«Зимующие птицы». Конспект НОД по развитию речи с детьми с ОНР в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Феофилова  Гульнара  Владимировна

ТЕМА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Образовательные области:

Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая культура.

Задачи:

Познавательные: закрепить знания детей о зимующих птицах; упражнять в счете до 5;

Речевые: расширять и активизировать у детей словарный запас; побуждать к чтению стихотворений наизусть, соблюдая интонационную выразительность;

Социально-коммуникативные: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицамразвивать навыки взаимодействия со сверстниками;

Художественно-эстетическиеразвивать воображение; познакомить с новой техникой рисования – рисования на крупе; развивать музыкальный слух, исполнительские умения;

Физическая культура: совершенствовать основные движения, повышать двигательную активность в ходе НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы». Конспект НОД по развитию речи с детьми с ОНР в средней группе


«Зимующие птицы». Конспект НОД по развитию речи с детьми с ОНР в средней группе

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Образовательные области:

Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая культура.

Задачи:

Познавательные: закрепить знания детей о зимующих птицах; упражнять в счете до 5;

Речевые: расширять и активизировать у детей словарный запас; побуждать к чтению стихотворений наизусть, соблюдая интонационную выразительность;

Социально-коммуникативные: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицамразвивать навыки взаимодействия со сверстниками;

Художественно-эстетическиеразвивать воображение; познакомить с новой техникой рисования – рисования на крупе; развивать музыкальный слух, исполнительские умения;

Физическая культура: совершенствовать основные движения, повышать двигательную активность в ходе НОД.

Методы и приемы:

Практические: п/и «Снежки», и/у «Лыжи», д/и «Сортировка», д/и «Каждую птицу на свое место», рисование на крупе, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Наглядные: слайды «Зимующие птицы», плоскостные фигуры зимующих птиц, элементы питания птиц, звукозапись «Метель», пения птиц.

Словесные: коммуникативная игра «Здравствуйте!», чтение стихов, потешек, исполнение песен, чистоговорок, отгадывание загадок, д/и «Журавли»

Материалы и оборудование:

Бумажные снежки, плоскостные фигуры птиц, искусственная ёлочка, аудиозапись звуков метели, слайды «Зимующие птицы», тарелочки с элементами питания птиц (семена, зерна ячменя и овса, калина, сало, хлебные крошки и корочка хлеба, тарелочки с крупой (пшено).

Формы и организация совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Коммуникативная игра «Здравствуйте!», п/и «Снежки», п/р игра «Лыжи», д/и «Каждую птицу на свое место», пальч. /и «Соседи»«Птицы», д/и «Сортировка», д/и «Журавли»

Коммуникативная Беседа о зиме, перелётных и зимующих птицах, о элементах питания птиц зимой, отгадывание загадок, чистоговорки.

Познавательно-исследовательская Исследование элементов питания птиц, сортировка зёрне ячменя и овса.

Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихов о зимующих птицах наизусть, игровых потешек.

Изобразительная деятельность Нетрадиционное рисование на крупе (пшено) солнышка.

Музыкальная Слушание аудиозаписи звуков метели, пения птиц, исполнение песен.

Двигательная п/и «Снежки», п/р игра «Лыжи».

Логика образовательной деятельности.

№ п/п Деятельность педагога Деятельность воспитанников Целевые ориентиры

1.

Организационный момент:

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

- Доброе утро, здравствуйте!

- Здравствуйте, здравствуйте, всем привет!

- Здравствуй! – услышим в ответ.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи:

- Ребята, звуки какого времени года вы услышали?

- Почему вы решили, что это звуки зимы?

- Как вы думаете, какая бывает зима?

- А холода и мороза не боитесь?

Подвижная игра «Снежки»

Проговаривают потешку:

Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть

Основная часть:

- Ребята, посмотрите, пока вы играли в снежки, к нам прилетела гостья. Вы узнали её?

(плоскостная фигура сороки)

Сорока:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я была в лесу и увидела, что одни птицы улетели, а другие остались. Ничего не пойму, что к чему?

В: Ребята, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться. На чем мы можем добраться до леса?

- Предлагаю пойти в лес на лыжах.

На пути сугроб высокий,

Снег глубокий, берегись!

Мы возьмём с собою лыжи,

Нам без лыж не обойтись (имитация ходьбы на лыжах).

- Как тихо вокруг!

Ребёнок читает стих-е:

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Песня птичья не звучит?

Осторожно в лес войдем,

Всё интересное

Узнаем о нём.

- Как вы думаете, почему так тихо в лесу?

- Почему птицы не поют?

- Как называются птицы, которые улетели на юг?

- Вспомните, какие это птицы?

- Ребята, но не все птицы улетели на юг. Есть такие, которые остаются у нас зимовать. Таких птиц называют «зимующими». Давайте о них поговорим.

Сорока:

- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете этих птиц (слайды с отгаданными птицамипоявляются на экране)

1. красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять (Снегирь).

- А вы знаете, почему птицу называют снегирь?

Ребенок читает стих-е:

Стыну лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится –

Стайка алых снегирей

Облепила деревце

2. непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (синичка)

- Посмотрите, как она выглядит?

Девочка исполняет песню «Синичка»

Прилетела к нам синичка;

Эта птичка-невеличка,

Тенькает в саду весь день:

Тень-тинь-тень,

Тилинь-тинь-тень!

3. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её(сорока)

- Какая сорока? Посмотрите.

Ребенок читает стих-е:

Любопытная сорока

Длиннохвоста, белобока,

Всё хватает, что захочет

И стрекочет, и стрекочет.

С дальним краем не знакома и зимует только дома.

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её(ворона)

- Какая ворона? Опишите её.

Ребенок читает стих-е:

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моём.

В густых пушистых ветках клёна она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске-

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко, хватает кость, прочь летит

5. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (воробей)

Ребенок читает стих-е:

Прискакал воробей

На пружинках-ножках.

Прочирикал воробей-

- Дай поесть немножко! –

Поклевал, поклевал,

А спасибо не сказал

- Посмотрите и скажите, какого цвета у него оперение?

Сорока:

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А давайте мы с вами посчитаем, сколько птиц вы угадали.

(приготовили ручки, встряхнули пальчики. Загибаем пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)

Дети встряхивают пальчики и повторяют за сорокой:

1 – СНЕГИРЬ, а 2 – СИНИЧКА, 3 – СОРОКА-БЕЛОБОКА, а 4- вот ВОРОНА, ну а 5-ВОРОБЕЙ, ты поймай его скорей.

- Сколько птичек мы с вами насчитали? (5)

- Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц, что у них общего?

- А что же разного?

- Ещё я хочу поиграть с вами в игру «Журавли»

Ли-ли, ли-ли-улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло-все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля-побелела вся земля,

Лу-лу. Лу-лу- поглядите на луну,

Ла-ла-ла- птиц кормить уже пора.

Воспитатель:

- Ребята, скажите легко ли птицам зимой живется? Почему?

- Как можно помочь птицам?

- Давайте подумаем, какая птица чем питается?

(воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками; синицы-зёрнышками, лакомство – сало; снегири едят семена, ягоды рябины и калины; вороны питаются остатками пищи, очистками)

- Посмотрите какие у нас есть зёрнышки. Что можете о них сказать?

- Предлагаю разобрать зёрна на длинные – овёс, коротенькие и толстенькие – пшеницу в разные тарелочки.

- А теперь ещё одна игра«Каждая птица на своё место».

- Молодцы! Но как бы мы не старались, птичкам всё равно холодно. Они просят, чтобы выглянуло солнышко. Давайте для всех птичке его нарисуем. А рисовать будем на солнечной крупе, называется оно – пшено. С чего мы начнём рисовать солнышко?

- Затем, что нарисуем?

- Давайте приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Соседи»

Солнышко встало, утро настало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей.

- вставай, большак.

Вставай, указка,

Вставай, серёдка.

Вставай, сиротка.

И крошка-Митрошка.

Все братцы проснулись

И потянулись.

- А сейчас каждый из вас подойдёт к лесному столику, нарисует солнышко, и тогда в лесу станет теплее.

- Какие замечательные солнышки получились.

- Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.

Рефлексия.

- Вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу?

- Каких птиц вы повстречали?

- Как можно назвать этих птиц одним словом?

Давайте захватим с собой зёрнышки, пойдем на улицу и покормим птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»

Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)...

Зимующие птицы. Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

На занятии закрепляются знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании и повадках, использованы средства икт и исследовательской деятельности....

"Зимующие птицы"Конспект занятия по развитию речи в средней группе

quot;Зимующие птицы"Конспект занятия по развитию речи в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.«Расскажем медвежонку, что такое зима»

Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима» (решение задач на противоречия).Возраст: средняя группа (4-5 года).Тип: комплексное занятие....

Конспект занятия по развитию речи детей через использование игровых технологийв средней группе «Зима»

Закреплять умение  подбирать однокоренные слова,продолжать закреплять умение  образовывать прилагательные от существительных,закреплять умение согласовывать существительное с числительным, п...

"Зимующие птицы" конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада.

Конспект разработан для коррекционного  занятия  по теме "Зимующие птицы"в старшей группе комбинированной направленности. Приоритетная область развития - речевая....