеля. Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки. Ответы детей. Ответы. Выполняет воспитатель и дети, по желанию. Сравнивают на ощупь две салфетки. Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет. Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз. | условия для эмоционального комфорта и рабочего настроя. условия для закрепления у детей исторических сведений о картофеле. (Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания). условия для уточнения и пополнения знаний детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. условия для обогащения и систематизирования знаний детей о картофеле. условия для развития способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. условия для воспитания гуманного отношения ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания, интереса и уважения к народным традициям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной области "Познание" в подготовительной группе "Люби и знай родной свой край"
Данное занятие было проведено ко Дню округа ХМАО- Югры...
Конспект НОД ОО "Познание" в подготовительной группе по теме "Площадь. Измерение площади"
Цель: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади....
Конспект НОД по познанию в подготовительной группе «Комнатные растения».
Конспект НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Комнатные растения»....
Конспект досуга ОО «Познание», в подготовительной группе, с детьми и родителями. Тема: «Петушки на палочке».
Цель:• Познакомить детей с историей появления русской народной сласти – петушка на палочке.• воспитывать любовь к родине;• формировать познавательную активность; • создавать у детей радост...
Конспект занятия ОО «Познание», в подготовительной группе. Тема: «Котята – озорные ребята».
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о семействе кошачьих;закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств...
Конспект НОД по познанию для подготовительной группы " Сравнение бурого и белого медведя."
Расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним, с применением методов и приёмов, направленных на формирование абстрактног...
Конспект НОД по познанию в подготовительной группе на тему "Откуда пришёл Новый Год".
Расширять представления детей об истории возникновении праздника,воспитывать уважение к традициям русского народа....