Конспект ООД "Познакомьтесь, Дед Мороз"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Сергеевна

Данный конспект способствует формированию у детей познавательного интереса к сказочному персонажу Деду Морозу, развивает внимание, память, логическое мышление, воображение; способствует формированию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_poznakomtes_ded_moroz.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Познакомьтесь, Дед Мороз»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема занятия:

Цель: создать условия для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к изучению личности Деда Мороза  посредством показа презентации.

Задачи: 

Образовательные:

- способствовать формированию у детей познавательного интереса к сказочному персонажу Деду Морозу,

- обобщить, уточнить ранее полученные знания.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,

- способствовать формированию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания,

Воспитательные:

- вызвать положительный эмоциональный настрой,

- формировать самостоятельность, инициативу,

- приобщить к элементарным общепринятым правилам, нормам, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением Деда Мороза. Чтение стихов и сказок про Деда Мороза.

Демонстрационный материал: проектор, лэпбук.

Раздаточный материал: смайлики.

Ход ООД.

Организационная часть:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети:

- Здравствуйте.

Воспитатель:

- Приглашаю вас поиграть в игру «Снежный ком»  (воспитатель настраивает детей на активную совместную деятельность).

- Снежный ком мы все катаем,

  До пяти мы все считаем.

  Раз-два-три-четыре-пять -

  Тебе танец танцевать! (дети встают в круг, передают «снежный ком». На ком останавливается текст, тот танцует.). Игра повторяется 2-3 раза.

- Хорошо, теперь присаживайтесь на стульчики.

- Дети, скажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро наступит?

Дети:

- Новый год.

Воспитатель:

- Каких героев новогоднего праздника вы знаете?

Дети:

- Дед Мороз, Снегурочка, Баба-Яга.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а вы ждете какого-нибудь чуда от приближающегося праздника?

Дети:

- Ждем подарки от Деда Мороза.

Воспитатель:

- Действительно, все ждут подарков и взрослые и дети. Но подарки просто так не дарит Дед Мороз. И незадолго  до Нового года дети стараются вести себя по-другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз.

- А кто же такой Дед Мороз?

Дети:

- Дедушка, волшебник.

Воспитатель:

- Ребята, а у нас Полина, Кирилл и Дарина очень захотели побольше узнать о том, кто же такой Дед Мороз. И мы с ними организовали мини проект, который называется «Познакомьтесь, Дед Мороз».

- Они хотят с вами поделиться всем тем, что они узнали.

Основная часть:

Слова по презентации.

Полина:

- Здравствуйте, уважаемые гости! Представляем вашему вниманию наш проект «Познакомьтесь, Дед Мороз».

Выходит, Дарина, читает стихотворение:

Кто ответит на вопрос:

Где ночует Дед Мороз?

Что он ест и что он пьёт,

С кем играет, как живёт?

 

Не могу себе представить,

Что он штопает носки

Или белит мягкой щёткой

В своём доме потолки!

 

Интересно, как он в шубе

Ходит летом в магазин?

Неужели он с хозяйством

Управляется один?

 

Как он только успевает

Переделать кучу дел?

Кто даёт ему лекарство,

Если вдруг он заболел?

 

Я на ёлке Дед Мороза

Поцелую прямо в нос

И спрошу его тихонько:

– Где ночует Дед Мороз?          

Полина:

- А действительно, кто такой Дед Мороз?

- Интересно, а он всегда был таким, каким мы его себе представляем?

- А где он живет, и кто ему помогает?

- Любопытно, есть ли в других странах Дедушка Мороз?

Кирилл:

- в преддверии Нового года Наталья Сергеевна прочитала нам сказку с участием нашего любимого Деда Мороза и нам очень захотелось побольше о нем узнать.

Дарина:

- чтобы узнать, как можно больше информации мы попросили помощи у родителей. Мы искали информацию в интернете. Обращались за поиском интересных фактов к художественной и научной литературе. И вот, что мы выяснили.

Полина:

- образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.  Есть версия, что наш Дед Мороз – это повелитель зимы и снега. Его представляли, как седого старика, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча с ним сулила беду. Нрав у Деда был довольно суров, поэтому строптивцев он мог заморозить до смерти. По этой причине люди задабривали его, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу, просили не губить посевы.

Кирилл:

- по другой версии Деда Мороза считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести, и предлагалось угощение, при этом его просили не портить сельскохозяйственный культуры.  Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун, Зимник и много других имен. Любопытно еще и то, что Дедушка Мороз был семейным человеком. Некоторые писатели утверждали, что женой Деда Мороза была сама Зима.

Дарина:

- Есть еще одно, что позволяет узнать нашего современного героя, –  это внешний вид.

У Деда Мороза должны быть густые серебряные волосы и такая же борода - это символы богатства, могущества. Перчатки Деда Мороза раньше были трехпалы, что считалось символом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежками белого цвета, расшитые серебром, - это знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук.

 Одет он в белую рубаху и штаны изо льна, украшенные орнаментом - это символ священного знания; а сверху - в красную, расшитую серебром и украшенную лебединым пухом шубу, красную шапку, украшенную жемчугом. Подпоясан Дед белым с красным орнаментом поясом - символом связи потомков и предков. Обут он в серебряные или красные, шитые серебром сапоги.

В руках хрустальный посох, наконечник из серебра в виде полумесяца - символы власти над водой, Луной и миром предков.

Кирилл:

- существует много стран и городов, которые претендуют на звание родины Деда Мороза. Мы выяснили, раньше люди считали, что Дед Мороз обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, спустившись в колодец. В настоящее время Дед Мороз живет в старинном городе Великий Устюг. Именно там, на берегу реки Сухона, и расположена официальная резиденция главного героя Нового Года.

Если вы хотите отправить ему письмо пишите по адресу: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза.

Полина:

- мы узнали, что дед Мороз есть почти в каждой стране мира. Он имеет не только собственное имя, но и собственный образ.

Воспитатель:

- в Финляндии коллегой нашего деда Мороза является Йоулупукки, что в переводе обозначает «Рождественский козел».

Полина:

- о своем появлении предупреждает колокольчиком.  Он лично посещает каждую семью. Войдя в дом, дед спрашивает: «Здесь живут послушные дети?», после этого раздает подарки, а помогают ему гномы.

Воспитатель:

- в Швеции заместителем деда Мороза является – Юлтомтен.

Дарина:

- он живет в волшебном лесу, помогают ему снеговик Дасти, озорные мыши и крошечные эльфы. Подарки он оставляет на подоконниках или подкладывает их к печке. 

Воспитатель:

- во Франции деда Мороза зовут Пэр Ноэль.

Кирилл:

- он подъезжает к дому на ослике, с корзиной подарков, проникает в дом через дымоход и раскладывает подарки в обувь, оставленную перед камином.

Воспитатель

- в Италии в новогоднюю ночь на волшебной метле прилетает Фея Бефана.

Полина:

- она открывает двери маленьким золотым ключиком, подарки оставляет в детских чулках, специально подвешенных к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет уголек.

Воспитатель:

- а вот коллегу из Румынии и Молдавии зовут – Мош Крэчун.

Дарина:

- по - румынски это имя обозначает -  Дед Рождество. Он спускается с вершины горы, где живет круглый год в снегах, обходит все дома, раздавая подарки, а затем возвращается в свою горную резиденцию.

Воспитатель

- родственника Деда Мороза из Монголии называют – Увлин Увгун.

Кирилл:

- монгольский дед мороз является еще и главным пастухом. Раздавать подарки ему помогают: девочка снег и мальчик новый год.

Воспитатель:

- в западной Европе и США коллегой Деда Мороза называют Санта – Клауса.

Полина:

- К ребятам в гости он прилетает на волшебных санях в оленьей упряжке. Подарки оставляет в башмачках и чулках, оставленные возле камина.

Воспитатель:

- Хотя в разных странах Деда Мороза величают по - разному, всем он приносит радость и праздник. В Германии его называют Бельшникель.

Кирилл:

- С собой он всегда приносил в одной руке розги - для наказания непослушных детей, а в другой - мешок с подарками. Шалунам обычно давали шанс исправиться. Они могли прочитать стихотворение и тогда их тоже наделяли гостинцами.

Полина: Данный проект позволил нам узнать, что Дед Мороз не всегда был таким, каким мы его себе представляли. Выяснили, где он живет, и кто ему помогает.

Кирилл: За время проекта мы расширили наши знания о самом загадочном персонаже  - о Дедушке Морозе.

Дарина: работа над проектом позволила узнать, что в каждой стране мира есть свой собственный Дед Мороз, но работа у всех одинаковая - дарить детям подарки, праздник и хорошее настроение

Заключительная часть:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают лэпбук.

Воспитатель:

- Ребята, что интересного вы узнали из рассказа ребят?

Дети:

- Оказывается, что Дед Мороз был когда-то недобрым. Узнали, где он живет.

Воспитатель:

- Ребята, кому понравилось выступление – возьмите красный смайлик. Кому было не очень интересно – возьмите синий смайлик. Кто считает, что вообще зря провел время – возьмите зеленый смайлик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Уважаемые гости, дорогие ребята – спасибо всем за внимание. Поздравляю всех с наступающим Новым год, желаю вам исполнения всех ваших заветных желаний.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дед Мороз огни зажег на высокой елке"

В данном конспекте описывается интегрированное  занятие для детей средней группы детского сада . Рассказывание по картине с использованием алгоритма....

Конспект проведения прогулки «Мороз и солнце – день чудесный!» в средней группе

Все аспекты проведения прогулки зимой  с детьми среднего дошкольного возраста....

Конспект "Окно деда мороза"

Конспект "Окно деда мороза"...

Конспект "Друзья Деда Мороза"

Конспект совместно образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию....

Конспект развлечения "Дед Мороз, мы ждём тебя"

Цель:   создать положительный отклик на образ Деда Мороза перед большим новогодним утренником...

Конспект "Поручение Деда Мороза"

Тема: Поручение  Деда Мороза.Цель:. повысить интерес к Новогодней игрушке, познакомить детей с историей елочной игрушки, научиться её изготавливать.Задачи: Образовательная:  расширить кругоз...

Конспект прогулки "Дед Мороз и лето"

Цель: - формирование у детей представление о лете, как о времени годаЗадачи:- Выявлять способность солнца нагревать предметы;- Выявлять свойства воды, чем выше ее температура, тем в ней быстрее тает л...